Здавалка
Главная | Обратная связь

Освобождение от прошлого



 

 

Только призрак копается в прошлом, пользуясь для описания себя определениями, основанными на прожитой жизни. Вы такие, какими предпочитаете быть сегодня, а вовсе не такие, какими вам хотелось быть когда‑то.

 

Кто вы? Как бы вы описали себя? Чтобы ответить на эти два вопроса, вам, вероятнее всего, придется обратиться к собственной истории, к пережитому, с которым вы несомненно связаны и расставание с которым представляется вам трудным делом. Каковы ваши самоопределения? Может, это аккуратные небольшие таблички, накапливаемые в течение всей жизни? И у вас есть ящик, полный самоопределений, к которым вы то и дело прибегаете? В их число могут входить ярлыки типа «Я нервный», «Я робкая», «Я ленивый», «Я немузыкальна», «Я неповоротлив», «Я забывчива» и еще полный каталог всевозможных «Я…», которые у вас в ходу. Возможно, у вас есть немало и положительных самохарактеристик вроде таких, как «Я люблю ближних», «Я силен в бридже», «Я покладиста» и т. д. Такими мы не будем здесь заниматься, поскольку цель этой главы – помочь вам развиться, а вовсе не аплодировать вам за то, что в каких‑то сферах жизни вы действуете вполне успешно.

Нельзя сказать, что сами по себе такие самоопределения совсем уж бесполезны, однако их использование может причинить вред. Уже само по себе навешивание ярлыка может пагубно сказаться на процессе роста. Легче прикрываться ярлыком, чем что‑то менять в себе. Сёрен Кьеркегор писал: «Едва навесив на меня ярлык, ты уже отвергаешь меня».

Когда индивидуум вынужден жить приноравливаясь к ярлыку, он перестает существовать как личность. Это же справедливо и в отношении самоопределений. Руководствуясь при оценке себя не собственным потенциалом к росту, а своими «фабричными марками», можно утратить свое «Я».

Все самохарактеристики проистекают из истории индивидуума. Но прошлое, как заметил Карл Сэндберг в книге «Прерия», «это урна с прахом».

Проверьте прочность вашей связи со своим прошлым. Все «саморазрушительные» «Я…» формируются благодаря употреблению трех приведенных ниже невротических фраз:

 

(1) «Это все я».

(2) «Так уж я устроен».

(3) «Ничего не могу с этим поделать».

 

Вот они все, легко умещающиеся в небольшой коробке. Эти узы, не дающие вам расти, меняться, делать свою жизнь (начиная прямо с этого самого мгновения – и составляющего ту жизнь, в которой вы живете) новой, захватывающей и в каждое мгновение настоящего наполняющей вас чувством самореализации.

Одна моя знакомая, уже бабушка, собирая у себя каждое воскресенье всю семью за обеденным столом, точно знает, сколько каждый из присутствующих съест, намеренно деля блюда на порции согласно собственным представлениям. Она наделяет каждого двумя ломтиками мяса, ложкой зеленого горошка, порцией картофельного пюре и т. п. И если ее спрашивают: «Почему вы так делаете?» – она отвечает: «Я делаю так всегда». Почему? Потому что «так уж я устроена». Бабушкино толкование своего поведения – это ее собственный ярлык, проистекающий из прошлого, в котором она всегда действовала только так.

А кое‑кто в ответ на вопрос о причине своего поведения способен выпалить все указанные три фразы одним махом. Если спросить такого, почему он, скажем, вечно сердится, когда речь заходит о несчастных случаях, то в ответ можно услышать: «Такой уж я есть, со мной всегда так. Я действительно ничего не могу с этим поделать, просто натура у меня такая». Вот так! Все три фразы за один присест, и каждая служит для оправдания того, почему он никогда не то что не меняется, но даже и не думает о возможности каких‑то перемен.

Корни таких «Я…», описывающих вредное для вас самих поведение, можно проследить в том, что усвоено вами в прошлом. Каждый раз, употребляя одну из этих трех фраз, вы в действительности подразумеваете под нею: «И я намерен впредь продолжать в том же духе».

Вы можете начать освобождаться от пут, связывающих вас с прошлым, и избавиться от этих бесплодных фраз, единственное назначение которых – удерживать вас от каких бы то ни было перемен в себе.

Вот список типичных «Я…», которые, возможно, относятся и к вам.

