Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета



Б.И.Хасан П.А.Сергоманов

Разрешение конфликтов и ведение переговоров

Учебное пособие

Красноярск - Москва 2001

Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия

Рецензенты:

доктор психологических наук Н.В. Гришина

кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак

Хасан Б.И., Сергоманов П.А.

Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие.

В пособии представлены основные понятия современной конф­ликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены спосо­бы подготовки, организации и проведения переговоров как основ­ной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктив­ного разрешения конфликтов и решения задач образования.

Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям.

Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета

ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И.

© Сергоманов П.А.

© Институт психологии и педагогики

развития СО РАО © «Бонфи»

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка педагогов в области гражданского образова­ния................................................................................. 5

Предисловие редакторов................................................ 20

Введение........................................................................ 25

Методические рекомендации к проведению курса.............. 31

Часть 1.Конфликт.......................................................... 38

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное со­стояние исследований проблемы конфликта (ме­тодологический аспект)..................................... 39

1.2. Структурное описание конфликта....................... 43

1.3. Функциональное описание конфликта................ 49

1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53

1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и дина­мика................................................................. 56

1.6. Участники конфликта......................................... 63

1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74

1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83

1.9. Специфика конфликтов в образовательных про­цессах................................................................ 87

1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94

1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102

Часть 2.Переговоры....................................................... 119

2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один

из возможных вариантов)................................... 130

2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфлик­та........................................................................ 135

2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронта­ции..................................................................... 139

2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии пе­реговорного процесса. Тренировка перегово­ров..................................................................... 147

2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготов­кой.................................................................... 151

2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе пере­говоров. Тренировка анализа переговоров............ 155

2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка орга­низации переговоров........................................ 158

2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161

Справочные материалы для студентов.............................. 162

Позиционно-функциональные модели организации вза­имодействия.................................................................. 162

Арбитраж........................................................................ 162

Давление (конфронтация)................................................ 164

Переговоры..................................................................... 166

Переговоры при помощи посредника............................... 168

Консультирование........................................................... 170

Представительство.......................................................... 173

Миротворчество............................................................. 175

Часть 3.Методический инструментарий для учебных за­нятий по анализу, конструированию конфликтов и веде­нию переговоров............................................................ 177

3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179

3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181

3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррек­ции в конфликтном взаимодействии................... 185

3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190

3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193

3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199

3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутренне­го конфликта».................................................... 202

Часть 4.Библиография. Зарубежные и отечественные ис­следования конфликтов: история и современность.......... 205

Декларация принципов толерантности............................. 229

ВВЕДЕНИЕ

Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

- Каковы основные признаки нового отношения к конфлик­там?

- Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе?

-Действительно ли школьное образование - наиболее адек­ватное тесто» для формирования конфликтной компе­тентности?

- Что мешает формированию конфликтной компетент­ности?

В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по граж­данскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем:

- преодоление стереотипии негативного отношения к кон­фликту (преодоление страха перед конфликтом);

- формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;

- формирование навыков организации и проведения пере­говоров для разрешения конфликтов в условиях школы.

Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональ­ное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь.

Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессиональ­но уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста-

26_

новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная.

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъяв­ляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности.

Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот сте­реотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стерео­типов социального поведения?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.