Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА: ЕВАНГЕЛИЕ



 

Эта глава анализирует стихи, содержащиеся главным образом в Евангелиях, которые используются некоторыми теологами для проповеди о множественности личностей в Божестве. Хотя следующая глава будет рассматривать стихи от книги Деяния до книги Откровение, данная глава объяснит, как некоторые из них связаны с вопросами, поднимаемыми в Евангелии. Нам следует согласовать все эти стихи Писания с остальными стихами Слова Божьего, которые учат о едином Боге. Замечательно, что эти стихи, когда они правильно поняты, подтверждают единство Бога.

Четыре важных положения в помощь пониманию

 

С самого начала нашего анализа выделим четыре важных положения. Если мы их четко поймем, большинство "трудных" стихов Писания станут легко объяснимыми.

1. Когда мы видим множественное число в применении к Иисусу, мы должны думать о двоякой сущности Иисуса Христа. Мы имеем ввиду различие между Духом и плотью, а не между личностями в Боге.

2. Когда мы читаем "трудный фрагмент", относящийся к Иисусу, прежде всего нам следует решить, выступает ли Иисус в роли Бога, человека или обеих ролях. Говорит ли Он как Бог или как человек в данном примере?

3. Когда мы встречаем множественность в применении к Богу, нам следует рассматривать это как множественность ролей или взаимоотношений с человечеством, а не множественность личностей.

4. Нам следует помнить, что у авторов Нового Завета не было представления о доктрине Троицы, которой только предстояло появиться в далеком будущем относительно времени создания Библии. Они все были воспитаны в строгом монотеизме иудейского образования; для них не существовало вопроса, один ли Бог. Некоторые места с первого взгляда могут показаться "тринитаристскими", потому что веками тринитарии использовали и толковали их в соответствии со своей доктриной. Однако для ранней Церкви, у которой не было понятия о будущем учении о Троице, те же самые места были совершенно нормальными, обычными и вполне понятными с точки зрения их веры во Всемогущего Бога во Христе. Для них не существовало и тени сомнений в строгом монотеизме и Божестве Иисуса.

Помня об этих четырех положениях, обратимся к некоторым стихам Писания.

Крещение Иисуса

 

"И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И вот, голос с небес, говорящий: Этот – Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3:16-17).

Согласно этим стихам, Сын Божий был крещен, Дух спустился подобно голубю, и голос говорил с небес. Евангелие от Луки 3:22 добавляет следующие сведения: "И Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь".

Чтобы понять эту сцену правильно, мы должны помнить, что Бог вездесущ. Иисус есть Бог и был Богом, явившимся во плоти на землю. Будучи на земле, Он не мог и не жертвовал Своей вездесущностью, так как это одно из основных качеств Бога, а Бог не изменяется. Конечно, физическое тело Иисуса не было вездесущим, но Его Дух был. Более того, хотя полнота Божьего характера присутствовала в теле Иисуса, но вездесущий Дух Иисуса не мог быть им ограничен. Таким образом, Иисус мог быть на земле и на небесах в одно и то же время (Ин. 3:13) и с двумя или тремя Своими учениками в любое время (Мф. 18:20).

Помня о вездесущии Бога, мы можем очень легко понять крещение Христа. Для Духа Иисуса совсем не трудно было говорить с небес и послать явление Своего Духа в форме как голубя, хотя Его тело было в реке Иордан.

Так как голос и голубь были символическими проявлениями одного вездесущего Бога, мы можем спросить, что же они представляли? Какова была их цель? Но, во-первых, мы должны спросить, какова была цель крещения Иисуса? Конечно, Он не был крещен для очищения от грехов, как это делаем мы, потому что Он был безгрешен (1 Пет. 2:22). Библия говорит, что Он был крещен, "ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). Иисус – пример для нас, и Он был крещен, чтобы оставить нам пример для подражания (1 Пет. 2:21).

Более того, крещение Иисуса было средством явления Себя или средством, с помощью которого Он мог сделать Себя известным Израилю (Ин. 1:26-27,31). Другими словами, Иисус использовал крещение как отправную точку в Своём служении. Это было публичное заявление о том, Кем Он был и зачем Он пришел. Например, при Его крещении Иоанн Креститель узнал, кто был Иисус. Он не знал до крещения, что Иисус в действительности был Мессией, а после крещения он смог объявить народу, что Иисус был Сыном Божьим и Агнцем Божьим, Который возьмет на Себя грехи мира (Ин. 1:29-34).

