Основные элементы переговоров
1. Предмет переговоров. (О чем мы будем договариваться? Как мы определим, что является предметом взаимных притязаний?) 2. Интересы и цели сторон. Общие интересы, общие цели. (В чем состоят мои интересы? В чем состоят интересы партнера? В чем мы оба заинтересованы? В чем специфика и сходство наших намерений? Каковы наши цели, каких результатов мы хотим добиться на переговорах? Каких результатов мы хотим добиться в дальнейшем?) 3. Легитимность. (По каким правилам мы будем договариваться, каким нормам будем следовать?) 4. Стандарты принятия решений. (На какие стандарты, прецеденты мы будем ориентироваться в принятии решений?) 5. Опции (варианты решений) (Какие конкретные решения можно выложить на стол?) 6. Обязательства участников переговоров. (Какие обязательства должен взять на себя я? Какие обязательства должен взять на себя партнер?) 7. Ресурсы. (Какие у меня есть ресурсы для выполнения решений и обязательств? Какие у партнера есть ресурсы для выполнения обязательств и решений?) 8. Участники переговоров. (Кто является истинным участником переговоров? Кто, кроме прямых участников заинтересован в результатах переговоров?) 9. Контроль за выполнением решений. (Кто и как будет контролировать выполнение решений?) РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________145 10. Санкции. (Предусмотрены ли конкретные санкции за конкретные действия партнеров? Какие санкции за какие действия предусмотрены? Кто обеспечивает выполнение санкций?) Переговорные сценарии Фактически, в переговорной практике были выделены два типовых переговорных сценария: «позиционный торг» и «переговоры по интересам» или «принципиальные переговоры». (R.Fisher, U.Youry, 1978) Позиционный торг Учитель беседует с учеником о том, какую отметку поставить ему за контрольную работу. Анна Константиновна (в ответ на притязания ученика): Я думаю, что больше тройки за твою работу поставить нельзя. Глеб: Можно поставить и четверку. А.К.: Нет, здесь даже нет объяснений некоторых ответов, - только тройка. Г: Но зато моя работа оформлена хорошо, не то, что у Кудряшова, а у него четверка. А.К.: Нет, по-моему, когда объяснения не все, это не тянет на четверку. Г: А вы спросите, и я объясню, где надо. А.К.: Сейчас! Было время, тогда и нужно было писать. В приведенном примере заметно, что участники разговора «торгуются за отметку». Понятно, что учитель не хочет ставить Глебу «4», а Глеб хочет, чтобы у него стояла не «3», а «4». Можно легко придумать продолжение разговора в том же духе, или даже переход разговора на повышенные тона, завершение его острой негативной конфликтной ситуацией. Такой разговор представляет собой выдвижение участниками некоторых конкретных позиций и решений, которые затем защищаются и отстаиваются. Чем более «твердое» решение принял участник, тем сильнее он будет его отстаивать. Чем дольше он отстаивает свое решение, тем более изощренные аргументы находит. Подобного рода переговоры разворачиваются по сценарию, названному «позиционный торг». Позиционный торг часто неэффективен, хотя и весьма соблазнителен из-за того, что стороны надеются на быстрый результат. Однако это тропка, которая ведет по краю обрыва, и на ней может лежать тот самый роковой камешек. Позиционный торг - это такой переговорный сценарий, который обычно разворачивается в определенном смысле неза 146________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ висимо от воли участников. «Позиционный торг» это выдвиже, ние все более сильных и изощренных аргументов в защиту или опровержение уже принятого участником решения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|