Здавалка
Главная | Обратная связь

Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации



В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федера­ции есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отноше­нию ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значе­ния, автономной области, автономных округах) — их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибуте которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции.

Другие субъекты РФ, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальным образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федераций, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и устава субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в об­ласти правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы осистеме своих органов государственной власти - представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целе­сообразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотноше­ния своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Феде­рации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах - расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъек­тов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

- высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

- формирование субъектами Федерации системы органов государст­венной власти в соответствии с основами конституционного строя Рос­сийской Федерации и общими принципами организации представи­тельных и исполнительных органов государственной власти, установ­ленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

- взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изме­нения статуса последнего в соответствии с федеральным конституци­онным законом (ч. 5 ст. 66);

- возможность проверки соответствия конституций и уставов субъек­тов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осу­ществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционнос­ти отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской. Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

 

 

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по теме «Конституционное развитие России» вам предлагается выполнить 4 тестовых заданий.

На все вопросы предложено 5 или 6 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

 

1. Конституция РФ 1918г. была принята: а) Референдумом; б) Верховным Советом; в) Конституционным Собранием; д) Учредительным Собранием; е) Всероссийским Съездом Советов.

2. Какая форма государственного режима была установлена в РСФСР по ее Конституции 1925 г.: а) военная диктатура; б) анархия; в) демократическая форма; г) диктатура пролетариата; д) диктатура народа.

3. Какая форма территориального устройства была установлена в РСФСР по ее Конституции 1925 г.: а) конфедеративное государство; б) советское государство; в) унитарное государство; г) федеративное государство; д) республика трудящихся.

4. Какая форма государственного правления была установлена Конституцией 1918 г.: а) демократический централизм; б) республиканская; в) централизованная; г) федеративная; д) национально-территориальная.

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 1997.

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

4. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской конституции. – М., 1980.

3. Тихомиров Ю. Конституция и законодательство // Российская Федерация, 1993, №2 (14). – С.26.

4. Поленина С.В. Новое в системе законодательства // Государство и право, 1994, № 12. – С.27-36.

Раздел третий







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.