Здавалка
Главная | Обратная связь

Сын и другие ссылки на Мессию



 

В Ветхом Завете мы находим несколько упоминаний о Сыне. Выражают ли они двойственность в Божестве? Проанализируем эти места, с тем, чтобы ответить на эти вопросы.

Псалом 2:2 говорит о Господе и Его помазаннике. Псалом 2:7 говорит: "Возвещу определение: ЯХВЕ сказал Мне: Ты – Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Псалом 8:4-5 говорит о сыне человеческом. Псалом 44:7-8 и Псалом 109:1 также содержат хорошо известные слова об Иисусе Христе. Первый описывает Его и как Бога, и как помазанника, а второй – как Господа Давида. Притчи 30:4, Исайя 7:14 и Исайя 9:6 также упоминают Сына. Однако изучение этих стихов Писания показывает, что каждый из них по своей природе пророческий.

В главах 1 и 2 послания к Евреям цитируется каждый из вышеупомянутых фрагментов Псалтыри и говорится о них, как о пророчествах, исполненных Иисусом Христом.

Таким образом, стихи из Псалтыри никоим образом не являются диалогом между двумя личностями в Божестве, а представляют собой пророческие портреты Бога и Его Мессии. Так, Псалом 2:2-7 говорит нам о рождении и помазании Христа, а Псалом 44:7-8 говорит о Христе, который подчиняется воле Бога и готовится стать жертвой за грехи; Псалом 109:1 провозглашает славу и власть, данную Христу Богом. Всё это произошло, когда Бог явил Себя во плоти как Иисус Христос.

Стихи в книге Исайи явно пророческие, так как они используют будущее время. В целом ссылки Ветхого Завета на Сына относятся к будущему, к тому дню, когда Сын будет рожден. Они говорят не о двух Божествах или двух личностях в Боге, а, скорее, о Его явлении во плоти. Подобно этому и другие ссылки Ветхого Завета на Мессию являются пророческими и представляют Его как Бога во плоти (Ис. 4:2; 42:1-7; Иер. 23:4-8; 33:14-26; Мих. 5:1-5; Зах. 6:12-13).

Слово Божье

 

Никто не может всерьез поддерживать идею, что Слово Божье в Ветхом Завете является второй личностью в Божестве. Слово Господа – это как бы часть Его Самого, и оно не может быть отделено от Него. Слово Божье не представляет отдельную личность, точно так же, как и слово человека. Псалом 106:20 говорит: "Послал слово Своё". Исайя 55:11 вторит: "Так и слово Моё, которое исходит из уст Моих". Из этих стихов Писания совершенно очевидно, что Божье Слово принадлежит Ему и является выражением, исходящим от Него, а не отдельным индивидуумом в Божестве.

 

 

Премудрость ЯХВЕ

 

Некоторые усматривают различие личностей в описании премудрости Бога, особенно в Притчах 1:20-33; 8:1-36; 9:1-6. Однако эти отрывки Писания олицетворяют премудрость только в целях литературного или поэтического приема. Мы все знакомы с множеством примеров в литературе, где автор олицетворяет идею, эмоции и т. п., с тем, чтобы подчеркнуть, выделить и проиллюстрировать что-либо. Совершенно очевидна полная ошибочность утверждений о том, что библейское литературное олицетворение премудрости указывает на признаки еще одной личности в Божестве, так как все стихи, приведенные выше, олицетворяют премудрость как женщину. А значит, если мудрость – это вторая личность в Божестве, то этот индивидуум должен быть женского рода. Развитие тринитаризма довело некоторых его адептов, которых именуют "софиологами", до введения Софии (премудрости) в Божество как четвертой женственной ипостаси.

Рассматривать премудрость в Библии следует как качественную характеристику Бога — часть Его всезнания. Он использовал Свою премудрость в создании мира (Пс. 135:5; Притч. 3:19; Иер. 10:12). Так же как мудрость человека неотделима от него, так и Божья премудрость не является отдельной личностью в Божестве. Мудрость – это то, чем Бог владеет и чем может наделять человека.

Конечно, поскольку Христос – это явление Бога во плоти, то вся Божья премудрость заключена во Христе (Кол. 2:3). Он – Божья премудрость и Божья сила (1 Кор. 1:24). Это значит вовсе не то, что Христос – отдельная от Бога личность, а, напротив, что во Христе вся Божья премудрость и сила (вместе с другими качествами Бога). Через Христа Бог открыл Свою премудрость и силу человеку. Премудрость – это качество Бога, описанное в Ветхом Завете и раскрытое через Иисуса Христа в Новом Завете.

 

 

"Свят, Свят, Свят"

 

Говорит ли это тройное повторение в книге Исайи 6:3 о троичности Божества? Мы считаем эту точку зрения недостаточно обоснованной. Двойное или тройное повторение было общепринятой практикой в древне-еврейской литературе и несколько раз встречается в Писании. В основном оно использовалось для выделения какой-либо мысли или события. Например, в Иер. 22:29 говорится: "О, земля, земля, земля! Слушай слово ЯХВЕ". Конечно, этот стих Писания не указывает на существование трех земель или какой-то триединой земли. (Если тройное повторение слова "свят" имеет еще какое-то значение, то это указание на прошлое, настоящее и будущее существование Бога, отраженное в Откр. 4:8). Мы делаем вывод, что "свят, свят, свят" подчеркивает сугубую святость Бога и не говорит о множественности личностей в Нем.

Повторение имен "Элохим" или "ЯХВЕ"

 

Свидетельствует ли о множественности личностей повторение слов "Элохим" (Бог) или "ЯХВЕ" (Господь) в одном и том же стихе, как, например, тройное повторение (Числ. 6:24-26; Втор. 6:4) и двойное повторение (Быт. 19:24; Дан. 9:17; Ос. 1:7)? Изучение этих отрывков Писания показывает, что они не указывают на множественность в Божестве. Кратко проанализируем их.

Числа 6:24-26 – это тройное благословение. Втор. 6:4 говорит, что Бог – один. В этом стихе рядом стоят слова "ЯХВЕ" и "Элохим". Означает ли это две личности Бога каждый раз, когда в тексте появляется "ЯХВЕ Элохим"? Конечно, нет. Это указывает на то, что Израиль поклонялся ЯХВЕ как своему Богу, и никому другому. Мы уже анализировали Быт. 19:24 в этой главе. В книге Даниила 9:17 пророк говорит о Боге в третьем лице, и в книге Осии 1:7 Бог говорит о Себе в третьем лице. В этом нет ничего необычного. В Новом Завете Иисус говорил о Себе в третьем лице (Мк. 8:38). Итак, все стихи Писания, которые повторяют слова "Элохим", "ЯХВЕ" или другие имена Бога, не несут в себе никакой информации о множественности в Божестве.

Дух ЯХВЕ

 

Многие фрагменты Ветхого Завета упоминают Дух ЯХВЕ. В этом нет никакой проблемы, так как Бог – Дух. Фраза "Дух ЯХВЕ" лишь подчеркивает, что Господь Бог действительно Дух. Она устремляет внимание на действия Господа среди людей и в отдельных личностях. Она предполагает множественность личностей не больше, чем когда мы говорим о духе человека. Действительно, Господь делает это очевидным, когда Он говорит "Дух Мой" (Ис. 59:21).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.