Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие основ правового положения человека и гражданина в РФ



Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод, чести и досто­инства человека - главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и граж­данина, но на него влияют и другие правовые факторы: граждан­ство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются во многих отраслях права, но особое значе­ние в регулировании положения человека в обществе имеет кон­ституционное (государственное) право, прежде всего Конститу­ция, устанавливающая основы правового статуса человека и гра­жданина. Они включают: гражданство, общую правоспособность (т.е. способность иметь права и обязанности), принципы право­вого положения человека и гражданина, основные права и свобо­ды (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового ста­туса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют нормы Главы 2 Конституции РФ.

Конституция прямо указывает, что перечисление в ней ос­новных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам ме­ждународного права и в соответствии с Конституцией РФ. Об­щепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью рос­сийской правовой системы. Причем, если международным дого­вором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила меж­дународного договора.

Мировое сообщество выработало целый комплекс междуна­родных документов о правах человека. Государства — участники международных договоров по правам человека взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свобо­ды человека, принимать соответствующие законодательные, ад­министративные и другие меры. Предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением госу­дарством взятых на него обязательств. Действующая Конститу­ция содержит важнейшие положения основополагающих меж­дународных документов о правах человека, что выступает как средство, способствующее их реализации. В числе основных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека ООН, принятую 10 декаб­ря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах ООН 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г., Конвенцию о правах ребенка ООН 1989 г. и др.

Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исхо­дит из их естественного и неотчуждаемого характера. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждо­му от рождения», - гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот за­прет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод.

В то же время осуществление прав и свобод человека не долж­но нарушать права и свободы лиц, общественные и государствен­ные интересы, они также должны защищаться государством.

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и обществен­ных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного Строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го­сударства. Отдельные ограничения могут также устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с Федеральным конституционным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычай­ного положения. Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы от­дельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В усло­виях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или за­прещаются на время его действия массовые мероприятия: ми­тинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для пре­дотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

Однако не все права и свободы могут быть ограничены в ус­ловиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воз­действию права и свободы, перечисленные в ст. 56 Конституции РФ, например, право на жизнь, свобода совести, свобода веро­исповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д. Из конституционных положений следуют и другие демократиче­ские гарантии при ограничении прав и свобод при чрезвычай­ном положении: 1) наличие законных оснований для этого; 2) необходимость соблюдения закона при этом; 3) временный характер ограничений; 4) пределы ограничений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.