Поняв цели крещения Христа, рассмотрим, как схождение Духа и голос содействовали данным целям. Стихи Евангелия от Иоанна 1:32-34 ясно говорят, что голубь был знаком для Иоанна Крестителя. Поскольку Иоанн готовил путь ЯХВЕ (Ис. 40:3), он хотел знать, был ли Иисус ЯХВЕ, явившимся во плоти. Бог сказал Иоанну, что тот, кто будет крестить Святым Духом, будет иметь знамение Духа, который спустится на Него. Конечно, Иоанн не способен был увидеть Дух Божий, помазывающий Христа, и тогда Бог выбрал видимый знак Своего Духа. А значит, схождение Духа как голубя было особым знаком для Иоанна о том, что Иисус был ЯХВЕ и Мессией.

Этот знак был также типом помазания, чтобы отметить начало служения Христа. В Ветхом Завете пророки, священники и цари были помазаны елеем для указания, что Бог избрал их (Исх. 28:41; 3 Цар. 19:16). Священники омывались водой и помазывались елеем (Исх. 29:4, 7). Елей символизировал Божий Дух. Ветхий Завет предсказывал, что Иисус будет подобным же образом помазан (Пс. 2:2; 44:8; Ис. 61:1). Действительно, иудейское слово "Мессия" (по-гречески "Христос") значит Помазанник. Иисус пришел, чтобы выполнить роли пророка, священника и царя (Деян. 3:20-23; Евр. 3:1; Откр. 1:5). Он также пришел, чтобы исполнить закон (Мф. 5:17-18), и чтобы выполнить Свой собственный закон, Он должен был быть помазанным, как пророк, священник и царь.

Поскольку Иисус был Самим Богом и безгрешным, помазания грешным человеком и помазания символическим елеем было недостаточно. Вместо этого Иисус был помазан непосредственно Духом Божьим. Таким образом, при крещении в воде Иисус был официально помазан на Своё земное служение не символическим елеем, а Духом Божьим посредством особого знамения.

Голос с небес пришел для людей. Стихи Евангелия от Иоанна 12:28-30 зафиксировали подобный случай, когда голос пришел с небес и подтвердил Божество Иисуса людям. Иисус сказал, что голос пришел не ради Него, а ради людей. Голос был тем способом, который Бог избрал, чтобы официально представить Иисуса Израилю как Сына Божьего. Много людей присутствовало при крещении Иисуса, и многие были крещены (Лк. 3:21). Дух выделил человека Иисуса и чудесным голосом с небес открыл Его для всех как Сына Божьего. Это было гораздо более впечатляюще и убедительно, чем провозглашение, исходящее от Иисуса как человека. Фактически это чудесное явление успешно реализовало цели, стоящие перед Иисусом во время Его крещения.

Крещение Иисуса не учит нас, что Бог состоит из трех личностей, а лишь открывает вездесущность Бога. Когда Бог говорит с четырьмя различными людьми на четырех различных континентах в одно и то же время, мы думаем не о четырех личностях Бога, а о Его вездесущии. Бог не намеревался через крещение открыть монотеистическим иудеям радикально новое откровение о множественности Божества, и не существует никакого указания на то, что иудеи истолковали это таким образом. Даже многие современные ученые не видят в крещении Христа никакого указания на Троицу, а усматривают лишь указание на "авторитетное помазание Иисуса как Мессии".[17]

Голос с небес

 

Три раза в жизни Иисуса голос звучал с небес: при Его крещении, при Его преображении (Мф. 17:1-9) и после Его триумфального въезда в Иерусалим (Ин. 12:20-33). Мы только что объяснили, что голос обозначает не отдельную личность в Божестве, а лишь иное проявление вездесущего Духа Божьего.

В каждом из трех случаев голос звучал не ради Иисуса, а ради других, и звучал он в особых случаях. Как мы уже говорили, голос при крещении Христа был частью ознаменования начала Его земного служения. Он звучал ради людей, так же, как голубь сошел с небес ради Иоанна. Голос представил Иисуса как Сына Божьего: "Этот – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3:17). Голос при преображении, несомненно, был ради учеников, так как послание было следующим: "Этот – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17:5). В третий раз голос звучал, когда группа греков (очевидно, язычников, недавно обращенных в иудейство) пришла увидеть Иисуса. Иисус объяснил, что голос был не для Него, а для народа (Ин. 12:30).

