Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЦЕЛИ



И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономическую деятельность могут осуществлять разнообразные субъекты - отдельные лица, семья, объединение людей, государство и т.п., но главные производственные функции в экономике связаны с предприятием.

В структуре национальной экономики предприятиеявляется первичным звеном. Именно здесь непосредственно объединяются разнообразные факторы производства для создания материальных благ и предоставления услуг, реализуются личные и коллективные интересы. Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образовывает экономическую систему страны.

Предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном хозяйственным кодексом и другими законами.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности.

Предприятие, если законом не установлено иное, действует на основе устава.

Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

Каждое предприятие имеет исторически сложившееся конкретное название (завод, фабрика, шахта, электростанция, мастерская, ателье и др.) и может включать несколько производственных единиц (комбинат, производственное объединение). В большинстве стран с развитой рыночной экономикой такие производственные единицы называют фирмами.

Под словом «фирма» понимают предприятия осуществляющие хозяйственную деятельность в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. с целью получения конечного финансового результата – прибыли. Каждая фирма определяет свое фирменное наименование под которым ее записывают в государственном реестре страны. Фирменное наименование, как правило, включает имя и фамилию одного или нескольких собственников фирмы, отражает характер ее деятельности, правовой статус и форму хозяйствования.

Для эффективного хозяйствования существенным является определение целей создания и функционирования предприятия (фирмы). Генеральную (главную) цель предприятия, т.е. четко очерченную причину его существования, в мировой экономике принято называть миссией. В большинстве случаев миссией современного предприятия (фирмы) считается производство продукции (услуг) для удовлетворения потребностей рынка и получения максимально возможной прибыли.

На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются общефирменные цели, которые должны отвечать определенным требованиям:

во-первых, цели предприятия должны быть конкретными и поддаваться измерению. Формулирование целей у конкретных формах создает исходную базу отсчета для последующих правильных хозяйственных и социальных решений. Благодаря этому можно более обоснованно определить, насколько эффективно предприятие (фирма) действует для осуществления своих целей;

во-вторых, цели предприятия должны быть ориентированными во времени, т.е. иметь конкретные горизонты прогнозирования. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени. Долгосрочная цель имеет горизонт прогнозирования, равный пяти годам (иногда 7-10 лет) – для передовых в техническом отношении фирм; краткосрочная – в пределах одного года;

в-третьих, цели предприятия должны быть достижимымии обеспечивать повышение эффективности его деятельности. Недостижимые или достижимые лишь частично цели приводят к негативным последствиям: блокированию стремления работников эффективно хозяйствовать, снижения уровня их мотивации, ухудшению показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижению конкурентоспособности его продукции на рынке;

в-четвертых, с позиции динамики эффективности производства множественные цели предприятия должны быть взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия (фирмы), ответственными за достижение различных целей.

В конечном итоге цели предприятия (фирмы) должны быть четко сформулированы для каждого вида его (ее) деятельности, что является важным для субъекта хозяйствования, который стремится видеть и измерять результаты этой деятельности.

Направления деятельности.В практике хозяйствования каждое предприятие (фирма) как сложная производственно-экономическая система осуществляет много конкретных видов деятельности, которые, исходя из критерия родственности, можно объединить в отдельные основные направления.

В соответствии с логикой и последовательностью процесса воспроизводства определяющим направлением деятельности каждого предприятия является изучение рынка товаров, или ситуационный анализ.

Результаты изучения рынка товаров служат базой для обоснования конкретных путей совершенствования и развития инновационной деятельности предприятия (фирмы) на перспективный период. Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства, внедрение технических, организационных и других нововведений формирование инвестиционной политики на ближайшие годы, определение объема необходимых инвестиций и т.п.

Следующим направлением, причем наиболее сложным по объему организационно-технических задач, является производственная деятельность предприятия (фирмы), ее организация и оперативное регулирование в пространстве и времени.

Эффективность инновационно-производственных процессов, постоянно осуществляемых на каждом предприятии (фирме), определяется уровнем коммерческой деятельности предприятия (фирмы), значимость которой в условиях рынка существенно возрастает.

Еще одним важным направлением деятельности предприятия (фирмы), которое завершает последовательный цикл воспроизводственного процесса, следует считать послепродажный сервис многих видов товаров производственно-технического и потребительского назначения. Послепродажный сервис охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации (использования) купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание в течение определенного срока, обеспечение необходимыми запасными частями, проведение ремонтов во время нормативного срока службы и т.п.

К интегрированному направлению, охватывающему много конкретных видов, принадлежит экономическая деятельность предприятия (фирмы). В частности, она включает: стратегическое и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, систему оплаты труда, ресурсное обеспечение производства, внешнеэкономическую и финансовую деятельность и др.

Особое значение имеет социальная деятельность, поскольку она существенно влияет на эффективность всех других направлений и конкретных видов деятельность (инновационной, производственной, коммерческой, экономической).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.