Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа с родителями.



Перед началом работы рекомендуется проведение диагностического исследования с целью определения типа родительского отношения, позиции родителей по отношению к личности ребенка и его дефекту, а также степени их осведомленности в вопросах подготовки ребенка с нарушением речевого развития к школе.

Ключевым моментом формирования устойчивого позитивного взаимодействия в ходе подготовки ребенка к школе является снятие психологической напряженности переходного периода, повышение родительской компетентности в вопросах осознания и принятия психолого-педагогических особенностей детей с ОНР. По результатам диагностики дошкольников и членов семей проводится собеседование с родителями с целью определения форм взаимодействия и путей реализации задачи подготовки к школе.

Одной из центральных задач организации работы с родителями является формирование мотивации взаимодействия с педагогами. Для этого родители по результатам предварительного исследования информируются об особенностях развития ребенка, обсуждаются его проблемы и «сильные» стороны. Особый акцент делается на обсуждении причин и механизмов возникновения особенностей личностного развития. Важным моментом обоснования необходимости проведения коррекционно-развивающей работы может стать составление условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу развития ребенка. Итогом совместного с родителями обсуждения должна стать выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии ребенка с ОНР и принятия решения об участии ребенка и его семьи в коррекционно-развивающей работе.

Планирование процесса подготовки к школе должно быть организовано с ориентацией на поэтапное включение родителей в педагогический процесс. Каждый развивающий блок содержит тематически организованные формы взаимодействия с родителями. При такой форме организации работы родители являются инициаторами общения с педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателем, стремятся показать наилучший результат «семейной работы», т.к. задания для родителей апеллируют к их личному опыту, затрагивают эмоциональные аспекты, помогают провести ретроспективный анализ взаимоотношений с ребенком.

На основном этапе проводится ряд индивидуальных и групповых консультаций с родителями. Цель этих консультаций познакомить родителей с индивидуально-типическими свойствами личности их детей; демонстрация примеров влияния самосознания, саморегуляции и самооценки на общую динамику развития ребенка и, в конечном итоге, на готовность ребенка к школе. В ходе консультаций родители приобретают навыки распознания внешних проявлений этих базовых компонентов личности, обучаются приемам организации межличностного взаимодействия с ребенком в семье и при выполнении учебных заданий: в частности оказанию дозированной помощи ребенку, организации его свободного времени, формировании навыков поддержания гармоничного баланса различных сторон психики с учетом характера дефекта и индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы нами рекомендовано ведение родителями дневника, в котором отражается динамика развития ребенка, а также возникшие трудности и педагогические находки. В ходе реализации первого коррекционно-развивающего блока предполагается активное участие родителей в беседах с детьми, совместное составление рассказов по изучаемой теме, привлечение личного опыта родителей.

Постоянным помощником в организации работы с родителями является ведение информационного экрана «Чему мы научились», в котором отражаются основные изучаемые на данный момент темы и в ячейке отведенной для каждого ребенка отмечается в виде мимической оценки успехи на занятиях, что позволяет ежедневно, без дополнительных затрат времени получать информацию об эмоциональном состоянии и личностных успехах ребенка.

По окончании первого года обучения проводится повторное собеседование, подводящее итоги коррекционно-развивающей работы определяется задание на летний период, обсуждаются пожелания родителей.

На втором году обучения акцент делается на формировании основ учебной деятельности, развитие адаптационных способностей детей. В этом русле работа с родителями строится по принципу совместного обучения. Родители самостоятельно оценивают работы своих детей, участвуют в собеседованиях с учителями начальных классов для ознакомления с условиями обучения в начальной школе.

На завершающем этапе проводятся специальная беседа-консультация с родителями, подводящая итоги коррекционно-развивающей работы. Разъясняется сущность достигнутых результатов, и намечаются пути дальнейшего взаимодействия в системе «ребенок-родители-школа».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.