 

Молитвы Иисуса

 

Указывают ли молитвы Христа на различие между Иисусом и Отцом? – Нет. Если молитвы Иисуса свидетельствуют, что Божественная природа Иисуса отличается от природы Отца, то тогда Иисус ниже Отца по Божеству. Другими словами, если Иисус молился как Бог, тогда Его положение в Божестве будет ниже, чем положение других "личностей" Божества. Этот один пример довольно наглядно демонстрирует несостоятельность концепции триединства равных личностей в Божестве.

Как мог Бог молиться и всё же быть Богом? По определению, Бог в Своем всемогуществе не нуждается в молитве и, поскольку Он один, Ему некому молиться. Если молитвы Иисуса доказывают, что существует два индивидуума в Божестве, тогда один из них подчиняется другому и, значит, не является полным и истинным Богом.

Тогда каким образом мы можем объяснить молитвы Христа? В Евр. 5:7 совершенно ясно говорится, что Иисус молился только "в дни плоти Своей". Значит, вознесшись на небо, Иисус уже не обращается к Отцу. Это указывает на то, что придя во плоти Иисус имел целью показать людям путь к Богу на собственном примере. Вся жизнь Иисуса есть путь, по которому призывается идти каждый верующий. Молитвы Иисуса есть ни что иное как наглядная демонстрация для учеников того, как следует переносить скорби, как должно подчиняться воле Божьей и возлагать всю надежду на Него.

"Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?"

 

Этот стих (Мф. 27:46) не может описывать реального разделения между Отцом и Сыном, потому что Иисус есть Отец. Иисус сказал: "Я и Отец – одно" (Ин. 10:30). В Библии мы читаем, что "Бог во Христе примирил с Собой мир" (2 Кор. 5:19). Иисус был Богом Отцом, явившим Себя во плоти, чтобы примирить мир с Собой. Мольба Иисуса на кресте означает, что Дух Божий оставляет тело (Ин. 19:30). Она была дана для стоящих у креста и есть последний призыв к людям сжалится над своим страждущим Мессией и Сыном Божьим. Это не свидетельствует, что одна личность в Божестве оставила другую, а символически обозначает то, что человеческая плоть, умирая, всякий раз чувствует Божий гнев и суд Божий над грехами человеческими. В этом, несомненно, также были явлены Иисусом образы и символы. Он не мог быть судим за грех, а потому Отец Его никогда не оставлял. Особенно нелепо будет выглядеть мнение, что Бог оставил Иисуса в самую трудную минуту Его жизни, когда наоборот требуется действенная Божья помощь и подкрепление.

Не существовало двух сынов (божественного и человеческого), а был один Сын Божий. Божий Дух оставил плоть, после чего последовала смерть плоти. Иисус воистину пострадал за наши грехи и умер, когда Он испустил Свой Дух. И в этом состояло наше искупление.

Слова Иисуса "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" означали, что Он занял место грешного человека на кресте и переносил все страдания в наказание за грехи людей. Но Сам Он не был грешным человеком, который несет наказание за грехи, а представлял лишь его образ. Никакого смягчения наказания, уменьшения страданий не было дано Иисусу за Его Божественность. Так как все согрешили (Рим. 3:23) и плата за грех – смерть (Рим. 6:23), всё человечество заслужило смерть. Христос занял наше место и умер вместо нас (Рим. 5:6-9). Иисус был больше, чем смелый мученик, подобный Стефану, и больше, чем жертва Ветхого Завета, потому что Он умер за нас и перенес страдания, которые заслужили мы. На кресте Он вкусил смерть за каждого человека (Евр. 2:9). Это было больше, чем просто физическая смерть человека, ибо человек не был способен искупить грехи. Это была смерть Бога, единократное принесение Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9:28). Иисус выражал муку, безнадежность и отчаяние, как будто Он был человеком, навсегда покинутым Богом. Христос за всю человеческую природу взывал на кресте, когда взял на Себя грех всего мира и переносил все страдания отлучения за этот грех (1 Пет. 2:24).

Мы не должны полагать, что Дух Божий отделился от тела Иисуса в момент, когда Он воскликнул: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" А если толковать буквально, то получается именно так. Но Божественный Дух покинул Его тело только в момент смерти. Евр. 9:14 говорит, что Христос принес Себя Богу Духом Святым. Более того, Иисус говорил Своим ученикам о Своей смерти так: "Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной" (Ин. 16:32). Таким образом, вечный Дух Божий, Отец, не покинул плоть Христа до момента Его смерти.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.