Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.



Цель и задачи педагогической деятельности.

Цельюопыта является формированиеличностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

· формировать у детей представление о физической, психической и социальной составляющей своего «Я»;

· формировать у дошкольников навык адекватной самооценки и развивать активную субъектную познавательную позицию;

· формировать у детей саморегуляцию в игровой и элементах учебной деятельности;

· формировать элементарные навыки организации учебной деятельности и увеличить объем общей осведомленности каждого ребенка;

· развивать у дошкольников широкое речевое опосредование;

· способствовать расширению самосознания, самооценки и саморегуляции детей.

Содержание образования и средства достижения цели.

Решение сложной многоплановой задачи - подготовки ребенка с проблемами в развитии к обучению в школе посредством комплексного воздействия на все стороны развития психики. Разработанная нами технология «Я и мир вокруг меня» рассчитана на 2 года обучения и может быть использована как психологическая составляющая, дополняющая типовую программу «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), так и как самостоятельная система занятий [25].

Составленное поквартальное планирование работы предполагает реализацию в течение каждого квартала 3 тематических разделов, на каждый из которых отводится 4 недели (Приложение №1). В рамках используемой коррекционно-развивающей технологии предусмотрена система специально организованных индивидуальных и фронтальных занятий (для изучения каждого тематического раздела рекомендуется проведение 3 фронтальных (Приложения №№3,4) и при необходимости 1 индивидуального занятия), а также заданий, выполняемых в ходе режимных моментов и на общеразвивающих занятиях.

В рамках данных технологии можно выделить три основных составляющих коррекционно-развивающего процесса: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

1. Работа с детьми.

Началу проведения коррекционно-развивающей работы должно предшествовать диагностическое изучение особенностей личности дошкольников, распределение их по подгруппам, выделение базовых компонентов, с опорой на которые может строиться психокоррекционный процесс.

После обработки результатов диагностики и сопоставления их с данными изучения речевых функций и степени выраженности нарушений в развитии речи осуществляется коррекционно-развивающая работа в общем русле программы подготовки к школе дошкольников с ОНР.

В ходе реализации предложенной нами технологии «Я и мир вокруг меня» помимо достижения психокоррекционных и развивающих целей могут быть также решены задачи целенаправленного формирования лексического и грамматического строя речи. В частности актуализация словаря в экспрессивной речи и его расширение за счет слов обобщенного и отвлеченного значения, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки и т.д. Уточнение значений слов путем выделения существенных признаков, дифференциальных и интегральных качеств предметов и состояний. Привлечение личного опыта ребенка облегчает работу по организации и структурированию семантических полей. Обращение к эмоциональной стороне личности ребенка актуализирует использование антонимических противопоставлений, значение которых включает какое-либо качество или отношение (враг-друг, горе-радость), качественные прилагательные, характеризующие оценочные признаки предметов и явлений. Мотивационные установки повышают активность процесса поиска слов за счет закрепления цели задания и выделения существенных признаков.

Параллельно с коррекционно-развивающей работой на логопедических занятиях, организованных в рамках предлагаемой технологии, осуществляется освоение лексических тем общей программы подготовки к школе дошкольников с ОНР. С целью создания педагогических условий формирования и закрепления устойчивых компонентов личности, нами предлагается некоторое смещение акцентов в ходе изучения лексических тем коррекционной программы. Существенным компонентом предлагаемой модификации является построение изучения всех лексических тем с точки зрения централизации материала вокруг личности ребенка. Например, изучение темы «Дом» должно строиться на личном опыте ребенка, с акцентуацией внимания на разделе «Моя комната» или «Мое любимое место в доме». Обязательным является включение материала «Мои домашние обязанности» для развития функций контроля и оценки собственных действий, формирования навыков планирования деятельности. Очень важным является активизация на данном материале волевого компонента деятельности, т.к. в круг обязанностей входят не только условно желаемые действия, но и задания, выполнение которых требует волевой и мотивационной направленности на результат. Ключевыми в плане формирования личностной готовности к школьному обучению темами первого года обучения являются «Семья», «Профессии», «Школа». В ходе их изучения можно успешно закреплять сформированную на занятиях с педагогом-психологом мотивационную направленность, элементы оценки и самооценки деятельности, расширять активный словарь, развивать связную речь, дать ребенку образцы коммуникативного взаимодействия.

Второй год обучения в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ организуется с учетом задачи создания субъектного отношения ребенка к процессу обучения и повышения его личностной компетентности, формирования речевой и психологической готовности к обучению в школе. Качественным отличием коррекционно-развивающей работы на втором году является возможность опираться на возросший уровень речевого развития, что предполагает расширение монологической формы речевого общения, реализация задач подготовки к обучению грамоте. В плане формирования личностной готовности становится возможной ориентация на произвольные формы деятельности и сформированные основы саморегуляции поведения, расширение мотивации за счет ее позиционных и учебных составляющих.

Второй год обучения предполагает использование новых форм проведения психокоррекционных занятий. Основной из них является «моделирование». Эта форма наиболее эффективна на данном этапе развития дошкольников с ОНР, так как позволяет ребенку «примерить» на себя ту или иную жизненную или учебную ситуацию и осуществить выбор личной и социальной позиции, наметить пути достижения цели. Позволяет развить у ребенка навыки самоконтроля и самооценки, произвольность деятельности, снизить ситуативную тревожность и нейтрализовать негативные эмоции, присущие эмоциональному предвосхищению в незнакомой ситуации. Основным вариантом «моделирования» на втором году обучения является имитация ситуации «урока», в которой ребенок косвенно знакомится с формой организации занятий (соблюдение школьных правил поведения на уроке, проверка домашнего задания, качественная оценка), с обстановкой в классе (парты, доска, стол учителя). Данный вариант моделирования позволяет эффективно формировать произвольность поведения, личностный смысл выполнения задания, т.е. организовать взаимодействие внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций ребенка. Такая форма проведения занятий эффективна, с учетом особенностей развития психики и речи дошкольников с ОНР, т.к. принятие игровой ситуации способствует возникновению у данной категории детей «позиции школьника». Кроме того, рекомендуется проведение экскурсий в школы, обучение в которых предстоит воспитанникам группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ, знакомство с будущими учителями и условиями обучения.

Задачам развития и укрепления эмоциональной сферы дошкольников служит применение на втором году обучения цикла упражнений на повышение точности распознавания и воспроизведения эмоций в ходе вербальной и невербальной коммуникации, их осознание и вербализацию.

Активизация экспрессивных средств общения открывает для них дополнительный канал приема и передачи информации, расширяет связи образно-предметной и речевой сфер, повышает личностную компетентность. Для этого могут использоваться как метод «моделирования» эмоциональных ситуаций и их пантомимическое воспроизведение, так и методы соотнесения интонации и мимики и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.