 

Я стеснителен Я неудачник

Я ленив Я вспыльчив

Я робок Я склонен к попаданию в неприятные ситуации

Я боязлив Я неуклюж Я угрюм

Я беспокоен Я апатичен

Я забывчив Я скучен

Я не обладаю техническими навыками Я толстый Я лишен слуха

Я слаб в математике Я плохо сложен

Я одинок Я неряшлив

Я холоден Я упрям

Я плохой повар Я инфантилен

Я плохой оратор Я мелочен

Я легко устаю Я безответствен

Я сентиментален Я нервный

 

Не исключено, что кое‑какие из этих высказываний характерны и для вас. А может, у вас есть и собственный список. Не имеет значения, какие ярлыки вы себе выбрали; беда в том, что вы вообще решаетесь вешать на себя какие‑либо ярлыки. Если вас полностью удовлетворяют все ваши «Я…», то пусть так и будет, но, если вы признаете, что какие‑то из них временами становятся вам в тягость, пора что‑то менять. Начните с понимания истоков этих «Я…».

Окружающие охотно навешивают на вас ярлыки, тщательно классифицируя их по небольшим категориям. Так им проще. Д. Х. Лоуренс подметил бессмысленность подобной практики в своем стихотворении в прозе «Кто он?».

 

Кто он?

– Разумеется, человек. Хорошо, но что он делает?

– Он живет, и он человек.

Да это понятно! Но ведь должен же он работать! У него должно быть какое‑то занятие.

– Почему?

Потому что, судя по всему, он не принадлежит к привилегированным классам.

– Не знаю. Но он часто предается праздности. И потом, он делает прекрасные стулья.

Наконец‑то! Так он мебельщик!

– Нет, что вы!

Ну, значит, плотник и столяр.

– Вовсе нет!

Но ведь вы сами так сказали.

– Что сказал?

Что он делает стулья, что он столяр и плотник.

– Я действительно сказал, что он делает стулья, но не говорил, что он плотник.

Ну ладно, тогда, возможно, он просто любитель?

– Возможно! А как бы вы назвали дрозда – профессионалом или просто любителем?

Я бы сказал, что это просто птица.

– Вот и я говорю, что он просто человек.

Ну и ладно! Вечно вы со своими каламбурами!

 

Откуда берут начало все эти «Я…»

 

Предшественники ваших «Я…» распадаются на две категории. Первый тип ярлыков вы получаете от окружающих. Их вам «цепляют» еще в детстве, вы всюду носите их и по сей день. Ярлыки другого типа выбираете вы сами, чтобы уклоняться от необходимости выполнять неприятную или трудную работу.

Ярлыки первой категории получили гораздо более широкое хождение. Малышка Хоуп учится во втором классе. Она ежедневно посещает занятия по рисованию, получая удовольствие от возни с красками. Но, когда преподаватель сообщает ей, что ее успехи на самом деле далеко не так блестящи, как надеялась девочка, она начинает пропускать занятия, потому что не любит неодобрительных замечаний. А немного погодя у нее уже начинают формироваться задатки такого «Я…»:

«Я несильна в рисовании». При достаточной продолжительности тактики уклонения она укрепляется в этой мысли и, став взрослой, на вопросы, почему не рисует, отвечает: «Ах, у меня нет способностей. И никогда не было». Большинство подобных «Я…» можно отнести к рудиментам прошлого, оставшимся с тех времен, когда вас пичкали такими сентенциями, как «Он такой нескладный; его брат неплохой спортсмен, а сам он вылитый школяр», или «Ты совсем как я; я тоже всегда был не в ладах с правописанием», или «Билли вечно такой застенчивый», или «Она вся в отца; тот тоже никогда не мог управляться с тачкой». Эти‑то высказывания и дают начало пожизненным ярлыкам, которым никогда не пытаются противостоять. Их просто принимают как данность.

Побеседуйте с кем‑нибудь из тех, кто, на ваш взгляд, более всего причастен к формированию многих ваших «Я…» (это могут быть родители, давние друзья семьи, старые учителя, дедушки, бабушки и т. д.). Поинтересуйтесь, как, по их мнению, вы стали такими, каковы вы сейчас, и всегда ли вы были такими. Сообщите им, что намерены измениться, и посмотрите, поверят ли они тому, что вы на это способны. Вас поразят и их объяснения, и их убежденность в том, что другим вам не стать, поскольку «вы всегда были таким».

