Здавалка
Главная | Обратная связь

Божья десница (правая рука)



 

Многочисленные места в Новом Завете говорят нам, что Иисус сидит одесную Бога (по правую руку Бога). Например, Петр использовал это выражение в книге Деяний 2:34, цитируя Псалом 109:1; согласно Деян. 7:55, Стефан смотрел на небеса, когда его побивали камнями, и "увидел славу Божью и Иисуса, стоящего одесную Бога". Что означает эта фраза? Значит ли это, что на небе два физических явления Бога: Бог и Иисус, причем последний постоянно находится по правую руку от первого? Это ли видел Стефан?

Прямое толкование фразы "одесную Бога" ("по правую руку от Бога") неправильно. Во-первых, ни один человек не видел Бога никогда, и ни один человек не может видеть Его (Ин. 1:18, 1 Тим. 6:16, 1 Ин. 4:12). Бог есть Дух, а значит, Он невидим (1 Тим. 1:17). У Него нет правой руки в физическом смысле, если, конечно, не иметь ввиду Его явления в облике человека. Но этим явлением был как раз Иисус Христос, Который есть Отец и Сын. Мы знаем, что Стефан не видел в буквальном смысле Бога отдельно от Иисуса. Если он видел двух, почему же он проигнорировал одного из них, молясь только Иисусу? (Деян. 7:59-60). Если он видел раздельные физические явления Отца и Сына, почему он не видел Святого Духа как третьего индивидуума?

Внимательное чтение Деян. 7:55 подкрепляет вывод, что Стефан не видел Бога отдельно от Иисуса. Стих 55 не говорит нам, что Стефан видел Дух Божий, а говорит, что он видел "славу Божью" и Иисуса. В стихе 55 Стефан сказал: "Вот, я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога". Единственный видимый образ или индивидуум, которого видел Стефан, был Иисус Христос. Возникают и другие проблемы, если трактовать "одесную Бога" ("по правую руку от Бога") в физическом смысле. Сидит ли Иисус по правую руку от Бога, как записано в Деян. 2:34, или Иисус стоит по правую руку от Бога, как записано в Деян. 7:55-56? Сидит ли Иисус на расстоянии вытянутой правой руки или рядом с Богом? Или Иисус – сущий в недре Отчем? (Ин. 1:18). А как тогда быть с описанием одного престола на небе и Сидящего на нем, данного в Откровении 4:2? Сидит ли Отец на престоле, а Иисус рядом? А как же быть с тем, что Иисус есть Тот, Кто сидит на престоле? (Откр. 4:2,8; 1:8,18).

Очевидно, что описание Иисуса одесную Бога (по правую руку от Бога) должно быть фигуральным или символическим. Это действительно становится ясным из многочисленных упоминаний во всей Библии десницы Божьей (правой руки Бога). В Псалме 15:8 Давид писал: "Всегда видел я перед собой ЯХВЕ, ибо Он одесную меня, не поколеблюсь". Значит ли это, что Господь всегда телесно присутствовал со стороны правой руки Давида? Пс. 76:11 говорит: "И сказал я: "вот моё горе – изменение десницы Всевышнего". Пс. 97:1 говорит о Господе: "Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу". Значит ли это, что Бог победил врагов, спрятав за спиной левую руку и круша их Свой правой рукой? Пс. 108:31 сообщает, что Господь "стоит одесную бедного". Он физически стоит рядом с бедными людьми всё время? Господь провозгласил в книге Исайи 48:13: "Моя десница распростерла небеса"; а в Ис. 62:8 Господь поклялся десницей Своей. Значит ли это, что Бог распростер гигантскую руку и буквально закрыл небо, или Он положил Свою левую руку на правую и так клялся?

Конечно, ответ на все эти вопросы один: "Нет". Таким образом, мы должны понимать выражение "десница Божья" ("правая рука Бога") в фигуральном, символическом, поэтическом или духовном смысле, а не в физическом, телесном смысле. Если это так, что же тогда значит эта фраза?

В Библии правая рука (десница) выражает силу, власть, важность и исключительность, точно так же, как фразы: "Он моя правая рука" или "Я отдам за это правую руку". Ученый-тринитарист Бернард Рамм говорит: "Всемогущество Бога выражается термином "правая рука" ("десница"), потому что среди людей правая рука символизирует силу и власть. Исключительность места расположения по правую руку от Бога объясняется тем, что в человеческом обществе самым почетным местом считается место по правую руку от хозяев".[18]

