Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение монотеизма



Христианское учение о едином Боге

ХРИСТИАНСКИЙ МОНОТЕИЗМ

"Слушай, Израиль: ЯХВЕ, Бог наш, ЯХВЕ един есть" (Втор. 6:4).

"Бог один" (Гал. 3:20).

 

Есть один Бог. Есть только один Бог. Это учение является центральным в Библейской проповеди, так как и Ветхий и Новый Завет учат этому четко и определенно. Но несмотря на простоту этой идеи и ясность, с которой Библия представляет её, многие из тех, кто верит в существование Бога, её не понимают. Даже в самом христианском мире многие, включая и богословов, не поняли этой прекрасной и существенной мысли. Наша цель — обратиться к этой проблеме, подтвердить и объяснить Библейское учение о единстве Бога.

Определение монотеизма

 

Вера в единого Бога называется монотеизмом (единобожием). Данное слово произошло от двух греческих слов: "monos" – одинокий, единственный, один, и "theos" – Бог. Тот, кто не принимает монотеизма, может быть определен как: атеист, т. е. отрицающий существование Бога; агностик, т. е. утверждающий, что существование Бога неизвестно и, вероятно, непознаваемо; политеист, т. е. верующий в существование более чем одного Бога. Дитеизм, т. е. вера в существование двух богов, является одной из форм политеизма (многобожия), так же, как и тритеизм, т. е. вера в трех богов. Иудаизм, ислам и христианство – три основные монотеистические религии из всех существующих в мире.

Однако среди тех, кто называет себя христианами, существует несколько различных мнений о природе Божества. Так, тринитаристы, верующие в догмат троицы, доказывают существование тех различных личностей (ипостасей) в Божестве – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, но все же одного Бога.

Среди тринитаристов можно выделить два различных течения. С одной стороны, некоторые подчеркивают единство Бога, не имея тщательно разработанного понимания того, что обозначают три различных личности (ипостаси) в Божестве. Сторонники же второго течения подчеркивают тройственность единства, т. е. они верят в существование трех индивидуумов с самосознанием, и их точка зрения, в основном, тритеистическая.

В дополнение к учению о троице существует учение о бинитаризме (то же, что дитеизм), которое не выделяет Святой Дух как отдельную личность, а отстаивает веру в две личности (ипостаси) в Божестве.

Многие монотеисты указывали на то, что тринитаризм и бинитаризм ослабляют строгий монотеизм, которому учит Библия. Они утверждают, что Божество не может быть разделено на три ипостаси и что Бог абсолютно один.

Верующие в строгий монотеизм делятся, в свою очередь, на две группы. Одни утверждают, что есть только один Бог. Но, утверждая это, они отрицают, тем или иным образом, полноту Божества Иисуса Христа. Эта точка зрения была представлена в истории ранней церкви динамистическими монархианами, такими как Павел из Самосаты и арианами во главе с Арием. Они считали Иисуса сотворенным богом, подчиненным богом, меньшим богом или полубогом.

Другие, истинные монотеисты, верят в одного Бога и в то, что Божество во всей Своей полноте пребывало в Иисусе Христе. Они верят, что Отец, Сын и Святой Дух – это проявления, образы, формы и взаимоотношения, которые единый Бог явил человеку. Историки церкви использовали термины "модализм" и "монархианский модализм" для обозначения этой точки зрения. Её поддерживали Ноэт, Праксей, Савеллий – представители ранней Церкви. В XX веке те, кто верит и в неделимое единство Бога, и в полноту Божества Иисуса Христа, часто используют термин "единство", чтобы описать свою веру. Они также используют термины "единственники", "верующие в Единого Бога", "верующие во имя Иисуса", "монотеисты" как определения, помогающие им назвать себя и отделить себя от своих оппонентов.

Итак, в христианском мире существует четыре основных точки зрения на Божество: 1) тринитаризм; 2) бинитаризм; 3) монотеизм, отрицающий полноту Божества Иисуса Христа; 4) монотеизм, утверждающий полноту Божества Иисуса Христа или Единство.

Рассмотрев различные точки зрения на Божество среди христианских исповеданий, рассмотрим теперь, что Божье Слово – Библия – говорит по этому поводу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.