Вторая категория «Я…» берет начало из тех удобных ярлыков, которые вы привыкли вешать на себя с расчетом увильнуть от неприятной вам деятельности. Как‑то мне довелось работать с клиентом сорока шести лет от роду, страстно желавшим учиться в колледже, поступить куда в свое время ему помешала вторая мировая война. Но Хораса пугала перспектива конкуренции с молодыми людьми, только что закончившими среднюю школу. Боязнь неудачи и сомнения в собственных умственных способностях смущали Хораса. Регулярно просматривая учебные планы и пользуясь советами, полученными в психологической консультации, он сумел сдать вступительные экзамены и пройти собеседование в приемной комиссии местного колледжа. Но тем не менее он и дальше продолжал пользоваться своими «Я…», чтобы по возможности сузить поле деятельности. В оправдание своей пассивности он приводит такие аргументы: «Я слишком стар, не очень сообразителен, да и нет во мне настоящей заинтересованности».

Итак, Хорас использует эти ярлыки, чтобы уклониться от желаемого. А один из моих коллег пускает их в ход с намерением отгородиться от задач, которые ему просто не по душе. И увиливает от ремонта дверного звонка, починки радиоприемника и от любых других хозяйственных дел, напоминая жене: «Ну ты же знаешь, дорогая, я совершенно не разбираюсь в технике».

Такого рода «Я…» входят в арсенал адаптивных форм поведения, и их используют как пусть иллюзорные, но оправдания своих поступков. Человеку проще сослаться на свое «Я…», чем открыто признать: «Я нахожу это дело скучным или неинтересным и предпочитаю не заниматься им в данный момент» (что было бы гораздо логичнее и нравственнее).

Подобными поступками индивидуум кое‑что сообщает о себе. Он утверждает: «В этой сфере я готовый продукт и другим никогда не стану». Но, будучи «готовым продуктом», упакованным и законсервированным, он перестает расти, и, хотя одни из его «Я…» представляются ему полезными, может оказаться, что другие просто сковывают его, а то и вовсе являются самоубийственными.

Ниже приведен список ярлыков, достающихся индивидууму как наследие прошлого. Если кое‑какими из них владеете и вы, то вам, возможно, захочется изменить их. Оставаться неизменно одним и тем же человеком во всех обстоятельствах равносильно принятию одного из тех пагубных решений, о которых говорилось в главе I. Следует иметь в виду, что здесь мы не будем обсуждать вещи, которые просто не могут не быть вам неприятными, но проанализируем формы поведения, не дающие вам приниматься за занятия, которые могли бы оказаться для вас приятными и интересными.

 

Десять типичных категорий «Я…» и их невротические дивиденды

 

1. У меня нет способностей к математике, правописанию, чтению, языкам и т. д.

Наличие этого «Я…» может служить гарантией, что его обладатель не станет даже пытаться хоть как‑то изменить себя. Это академическое «Я…» изобретено с целью навсегда избавить вас от необходимости взваливать на себя тяжелую работу по овладению предметом, который вы привычно считаете трудным или скучным. И, пока вы не перестанете вешать на себя ярлык неспособного, у вас всегда будет наготове удобный повод не приниматься за это занятие.

 

2. Я не силен в некоторых областях, требующих специальных навыков, например в кулинарии, спорте, вязании, рисовании и т. д.

Это «Я…» позволяет индивидууму не браться за подобные занятия в будущем и служит оправданием неудачных попыток в прошлом. «У меня всегда так; такова уж моя натура». Такая позиция лишь усиливает вашу инертность и, что не менее важно, укрепляет в абсурдной мысли, будто не следует заниматься ничем другим, кроме того, что вы можете делать по‑настоящему хорошо. Иными словами, если вы не первоклассный специалист, то лучше держаться от этого дела подальше.

 

3. Я застенчив, необщителен (вспыльчив, нервозен, боязлив) и т. д.

Подобного рода «Я…» имеют генетические корни. Вы не противостоите ни им, ни тому вредному для вас самих образу мыслей, на который они опираются, а просто находите в них оправдание неизменности своих наклонностей. Кроме того, у вас есть возможность свалить вину за все эти «Я…» на родителей. Причина в них, а значит, вам бесполезно даже пытаться как‑то изменить себя. Такую форму поведения принимают как способ избегать необходимости проявлять упорство в ситуациях, которые традиционно доставляют хлопоты. Истоки этих рудиментарных «Я…» восходят к вашим детским годам, когда окружающие, исходя из собственных интересов, внушали вам мысль, что вы неспособны думать самостоятельно. В этих «Я…» отражается ваша индивидуальность. Такие самоопределения помогают вам сторониться требующих изрядных усилий попыток стать не такими, как всегда. Вам достаточно всего лишь определить свою личность с помощью подходящего «Я…», а дальше уже можно просто оправдывать все присущие вам формы «саморазрушительного» поведения их неподконтрольностью. Отвергая тезис о возможности выбирать для себя черты индивидуальности, вы вместо этого ссылаетесь на плохую наследственность как на причину появления тех личностных особенностей, от которых были бы не прочь отказаться.

