Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретическая база опыта.



В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных ученых Н.Л. Белопольской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, С.Д. Забрамной, Е.Е. Кравцовой, Л.В. Кузнецовой, А.Н. Леонтьева, В.И. Лубовского, Н.Н. Нижегородцевой, Л.И. Переслени, Д.Б. Эльконина и др., занимающихся проблемой поиска критериев готовности и разработки оптимальных путей подготовки к школьному обучению [2,4,10,13,15,16,21,23.28].

В современных исследованиях готовности детей к школьному обучению имеет место значительное разнообразие используемой терминологии, что отражает, с одной стороны, сложность и многомерность самого предмета исследования и, с другой – принципиальное расхождение позиций авторов в понимании сущности и природы феноменов школьной готовности. Н.В. Нижегородцева трактует готовность к школьному обучению, как уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

По своему содержанию готовность к школьному обучению представляет собой комплекс составляющих, которые обеспечивают ребенку возможность успешного овладения учебной деятельностью. Под влиянием развивающей педагогической и социальной среды формируется достаточный уровень зрелости этих психических функций.

Большинство отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.В. Нижегородцева) в структуре психологической готовности ребенка к школьному обучению в качестве ведущих выделяют три компонента: личностный, интеллектуальный и социально-психологический [4,6,21].

Личностная готовность к школьному обучению включает в себя формирование у ребенка «внутренней позиции школьника», эмоционально-волевой сферы, которая в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций, адекватная самооценка, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, определенная мотивационная направленность и способность к саморегуляции деятельности и поведения. По определению Л.И. Божович – личностная готовность включает в себя как психические новообразования старшего дошкольного периода, так и социально обусловленную «внутреннюю позицию школьника» [4].

Под интеллектуальной готовностью к школьному обучению отечественные ученые понимают дифференцированное восприятие, активную концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; умение воспроизводить образец, а также развитие точных движений руки и зрительно-моторную координацию.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Проблему формирования субъектной личностной позиции ребенка по отношению к процессу обучения, начиная с исследований Л.И. Божович, развивали Н.И. Непомнящая, И.Н. Семенов и др. [20]. По их мнению, в основе успешного освоения ребенком знаний, способов, норм поведения, отношений лежат личностное принятие, активное присвоение, стремление к самостоятельному поиску нового. Именно активное личностное отношение к действительности, как показали исследования, является одним из главнейших оснований успешности учебной, трудовой и любой другой деятельности.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие компоненты личности, которые могут явиться основой формирования готовности ребенка к обучению:

1) у ребенка к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы адекватные представления о базовых составляющих своей физической, психической и социальной сущности. Л.С. Выготский отмечал, что осознание своего «Я» является решающим моментом в развитии личности;

2) на начальном этапе деятельности ребенок должен предполагать большую вероятность успешности реализации этой деятельности, т.е. эмпирически или осознанно иметь способность выполнить учебное задание или готовность преодолевать возникшие при его реализации трудности. Такое условие возможно при наличии достаточно высокой самооценки ребенка и наличия опыта такого рода деятельности. Лишь в этом случае рычагом управления поведением ребенка может стать не только угроза наказания или желание поощрения, а способность позитивной саморегуляции через известные и приемлемые для него поведенческие алгоритмы;

3) для успешности выполнения учебного задания у ребенка должен быть сформирован достаточный уровень саморегуляции или, другими словами, произвольности.

У дошкольников с нарушением речевого развития в силу ряда причин нарушен механизм и искажены условия формирования речевой сферы. Большинство ученых, занимающихся вопросами диагностики и коррекции речевых нарушений, в частности В.И. Лубовский, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др. подчеркивают, что нарушения речевого развития искажают нормальных ход становления психических новообразований старшего дошкольного возраста [12,17].

Фактические данные демонстрируют стабильность наличия личностных нарушений при различных нарушениях речевого развития. В качестве ключевых составляющих указанных нарушений можно выделить нарушения речевого опосредования, а также инертность психических процессов и эмоциональную неустойчивость, трудности организации произвольного поведения, несформированность саморегуляции, а также широкий спектр коммуникативных трудностей. Коммуникативные нарушения усугубляют отрицательные воздействия на личность ребенка. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного речевого общения. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность всех основных форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Таким образом, достаточный уровень личностного развития является необходимым условием успешности учебной деятельности и самореализации ребенка и достижение данного уровня возможно в условиях специально организованного обучения и воспитания ребенка.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе посредством комплексного воздействия на все стороны развития психики ребенка и с учетом трех основных составляющих коррекционно-развивающего процесса.

РАЗДЕЛ II







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.