Непосредственная демократия в Российской Федерации
Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он делает это через систему государственных органов и органы местного самоуправления. Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы осуществления народом власти: непосредственную (прямую) демократию (когда народ осуществляет свою власть непосредственно); через органы государственной власти; через органы местного самоуправления. Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд форм непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим формам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов. Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательное для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом - это референдум, всенародные выборы; с помощью других - его часть, население административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга. В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Важнейшая форма непосредственного народовластия - референдум. Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование выносятся важные вопросы большого общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. В референдуме имеют право участвовать граждане РФ с 18 лет, запрещены ограничения прав граждан на участие в референдуме, гарантируется право беспрепятственной агитации по вопросам проводимого референдума. Голосование — тайное, граждане участвуют в референдуме лично, свободно, на равных основаниях, каждый гражданин имеет один голос. Назначается референдум Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. В действующем Основном Законе РФ предусматривается возможность принятия новой Конституции РФ всенародным голосованием. Ее проект может быть вынесен на референдум Конституционным Собранием - органом, специально созываемым для решения вопроса о Конституции (оно и само может ее принять или подтвердить неизменность действующей). При проведении такого референдума новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовали более половины принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняли участие более половины всех избирателей. Всероссийские референдумы уже проводились - 17 марта 1991 г. по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 г. - по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 г. - о принятии новой Конституции РФ. Референдумы могут также проводиться в субъектах федерации, в административно-территориальных образованиях. § 6. Представительная демократия в Российской Федерации Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти и местного самоуправления. Именно через них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Еще одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением — составной частью народа - через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдумы - и через органы местного самоуправления. ТЕСТЫ: Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 7 тестовых заданий. На 1 и 3 вопросы предложено 4 варианта ответов, Вам необходимо выбрать два из них. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1,5 мин. Степень сложности – 8 баллов. На 2, 5, 6 и 7 вопросы предложено 4 или 5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов. 1. Что из нижеперечисленного относится к понятию «общественное объединение»: а) Государственный Совет РФ; б) акционерное общество; в) партия «Единая Россия»; д) Союз адвентистов седьмого дня. 2. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ: а) Парламент; б) Президент; в) народ; г) Правительство. 3. Какие из перечисленных организаций следует отнести к социально-экономическим организациям предпринимателей: а) Профсоюз; б) Союз Работодателей; в) Партия экономической свободы; г) Министерство экономического развития. 4. Какой из перечисленных институтов не входит в политическую систему российского общества: а) политические партии; б) торговые палаты; в) местное самоуправление; д) газета «Сам хозяин»; е) церковь. 5. Термин «политическое и идеологическое многообразие в Российской Федерации» означает: а) деятельность в стране любых партий и общественных объединений; б) свободу слова; в) свободу на проведение митингов, собраний и иных форм выражения мнения народа; г) свободу информации. 6. Общественные объединения в РФ создаются в следующих основных организационно-правовых формах: а) политические партии; б) политические движения; в) спортивные клубы; г) молодежные союзы. 7. Конституционный строй РФ – это определенный способ организации: а) государственной власти; б) экономики, закрепленный в Конституции РФ; в) общества, закрепленный в Конституции РФ; г) права, закрепленный в законодательстве РФ; д) государства, закрепленный в Конституции РФ. Литература: Основная: 1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007. 2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006. 3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007. Дополнительная: 1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007. 2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в 3. Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996. 4. Румянцева О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М., 1994.
Раздел четвертый ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|