Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционная реформа в России



Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех-сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 г.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа госу­дарственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно дейст­вующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обяза­тельная альтернативность выборов (т. е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и
советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от
таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т. п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержание
ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством;
ряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ
от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание
принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных, депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противо­стояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разре­шившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явить­ся базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подго­товленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Сове­щания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной ко­миссии и был принят за основу при окончательной доработке Консти­туции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конститу­ции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по про­екту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утверж­денного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция счи­талась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистриро­ванных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года

Особенности, которые присущи Конституции Российской Федера­ции 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.