Совершенная и несовершенная конкуренция рынка труда
Рынок труда при совершенной и несовершенной конкуренции имеет свои особенности. Характерными особенностями рынка труда в условиях совершенной конкуренции являются: - неограниченное количество предприятий, конкурирующих между собой при найме конкретного вида труда; - неограниченное кол-во рабочей силы, имеющей одинаковою квалификацию; - отсутствие соглашения между работниками, невмешательство профсоюзов; - полная информация о рынке труда. При несовершенной конкуренции на рынке труда имеет место следующее: - наличие элементов монополизма; - барьеры на пути поиска работы; - отсутствие полной информации о рынке труда; - влияние на равновесный уровень заработной платы. 10.Особенности и этапы формирования рынка труда в Украине.Формирование рынка труда в каждом государстве имеет свои особенности. Они обусловлены ресурсными, географическими, экономическими, политическими, демографическими и другими причинами. В Украине формирование рынка труда осуществляется в условиях кризисного состояния экономики, низкой эффективности её структуры, чрезвычайно развитой тяжёлой промышленности и слаборазвитой сферы производства товаров народного потребления и услуг, значительной зависимости экономики Украины от кооперированных связей с государствами СНГ, особенно от поставки энергоносителей из России. Имевшие место в прошлом монополия государственной собственности, жёсткая регламентация размеров заработной платы, наличие института прописки и др. так же оказали и оказывают негативное воздействие на формирование рынка труда, служат его деформации. В результате современный рынок труда в Украине имеет следующие признаки: -превышение предложения рабочей силы над её спросом, peгиональные диспропорции между наличием и потребностью в рабочей силе; -низкая цена рабочей силы, её несоответствие реальной стоимости; -снижение занятости в сфере общественного производства, рост численности незанятого населения; низкое количество официально зарегистрированных безработных в условиях, когда имеет место значительный рост скрытой безработицы; -наличие в значительных масштабах нерегламентированной занятости рост безработицы среди молодёжи; низкая профессиональная и, особенно, территориальная мобильность трудовых ресурсов; активная эмиграция высококвалифицированной рабочей силы; несовершенство нормативно-правовой базы, организационно экономических механизмов, регулирующих трудовые отношения. Приведенная характеристика современного рынка труда в Украине свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости выработки и реализации экономических мер для его совершенствования. 11. Государственное регулирование рынка труда Рынок труда, будучи важной составляющей рыночной системы хозяйствования, нуждается в государственном регулировании. Основные направления государственного регулирования рынка труда следующие: создание необходимых структур рынка труда (бирж труда, центров занятости населения, других служб занятости, специальных фондов и т.д.); программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку кадров; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы и т.д. учёт жизненных интересов всех членов общества; особое внимание к положению наименее обеспеченных граждан; справедливость при распределении результатов общего производства и т.д. Государственное регулирование рынка труда может быть пассивным и активным. Пассивные меры государства по регулированию рынка труда включают: регистрацию ищущих работу; установление и определение размера пособия по безработице: поддержку безработных и членов их семей путём неденежных форм помощи. Активные меры государства по регулированию рынка труда предполагают: помощь при трудоустройстве; содействие в получении специальности и в профессиональной переподготовке; профессиональное консультирование; развитие самозанятости и т.д. Государственное регулирование рынка труда способствует его нормальному функционированию.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|