Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЯСНЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА



 

В предыдущих главах мы изложили основную библейскую истину о Едином Господе. Мы доказали, что Он изначально один и что полнота Бога явилась в Иисусе. В этой главе мы будем рассматривать места из Ветхого Завета, используемые тринитаристами, которые пытаются опровергнуть истину о единственности Бога. Мы исследуем эти места, чтобы доказать, что они не противоречат, а, скорее, согласуются со всей Библией. В главах 6 и 7 с этой же целью мы рассмотрим некоторые стихи Нового Завета.

Элохим (Elohim) – Бог

 

Одно из наиболее употребляемых еврейских слов, называющих Бога, — Элохим. В книгах Ветхого Завета почти везде используется это слово, которое обычно переводится словом "Бог".Это множественное число от еврейского слова "Eloah", которое означает "Бог" или "Божество".

Большинство ученых придерживается мнения, что использование формы множественного числа "Elohim" указывает на величие Бога и Его многочисленные качества, и оно не предполагает множество личностей. Иудеи, конечно же, не рассматривают форму множественного числа как компромисс с их строгим монотеизмом. Фландерс и Крессон объясняют использование множественного числа в еврейском языке определенной функцией, которую оно выполняет: слово "Elohim" имеет форму множественного числа. Иудеи используют существительные во множественном числе, чтобы выразить величие".[15]

Сама Библия показывает нам, что форма множественного числа существительного "Elohim" выражает Божье величие, а не множественность в Божестве, настойчиво указывая на то, что Бог один, и используя "Elohim" в ситуациях, когда совершенно определенно описывается только один индивидуум. Например, "Elohim" используется при описании явления Бога в единственном числе в образе мужа Иакову (Быт. 32:30). Израильтяне назвали золотого тельца, которого они сделали в пустыне, elohim (Исх. 32:1,4,8,23,31). Библия же совершенно определенно говорит об одном тельце (Исх. 32:4,5,8,19-20,24,35). Ветхий Завет очень часто использует "elohim" для обозначения отдельных языческих богов, таких как Ваал-Бериф (Суд. 8:33), Хамос (Суд. 11:24), Дагон (Суд. 16:23), Ваал-Зевул (4 Цар. 1:2-3), Нисрох (4 Цар. 19:37). Библия использует слово "Elohim" даже применительно к Иисусу Христу (Пс. 44:7; Зах. 12:8-10; 14:5), а никто и никогда не предполагал в Иисусе несколько личностей. А, значит, слово "Elohim" не указывает на три личности в Божестве. Только одно существо, называемое Elohim, боролось с Иаковом, только один золотой телец был назван elohim, и один Господь Иисус Христос, Который есть Бог, явившийся воплоти, тоже назван Elohim.

Бытие 1:26

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему".

 

Почему этот стих использует множественное число местоимения, относящегося к Богу? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, отметим, что Библия использует местоимения в единственном числе по отношению к Богу сотни раз. Уже следующий стих использует единственное число, чтобы показать, как Бог исполнил стих 26: "И сотворил Бог человека по образу Своему" (Бытие 1:27). Быт. 2:7 говорит: "И создал ЯХВЕ Бог человека". Мы должны, таким образом, согласовать множественное число в 1:26 с единственным числом в 1:27 и 2:7. Нам следует также рассмотреть создание Божье, человека. Несмотря на то, как мы определяем различные компоненты, которые составляют человека, человек определенно имеет только одну личность и волю. Он – один человек, с какой бы стороны мы его ни рассматривали. Это указывает на то, что Творец, по образу Которого человек был сотворен, также один с одной индивидуальностью и волей.

Любое толкование Бытия 1:26, которое говорит о существовании более чем одной личности Бога, столкнется с большими трудностями. Исайя 44:24 говорит, что ЯХВЕ создал небеса один и создал землю Сам. В соответствии с Мал. 2:10, был только один Творец. Павел утверждает, что слова псалмопевца: "В начале Ты, Господи (=ЯХВЕ), основал землю, и небеса – дело рук Твоих" (Евр. 1:8,10) сказаны о Сыне.

Поскольку Быт. 1:26 не может подразумевать двух или более личностей в Божестве, что же это значит? Иудеи традиционно толковали это, как разговор Бога с ангелами в творении[16], чему следовали и некоторые из христиан древности. Это значит совсем не то, что ангелы принимали участие в творении, а только то, что Бог информировал их о Своих планах и выслушивал их комментарии внимательно и с уважением. По крайней мере, в одном случае Бог говорил с ангелами и хотел знать их мнение при составлении Своих планов (3 Цар. 22:19-22). Мы знаем, что ангелы присутствовали при творении (Иов 38:4-7).

Другие комментаторы предполагали, что Быт. 1:26 просто описывает Бога в Его совете со Своей собственной волей. Еф. 1:11 поддерживает эту точку зрения, говоря, что Бог совершает всё "по изволению воли Своей".

Другие объясняют этот отрывок "царским" или литературным множественным числом. В формальной речи или письме говорящий или пишущий обращается к себе во множественном числе, особенно, если говорящий – член царской семьи. Для иллюстрации такого использования могут быть приведены Библейские примеры такого "царского" множественного числа. Например, Даниил сказал Навуходоносору: "Скажем перед царем и значение его", хотя Даниил один продолжал давать толкование царю (Дан. 2:36). Царь Артаксеркс говорил о себе то в единственном числе, то во множественном в своих письмах. Однажды он написал: "Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мной" (Эзр. 4:18). В письме к Эзре Артаксеркс назвал себя "я" в одном месте (Эзр. 7:13), а "мы" – в другом (7:24).

Использование множественного числа в Быт. 1:26 также может быть подобно множественному числу в слове "Elohim", выражающем величие Бога или многочисленность качеств Бога. Другими словами, местоимения во множественном числе согласуются и заменяют существительное "Elohim".

Итак, Бытие 1:26 не могло бы значить множественность в Божестве, так как это противоречило бы остальному Писанию. Мы привели несколько объяснений этого стиха, соответствующих учению Библии: 1) Иудеи и многие христиане рассматривают этот стих как ссылку на ангелов. Многие другие христиане рассматривают его 2) как описание Бога, советующегося со Своей собственной волей; 3) как "царское" или литературное множественное число.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.