Здавалка
Главная | Обратная связь

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ И ЕГО СТРУКТУРА



Тема 2

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ.

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1. Хозяйственный комплекс страны и его структура.

2. Общая характеристика отраслей материального производства.

3. Понятие предприятий, цели и направления их деятельности.

4. Правовые основы функционирования предприятия.

5. Порядок создания, регистрация, ликвидация и реорганизация предприятия.

6. Виды. Организационные формы структура предприятий и управление им.

 

Литература по теме №2

1. Хозяйственный кодекс Украины.

2. Гражданский кодекс Украины.

3. Бондар Н.М. Економіка підприємства: Навч. посібник.- К.: Видавництво А.С.К., 2004.- 400 с.: іл.- (учнів. б-ка).

4. Бойчук І.М., Харів П.С., Хопчан М.І., Піча Ю.В. Економіка підприємства: Навч. посібник.- 2-ге вид.- К.: „Каравела”; Львів: „Новий світ-2000”, 2001.

5. Дорошенко Л.С. Система галузей народного господарства: Конспект лекцій.- К.: МАУП, 1998.

6. Рогожин П.С., Гойко А.Ф. Економіка будівельних організацій.- К.: Видавничий дім „Скарби”, 2001.

7. Розміщення продуктивних сил: Підручник / За ред. В.В. Ковалевського, О.Л. Михайлик, В.Ф. Семенова.- 4-те вид.- К.: Т-во „Знання”, КОО, 2001.

8. Розміщення продуктивних сил: Підручник / За ред. проф. Є.П. Качана.- К.: ВД „Юридична книга”, 2001.

9. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова.- М.: Юристъ, 1998.

10. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волокова.- М.:ИНФРА-М, 1998.

11. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков: Под ред. С.Н. Лебедевой.- Мн.: Новое знание, 2001.

12. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. С.Ф. Покропивного.- К.: КНЕУ, 2003.- 608 с.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ И ЕГО СТРУКТУРА

Национальное хозяйство любой страны формируется в результате экономического и социального развития общества, углубления специализации и кооперирования труда, международного сотрудничества с другими странами.

Хозяйственный комплекс, или, иначе говоря, национальная экономика страны, представляет собой совокупность взаимосвязанных областей, которые отличают ее национальное хозяйство от хозяйств других стран.

Экономика страны имеет особую структуру, формирование и развитие которой происходит в зависимости от общественных потребностей в материальных благах и услугах, общественного разделения труда и объективных связей между отдельными видами производства. В зависимости от содержания экономических процессов, которые отображаются в определенных связях отдельных частей экономики, различают отраслевую, воспроизведенную и территориальную структуры хозяйственного комплекса страны.

Для анализа структурных особенностей хозяйственного комплекса страны применяют такие его характеристики, как сферы экономики, отрасли хозяйства, секторы экономики. Рассмотрим их последовательно.

При участии в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство разделяют на сферы материального и нематериального производства (рис. 2.1).

В сфере материального производства осуществляется создание материальных благ в форме продуктов, энергии и предоставления услуг по их снабжению потребителям в форме транспортировки, хранения продукции и т.п., которые можно рассматривать как продолжение производства в сфере оборота.

К материальному производству относится промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, грузовой транспорт и связь (обслуживание производственной сферы), строительство, торговля и общественное питание и т.п.

Рис. 2.1 – Сферы и отрасли хозяйственного комплекса страны

 

В сфере нематериального производства осуществляется предоставление обществу разнообразных услуг, необходимых для поддержания определенного уровня его жизни. К этой сфере относят жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживание непроизводственной сферы и населения), здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение, образование и науку, культуру и искусство, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь, сферы экономики делятся на специализированные отрасли.

Отрасль - это качественно однородная совокупность хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений) разных форм собственности, которые характеризуются особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняют одинаковую функцию в национальном хозяйстве.

Каждая из специализированных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.п.) делится на комплексные отрасли и виды производств. Например, в составе промышленности насчитывается более как 15 таких больших отраслей: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и т.п.