 

4. Я неуклюж, плохо координирую свои движения и т. д.

Эти «Я…», заученные вами еще в ребяческом возрасте, позволяют уклоняться от возможных насмешек по поводу того, что вы физически не так развиты, как другие. Разумеется, недостаток сноровки вызван не каким‑то внутренним дефектом, а доверием этим «Я…» и, как следствие, стремлением уклоняться от любых видов физической активности. Человек овладевает не теми навыками, которых сторонится, а теми, в которых практикуется. А вы часто продолжаете держаться за свое «Я…» и стоите за рамками игрового поля, наблюдая и завидуя, но делая вид, будто на самом деле вам хорошо и там.

 

5. Я непривлекателен, не очень умен, слишком высок и т. д.

Такие «Я…» психологического свойства помогают воздерживаться от рискованных контактов с лицами противоположного пола и оправдывать выбранные по своему усмотрению индивидуальные особенности, такие, например, как оставляющий желать лучшего имидж и отсутствие чувства сильной привязанности. Описывая себя подобным образом, вы в любой момент можете оправдаться за то, что не стали подставлять под удар репутацию из‑за какой‑то любовной связи. Вдобавок можно не заботиться о придании себе большей привлекательности. Вы используете свое «зеркало» для оправдания своего нежелания рисковать. Проблема лишь в одном: мы видим только то, что предпочитаем видеть, – даже в зеркалах!

 

6. Я суетлив, мелочен, неряшлив и т. д.

С помощью таких «Я…» поведенческого типа удобно манипулировать окружающими и оправдывать некоторые из своих поступков. «Я всегда так делаю». Как будто привычка может служить достаточно веским аргументом в пользу того, чтобы поступать так, а не иначе! За этой сентенцией стоит невысказанное сообщение: «И всегда буду делать только так». Полагаясь на этот обычай, вы избавляетесь от необходимости даже допускать мысль о том, чтобы поступать по‑иному, а заодно можете пытаться заставлять и других делать так, как вы. Обладателям таких «Я…» заменой образа мыслей служат «политические соображения».

 

7. Я забывчив, невнимателен, безответственн, апатичен и т. д.

Такого рода «Я…» особенно «полезны», когда нужно реабилитироваться за свои неумелые действия. Благодаря этим «Я…» вы не беспокоитесь за свою память, ничего не предпринимаете, чтобы стать внимательнее, а просто прикрываетесь своим аккуратным маленьким ярлыком «Я такой‑то». И пока вы при каждом таком промахе будете извлекать соответствующее «Я…», вам можно не беспокоиться о необходимости что‑либо менять в себе. Скажем, вы просто продолжаете все забывать, лишь напоминая себе, что ничего не можете с этим поделать и что всегда будете забывчивым.

 

8. Я итальянец, немец, еврей, ирландец, черный, китаец и т. д.

Такие «Я…» этнического происхождения незаменимы в случаях, когда не удается найти другое объяснение своим поведенческим моделям, которые выставляют вас не в лучшем виде, но справиться с которыми очень трудно. Обнаруживая, что ведете себя по стереотипам, ассоциирующимся с вашей субкультурой, вы просто извлекаете в качестве оправдания свое этническое «Я…». Однажды я поинтересовался у метрдотеля, почему он так возбужден и реагирует на малейшую проблему взрывом ярости. Он ответил: «А чего вы от меня ждете? Ведь я итальянец! И ничего тут не поделаешь».

 

9. Я люблю всем заправлять сам, бесцеремонен, авторитарен и т. д.

Благодаря таким «Я…» люди зачастую позволяют себе недружественные действия в отношении окружающих, игнорируя необходимость самодисциплины. Они прикрывают свои недостатки заявлениями вроде «Ничего не могу с этим поделать, я всегда был таким».

 

10. Я старый, пожилой, усталый и т. д.

Эти «Я…» позволяют вам, ссылаясь на возраст, отказываться от участия в предприятиях, потенциально рискованных или даже опасных. Всякий раз, оказавшись лицом к лицу с возможностью заняться спортом, назначить свидание после развода или смерти супруга, отправиться в путешествие и т. п., достаточно просто сказать: «Я слишком стар», чтобы исключить любой сопутствующий риск, неизбежно связанный с переживанием чего‑то нового и способствующего росту. Ссылками на «возраст» вы даете понять, что считаете себя окончательно состоявшимся в этой области, а поскольку с годами старость лишь прогрессирует, вы утрачиваете способность к росту и переживанию нового.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.