Здавалка
Главная | Обратная связь

Непосредственная демократия в Российской Федерации



Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все госу­дарственные органы, должностные лица, органы местного само­управления, осуществляя властные полномочия, должны дейст­вовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конститу­ции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необ­ходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных го­сударствах нечасто, в основном он делает это через систему го­сударственных органов и органы местного самоуправления. Действующая Конституция РФ устанавливает три главные фор­мы осуществления народом власти: непосредственную (прямую) демократию (когда народ осуществляет свою власть непосредст­венно); через органы государственной власти; через органы ме­стного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое во­леизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или вы­ражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд форм непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим формам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; народные обсужде­ния важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь сове­щательное, консультативное значение, а не обязательное для го­сударственных органов, должностных лиц, граждан. Посредст­вом ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом - это референдум, всенародные выборы; с помощью дру­гих - его часть, население административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуж­дение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важ­нейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широ­кого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональ­ный состав.

Важнейшая форма непосредственного народовластия - рефе­рендум. Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование выносятся важные во­просы большого общегосударственного значения, затрагиваю­щие интересы народа. В референдуме имеют право участвовать граждане РФ с 18 лет, запрещены ограничения прав граждан на участие в референдуме, гарантируется право беспрепятственной агитации по вопросам проводимого референдума. Голосова­ние — тайное, граждане участвуют в референдуме лично, сво­бодно, на равных основаниях, каждый гражданин имеет один голос. Назначается референдум Президентом РФ в порядке, ус­тановленном Федеральным конституционным законом.

В действующем Основном Законе РФ предусматривается возможность принятия новой Конституции РФ всенародным голосованием. Ее проект может быть вынесен на референдум Конституционным Собранием - органом, специально созывае­мым для решения вопроса о Конституции (оно и само может ее принять или подтвердить неизменность действующей). При проведении такого референдума новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовали более половины приняв­ших участие в голосовании при условии, что в нем приняли участие более половины всех избирателей.

Всероссийские референдумы уже проводились - 17 марта 1991 г. по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 г. - по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 г. - о при­нятии новой Конституции РФ.

Референдумы могут также проводиться в субъектах федера­ции, в административно-территориальных образованиях.

§ 6. Представительная демократия в Российской Федерации

Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей на­роду, играют органы государственной власти и местного само­управления. Именно через них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и обще­ственными делами. Они выполняют колоссальный объем управ­ленческой работы.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные ор­ганы избираются непосредственно народом, состоят из его пол­номочных представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, оли­цетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают го­сударственную волю народа в законах, регулирующих организа­цию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государ­ства народу.

Еще одна форма осуществления народовластия - органы ме­стного самоуправления. Они отделены от системы органов госу­дарственной власти, не входят в их систему. Местное само­управление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значе­ния. Самоуправление осуществляется местным населением — составной частью народа - через формы непосредственного во­леизъявления на местном уровне - выборы, референдумы - и через органы местного самоуправления.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 7 тестовых заданий.

На 1 и 3 вопросы предложено 4 варианта ответов, Вам необходимо выбрать два из них. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1,5 мин. Степень сложности – 8 баллов.

На 2, 5, 6 и 7 вопросы предложено 4 или 5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Что из нижеперечисленного относится к понятию «общественное объединение»: а) Государственный Совет РФ; б) акционерное общество; в) партия «Единая Россия»; д) Союз адвентистов седьмого дня.

2. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ: а) Парламент; б) Президент; в) народ; г) Правительство.

3. Какие из перечисленных организаций следует отнести к социально-экономическим организациям предпринимателей: а) Профсоюз; б) Союз Работодателей; в) Партия экономической свободы; г) Министерство экономического развития.

4. Какой из перечисленных институтов не входит в политическую систему российского общества: а) политические партии; б) торговые палаты; в) местное самоуправление; д) газета «Сам хозяин»; е) церковь.

5. Термин «политическое и идеологическое многообразие в Российской Федерации» означает: а) деятельность в стране любых партий и общественных объединений; б) свободу слова; в) свободу на проведение митингов, собраний и иных форм выражения мнения народа; г) свободу информации.

6. Общественные объединения в РФ создаются в следующих основных организационно-правовых формах: а) политические партии; б) политические движения; в) спортивные клубы; г) молодежные союзы.

7. Конституционный строй РФ – это определенный способ организации: а) государственной власти; б) экономики, закрепленный в Конституции РФ; в) общества, закрепленный в Конституции РФ; г) права, закрепленный в законодательстве РФ; д) государства, закрепленный в Конституции РФ.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в

3. Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996.

4. Румянцева О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М., 1994.

 

 

Раздел четвертый







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.