Некоторые библейские примеры, показывающие эту связь правой руки (десницы) и власти, интересны и поучительны. Например, Исх. 15:6: "Десница Твоя, ЯХВЕ, прославилась силой". Пс. 97:1 и Пс. 109:1 отождествляют Божью десницу (правую руку Бога) с победой над врагами. Когда Библия говорит об Иисусе, сидящем одесную Бога (по правую руку от Бога), это значит, что Иисус имеет всю власть и силу Бога. Сам Иисус пояснил это в Евангелии от Матфея 26:64: "Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (см. также Мк. 14:62; Лк. 22:69). Таким образом, Иисус заявил, что Он имел всю власть Бога; то есть Он провозгласил Себя Богом. Иудеи поняли это, и именно из-за этого первосвященник обвинил Иисуса в богохульстве (Мф. 26:65). Очевидно, первосвященник знал символическое значение десницы (правой руки) в Ветхом Завете, и поэтому он понял, что Иисус заявил о Своей Божьей власти и о том, что Он есть Бог. 1 Петра 3:22 далее демонстрирует, что десница ("правая рука") значила всю власть и силу Иисуса, "Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы". Таким же образом и Послание к Ефесянам 1:20-22 использует эту фразу, чтобы сказать, что Иисус имеет исключительное положение над всем начальством и властью, силой и именем. Этот отрывок также связывает "десницу" (правую руку) с возвеличиванием Христа. В этой связи книга Деяний 5:31 сообщает: "Его возвысил Бог десницей Своей в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" (см. также Пс. 109:1; Деян. 2:33-34).

Далее книга Деяний 5:31 указывает, что десница (правая рука) Бога иногда имеет особое значение Божьей силы в Спасении. Также много других стихов Писания говорит о деснице (правой руке) Бога, представляющей славу и победу, которую Бог дает Своему народу (Исх. 15:6; Пс. 43:4; Пс. 97:1). В Ис. 59:16 говорится: "И помогла Ему мышца Его". Таким образом, оказывается, что описание Иисуса одесную Бога (по правую руку от Бога) означает, что Иисус есть выражение спасительной силы Божьей. Эта концепция соответствует пониманию того, что положение Иисуса одесную Бога (по правую руку от Бога) свидетельствует о Его роли нашего Ходатая и Первосвященника (Рим. 8:34; Евр. 8:1).

Но всё же может вызвать вопросы выражение, которое мы встречаем в Послании к Евреям 10:12, где Иисус "воссел одесную Бога", вместо того, чтобы просто сказать, что Он находится одесную Бога (как в Рим. 8:34). Вероятно, именно эта фраза указывает на получение Иисусом полной славы, силы и власти в определенное время. Это возвеличивание началось с Его воскресения и завершилось Его вознесением. В то время Он освободил Себя от всех человеческих ограничений и физических границ. Это совершенно противоположно тому самоограничению, которому Иисус подверг Себя при жизни в человеческом облике, как описано в Послании к Филиппийцам 2:6-8. Он завершил Свою роль человека, ходящего по этой земле.

Больше Иисус не подчиняет Себя человеческой слабости и бренности. Он больше не страдающий раб. Его слава, величие и другие Божественные качества больше не спрятаны от случайного взгляда. Он теперь пользуется Своей властью как Бог, через прославленное человеческое тело. Теперь Он является и будет являть Себя как Бог всех, Праведный Судья и Царь всей земли. Вот почему Стефан не видел Иисуса Христа таким, каким Он был на земле, а видел Его во всей славе Божьей и власти Божьей. Подобно этому и Иоанн видел Иисуса, Который явился как Бог, во всей Своей славе и власти (Откр. гл. 1). Это возвеличивание, прославление и открытие Христа завершилось при Его вознесении. В Евангелии от Марка 16:19 сказано: "И так Господь после беседы с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога".

Фраза "воссел" указывает, что жертвенная работа Христа более не продолжалась, а уже завершилась: "Совершив Собой очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте" (Евр. 1:3). "И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы... Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его" (Евр. 10:11-13).

Итак, мы встретились бы с большим количеством несоответствий, если бы толковали описание Иисуса одесную Бога (по правую руку от Бога) как физическое положение между двумя Богами с различными телами. Если мы понимаем это как символ власти, силы, авторитета, значимости, победы, возвеличивания и способности к спасению Иисуса, явившегося во плоти, тогда мы исключаем противоречащие друг другу представления. Более того, это толкование согласуется с использованием фразы "десница Божья" ("правая рука Бога") во всей Библии. Десница ("правая рука") раскрывает нам вездесущность и абсолютное Божество Иисуса и подтверждает идею об одном Боге во Христе.

Возвратимся к нашему первоначальному вопросу о том, что же все-таки Стефан видел? Понятно, что он видел Иисуса. Исайя 40:5 говорит по поводу будущего пришествия Мессии: "И явится слава ЯХВЕ, и узрит всякая плоть спасение Божье". Иисус – это явившаяся слава ЯХВЕ. Стефан видел славу Бога, когда он видел Иисуса. Он видел Иисуса, излучающего славу, которой Он обладал как Бог, и со всей силой и властью Бога. Словом, он видел возвеличенного Христа. Он видел Иисуса не как человека, а как Самого Бога со всей славой, властью и силой. Вот почему он взывал к Богу, говоря: "Господи Иисусе! Прими дух мой" (Деян. 7:59).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.