Количественное соотношение между отдельными отраслями и определенные производственные взаимосвязи между ними определяют отраслевую структуру хозяйства страны. Эта структура не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются быстрым развитием, другие, наоборот, замедляют темпы своего роста, находятся в стагнации.

Основными факторами, которые влияют на отраслевую структуру хозяйства любой страны являются:

Ø степень внедрения достижений научно-технического прогресса;

Ø уровень концентрации, специализации и кооперирование;

Ø электрификация, механизация и автоматизация производственных процессов;

Ø наличие природных ресурсов и полезных ископаемых;

Ø общественно-исторические условия развития экономики и геополитическое состояние страны;

Ø географическое расположение страны и ее климатические условия;

Ø развитие транспортной сети;

Ø материальный и культурный уровень населения страны и т.п.

Для характеристики отраслевой структуры хозяйства страны и анализа отклонений, происходящих в ней, применяют такие показатели:

v долю выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции всеми отраслями соответствующей сферы экономики (или хозяйства страны в целом);

v изменение доли основных фондов отрасли в общей стоимости основных фондов отраслей соответствующей сферы экономики;

v изменение численности рабочих в отрасли относительно общей численности работающих в соответствующей сфере экономики и т.п..

Сдвиг в отраслевой структуре хозяйственного комплекса страны анализируют с помощью таких основных показателей:

1) темп роста объема производства отдельной отрасли (Тотр), который характеризует, во сколько раз объем производства за анализируемый период больше (или меньше) от объема производства за базисный период. Этот показатель может быть выражен безразмерным коэффициентом в виде отношения уровней производства или в процентах, если результат деления множится на 100%:

(2.1)

где: Qбаз, Qан - уровень объема производства продукции отраслью в базовом периоде и периоде, который анализируется (в денежных или натуральных единицах), соответственно;

2) отраслевой коэффициент опережения (Котр), что характеризует изменения, происходящие в отраслевой структуре хозяйства страны, и вычисляется по формуле:

(2.2)

где: Тотр. - темп роста объема производства отдельной отрасли;

Тсф - темп роста производства продукции всеми отраслями соответствующей сферы экономики.

При расчетах показатели Тотр и Тсф берут за один и тот же период;

3) доля отдельной отрасли в общем объеме производства в соответствующей сфере экономики, которую можно ожидать в плановом периоде (ąпл). Показатель характеризует долю отдельной отрасли в общем объеме произведенной в соответствующей сфере экономики продукции в плановом периоде:

ąпл = ąбаз · Котр, %; (2.3)

где: ąбаз - доля отрасли в общем объеме выпуска продукции в соответствующей сфере экономики в базисном периоде.

С развитием экономических отношений дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производств. Одновременно со специализацией происходят процессы кооперирования, интеграции производства, которое оказывает содействие возникновению стойких производственных связей между отраслями, созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс - это интеграционная структура, которая характеризуется взаимодействием хозяйственных единиц разных отраслей, разных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы могут возникать как в середине специализированной отрасли экономики, так и между разными отраслями. Например, в составе промышленности действуют топливно-энергетический и металлургический комплексы. Более сложную структуру имеют агропромышленный и строительный комплексы, которые объединяют разные отрасли хозяйства страны.

Во время анализа экономических процессов в составе национального хозяйства страны выделяют также секторы экономики (рис. 2.2).

Под сектором экономики понимают совокупность институциональных единиц с одинаковыми экономическими целями, функциями и поведением. К ним относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений, внешний сектор.

 

Рис. 2.2 - Структура национального хозяйства

 

Сектор предприятий делится на секторы нефинансовых и финансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, которые осуществляют производство продукции и предоставления услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, которые не имеют за цель прибыльность своей деятельности (например, благотворительные фонды, общественные организации). В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, в свою очередь, делятся на государственные, частные, национальные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, выполняющие финансовые посреднические функции (банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании и т.п.).

Сектор государственных учреждений - это совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, органов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Результаты деятельности государственных учреждений как производителей общественных благ отображаются в росте эффективности, в секторе предприятий и уменьшении расходов на потребление в домашних хозяйствах. Например, государственное финансирование строительства автомагистралей, предоставление возможности бесплатного государственного образования или медицинского обслуживания и т.п.

