Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ противоречия (проблемы).



2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной сто­роны ..., а с другой ...)

2.2. Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой ма­териал «напряжен», сопротивляется участникам?

2.3. На что притязают все участники, в чем предмет взаимо­действия?

Анализ сценария взаимодействия.

3.1. Какова последовательность действий сторон?

3.2. С какого действия конфликт начался?

3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом?

3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарак­теризуйте их.

Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников.

4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________137

4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Срав­ните с другим взаимодействием.

4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?

4.4. Какие из характеристик существенно повлияли на про­текание конфликта и его разрешение?

Самоопределение.

5.1. Какую функциональную позицию Вы занимаете в конф­ликте (участник, наблюдатель, посредник и т.п.)?

5.2. Какие позиции занимают другие участники?

5.3. Какой общий рисунок образуют все позиции?

5.4. Каких позиций не хватает для разрешения?

Действия для разрешения конфликта (проблемы).

6.1. Какие из описанных действий объективно вели к раз­решению конфликта (проблемы), а какие уводили в сто­рону?

6.2. Какие действия с учетом анализа можно было бы осуще­ствить?

После того как работа в подгруппах завершилась, все воз­вращаются в общий круг или образуют два круга (в зависимос­ти от количественного состава) и слушают сообщения. Во вре­мя сообщений тренер может задавать уточняющие вопросы и вопросы, помогающие развернуть ответы полнее. Тренер также активно вовлекает остальных студентов в обсуждение, сравни­вая ответы разных подгрупп. Важно, чтобы развернулась дис­куссия, во время которой желательно также продемонстриро­вать способы ее организации.

После того как все сообщения обсуждены, тренер просит каж­дого студента записать «резюме» анализа конфликтной ситуа­ции на листке бумаги. Тренер поясняет, что резюме анализа при­годится чуть позже. Опорой для резюме служат те же вопросы.

После того как процедура завершилась, тренер предлагает для обсуждения второй случай и повторяет работу сначала.

После обсуждения второй ситуации можно предложить выяс­нить, чем они отличаются. Задание может быть примерно таким:

«Мы проанализировали две конфликтные ситуации. Как вы думаете, чем они отличаются? Чем они похожи между собой?»

Для того чтобы зафиксировать ответы на вопросы, тренер на доске или на ватмане рисует две колонки с названиями «сход­ства» и «отличия», предлагает группе в целом их сформулиро-

138___________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

вать, и записывает в ту или иную колонку. Студенты работают на собственных бланках.

Таблица сравнения ситуаций

Сходства Отличия
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.
Какие выводы можно сделать? Какова мораль? Из этого анализа я сделал(а) вывод, что конфликты в школе...

После того как таблица заполнена, тренер просит студентов посмотреть на таблицу в целом и ответить на вопрос:

«О чем нам говорят эти результаты? Какие выводы мы сей­час можем сделать? Какова мораль?»

Далее можно попросить студентов подумать несколько ми­нут и записать выводы, мораль к себе на листок, а затем по оче­реди рассказать о них. Тренеру важно зафиксировать все значи­мые выводы.

После этого вводится представление о конструктивном под­ходе к конфликту, о базовых моделях разрешения конфликта: переговоры, арбитраж, давление (конфронтация).

Для получения общей групповой действительности и мно­гообразия представленности базовых моделей в конкретном конфликтном поведении можно воспользоваться игровыми процедурами, предложенными в ч. 3 настоящего курса.

Введение представлений о базовых моделях можно строить как небольшое сообщение и освещать основные структурные, динамические и целевые особенности моделей. К каждой моде­ли лучше приводить пример и культурные прототипы событий­ности (например, для модели «арбитраж» - это спортивный су­дья). После этого студентов просят привести свои примеры из школьной жизни и записать их на листке бумаги. На этом же листке ответить на вопросы: «Почему я считаю, что это перего­воры (арбитраж, конфронтация)? По каким признакам можно определить переговоры (арбитраж, конфронтацию)?»

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________139

2.3. Шаг третий..

ВВЕДЕНИЕ В ПЕРЕГОВОРЫ. ИГРА «ПЕРЕГОВОРЫ В ШКОЛЕ»: ОБНАРУЖЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ КОНФРОНТАЦИИ

Несгибаемая позиция иногда -результат паралича.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Рабочая карта тренера. Шаг 3

Результат Действия Способ обратной связи (оценки результата) Критерий достижения
3 Обнаружение и Игровая Обсуждение Студенты дают
оформление процедура преимуществ и описания кон-
стереотипов < Переговоры недостатков фронтацион-
конфронтаци- в школе» конфронтации ного поведения
онного поведе-     участников
ния в конфлик-     игры, негатив-
тах     но относятся к
      нему

Игра представляет собой ролевое взаимодействие команд. Необходимо разбить группу на две равные подгруппы и предло­жить студентам выбрать роли: «родитель» и «учитель». Группам предлагается определиться с участниками переговоров, кто бу­дет вести переговоры от «родителя», кто от «учителя». После того, как определились «переговорщики», им необходимо по отдель­ности сообщить фабулы. Важно, чтобы никто, кроме «родителя», не слышал его фабулу, то же касается и фабулы «учителя».

Примечание.Имена в предлагаемом сюжете должны быть согла­сованы участниками. Здесь предлагаются условные имена. Участ­ники могут предложить другие, мужские и женские, в зависимос­ти от конкретной ситуации в группе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.