Понятие основ правового положения человека и гражданина в РФ
Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение. Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются во многих отраслях права, но особое значение в регулировании положения человека в обществе имеет конституционное (государственное) право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, общую правоспособность (т.е. способность иметь права и обязанности), принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют нормы Главы 2 Конституции РФ. Конституция прямо указывает, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора. Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Государства — участники международных договоров по правам человека взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека, принимать соответствующие законодательные, административные и другие меры. Предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него обязательств. Действующая Конституция содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека, что выступает как средство, способствующее их реализации. В числе основных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека ООН, принятую 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах ООН 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г., Конвенцию о правах ребенка ООН 1989 г. и др. Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного и неотчуждаемого характера. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», - гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод. В то же время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы лиц, общественные и государственные интересы, они также должны защищаться государством. Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного Строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут также устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с Федеральным конституционным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения. Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники. Однако не все права и свободы могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воздействию права и свободы, перечисленные в ст. 56 Конституции РФ, например, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д. Из конституционных положений следуют и другие демократические гарантии при ограничении прав и свобод при чрезвычайном положении: 1) наличие законных оснований для этого; 2) необходимость соблюдения закона при этом; 3) временный характер ограничений; 4) пределы ограничений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|