Сектор домашних хозяйств охватывает преимущественно потребительские единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, которые ими созданы.

Домашние хозяйства являются владельцами определенных факторов производства, которые они продают, сдают в аренду, получают от этого доход и распределяют его на текущее потребление и накопление. В национальных экономиках развитых стран этот сектор занимает заметное место.

Внешний сектор представляет собой совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны, поддерживающих с ней экономические связи, а также имеют на территории данной страны посольства, консульства, военные базы, международные организации.

Таким образом, функционирование национальной экономики можно рассматривать как взаимодействие ее секторов и взаимосвязи между ними.

Обеспечение стабильного экономического развития национальной экономики тесно связано с осуществлением простого и расширенного воспроизводства основных фондов (технического перевооружения, реконструкции и расширение действующих предприятий, нового строительства).

Соотношение между подразделами общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением характеризуют воспроизведенную структуру национального хозяйства.

Размещение продуктивных сил по территории страны, соотношение экономических районов и других территориальных образований относительно производства общественного продукта, распределение отраслей и видов деятельности за регионами страны определяют территориальную структуру ее хозяйства.

Под влиянием внутренних и внешних факторов в отрасли экономики и ее макроэкономических пропорциях постоянно происходят количественное и качественное изменения, которые называются отраслевыми сдвигами. Эти сдвиги имеют закономерный характер, их объективной почвой являются несоответствие между нуждами общества и экономическими возможностями их удовлетворения, возникающими в национальном хозяйстве.

Изменения в хозяйственном комплексе страны происходят медленно через инерционность структуры экономики. Иногда это приводит к обострению экономической ситуации и возникновению кризиса.

Отраслевой кризис экономики представляет собой специфическое экономическое явление, которое отображается в макроэкономических диспропорциях, в глубоком упадке отдельных сфер и отраслей. По обыкновению экономический кризис имеет продолжительный характер.

Для кризиса характерным является падение базовых отраслей экономики, когда их технологическая база не отвечает новым потребностям рынка. Такими отраслями, прежде всего, могут быть автомобильная, угольная, текстильная и другие отрасли экономики, которые определяют ее структуру. Во время экономического кризиса возникает потребность в кардинальных отраслевых сдвигах в экономике, т.е. в ее структурной перестройке.

Роль регулятора структурных изменений в экономике играет, прежде всего, рыночная конкуренция. Однако, рынок неспособен обеспечить быструю концентрацию ресурсов, необходимую для осуществления структурной перестройки и приоритетного развития соответствующих звеньев, секторов и отраслей экономики, поэтому возникает потребность в государственном регулировании механизма конкуренции. Вмешательство государства в рыночные преобразования происходит через осуществление государственной структурной политики.

Структурная государственная политика представляет собой обоснование целей и характера структурных превращений в экономике, определение ее приоритетных звеньев и оптимального соотношения между ними.

Назначение отраслевой политики состоит в содействии формированию такой структуры национальной экономики, которая обеспечивала бы стабильный экономический рост страны и решение актуальных социальных проблем общества. Основные направления структурной политики такие:

v преодоление технологического старения и обновление производственной базы;

v уменьшение зависимости от импорта сырья;

v сокращение трудо-, енерго- и материалоемких отраслей;

v увеличение доли ресурсосберегающих производств и отраслей с новейшими технологиями;

v равномерное распределение производственных ресурсов;

v создание развитого потребительского сектора;

v уменьшение отрицательных последствий структурных преобразований на рынке труда.

Основными рычагами государственного стимулирования структурных превращений в экономике являются:

v система налогов, их дифференциация в зависимости от субъектов и объектов налогообложения;

v предоставление разнообразных кредитных льгот, проведение политики ускоренной амортизации;

v предоставление субсидий, дотаций, займов на развитие отдельных отраслей, производств, регионов;

v проведение дифференцированной таможенной политики и т.п.

Выбор конкретной системы, направлений и приоритетов структурной перестройки в любой стране зависит от специфики ее экономической системы и целей социально-экономического развития. Осуществление взвешенной структурной политики обеспечивает сбалансированность, стабильный экономический рост и развитие хозяйства страны.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.