Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционно-правовой статус РФ



Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционный статус Российской Федерации включает, наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями, и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства (см. схему 28).

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется, прежде всего, тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов РФ.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся их территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Конституции (ст.74), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводится в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается законом «О государственной границе РФ»[v], а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями РФ с определенными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ»[vi] определяет статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Россий<SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">ской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»[vii]. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

Защита прав граждан Российской Федерации за границей
осуществляется государственными органами Федерации, ее диплома</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 8pt"></SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">тическими представительствами и консульскими учреждениями.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">Российская Федерация имеет Президента - </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 4pt; FONT-FAMILY: Helvetica, sans-serif"></SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">главу государства; Федеральное Собрание</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 4pt; FONT-FAMILY: Helvetica, sans-serif"> - </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 4pt; FONT-FAMILY: Helvetica, sans-serif">— </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">одну из палат федерального парламента -</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 4pt; FONT-FAMILY: Helvetica, sans-serif"> </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">наличием единой федеральной системы права, которая вклю</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">чает: федеральные нормативные правовые акты; нормативные акты государственных органов субъектов Федерации; нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К системе права Российской Федерации относятся также законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

<SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента Российской Федерации; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и т.д.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции. Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Ядром системы права Российской Федерации служит ее Конституция имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всей Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">собственности Российской Федерации.

</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 9pt">В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собствен­ность»[viii] к объектам исключительно федеральной собственности отно­сятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федераль­ных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.<o:p></o:p></SPAN>

Объектами, составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые и особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Существует Государственный свод особо ценных объектов культур­ного наследия народов Российской Федерации, состав которого опре­деляется Президентом России. Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»[ix] в этот свод входят: Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственный историко-архитектурный и этнографи­ческий музей-заповедник «Кижи» (Спасо-Кижский погост, Республи­ка Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации (Московская об­ласть); Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна» (Тульская область): Жостовская ордена «Знак Почета» фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московская область); Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург); Российский дарственный архив древних актов (г. Москва).

К объектам, необходимым для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, относятся государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации, фонда социального страхования и других государ­ственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрально­го банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды); имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, погранич­ных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование кото­рых осуществляется из республиканского бюджета Российской Феде­рации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР. В число этих объектов включены также высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, ряда минис­терств Российской Федерации, государственных научных центров; предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гид­рометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окру­жающей природной среды и природных ресурсов; предприятия и уч­реждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны; госу­дарственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение, и др.

К объектам оборонного производства относятся все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отрав­ляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ра­кетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях - независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, а также объекты связи инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объектами отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, являются: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии законодательством Российской Федерации); предприятия топливно-энергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики (за исключением объектов инженерной инфраструктуры городов) предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме объектов инженерной инфраструктуры городов) федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслужи­вающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радио­передающие центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяй­ства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

В число объектов, относящихся исключительно к федеральной соб­ственности, входят также предприятия фармацевтической промышлен­ности, промышленности медико-биологических препаратов; предпри­ятия и организации по производству спиртовой и ликёро-водочной продукции.

Постановление определяет круг объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную соб­ственность республик в составе Российской Федерации, краев, облас­тей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Это предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимаю­щими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг); крупнейшие предприятия народного хозяйства; предприятия атомного и энергети­ческого машиностроения; предприятия рыбопромысловой промыш­ленности; зверосовхозы; государственные санаторно-курортные уч­реждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов исполнительной власти Российской Федерации; учреждения здраво­охранения и народного образования, культуры и спорта (кроме находя­щихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Феде­рации[1], а также относящихся к муниципальной собственности); научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведоч­ные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - и эти объединения; пред­приятия автомобильного транспорта (кроме объектов городского пассажирского транспорта); предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений; предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, ин­формационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Ми­нистерства печати и информации Российской Федерации[2]; средние специальные и профессиональные учебные заведения; предприятия об­щереспубликанского значения в строительстве, производстве стро­ительных материалов и конструкций; оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение; предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных ор­ганов государственной власти Российской Федерации и органов госу­дарственной власти ее субъектов. В федеральной собственности нахо­дятся земельные участки и иные природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характе­ризуется наличием единой денежной и кредитной системы.

Денежная система Российской Федерации включает в себя офици­альную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федерально­му закону от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»[x], офи­циальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации явля­ется рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из вращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

Организация денежного обращения возлагается на Центральный банк России, который планирует объем производства, перевозки и хра­нения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, устанавли­вает признаки платежности денежных знаков и порядок замены по­врежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; определяет порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным банком России в соответствии с ее законодательством.

В Российской Федерации существуют единые правила кредитова­ния и кредитных расчетов.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооружен­ных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориаль­ной целостности Российской Федерации.

Российская Федерация определяет структуру и организацию Во­оруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР»[xi], согласно которому, русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и раз­вития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального об­щения и другими языками народов Российской Федерации, прожива­ющих на одной территории[xii].

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с ино­странными государствами, реализуя которое она представляет и защи­щает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межго­сударственные договоры и соглашения, участвует в работе междуна­родных организаций, системах коллективной безопасности, региональ­ных государственных и межгосударственных союзах.

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация при­знает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право па самоопределение, принципы равно­правия и невмешательства во внутренние дела, территориальную це­лостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное вы­полнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.

Приоритетными для Российской Федерации являются отношения сбывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь с Участниками Содружества Независимых Государств.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Важным компонентом конституционно-правового статуса Россий­ской Федерации являются ее государственные символы — Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в кото­рых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, - а также ее столица — город Москва.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), государст­венные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и поря­док официального использования устанавливаются федеральным кон­ституционным законом.

В соответствии с Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федера­ции от 11 декабря 1993 г.[xiii] Государственный флаг Российской Федера­ции представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновели­ких горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и ниж­ней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2 : 3.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается:

- на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собра­ния, на зданиях - резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации — постоянно;

- на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах - в дни праздников и памятных событий;

- на зданиях дипломатических представительств, консульских уч­реждений и иных официальных представительств Российской Федера­ции за границей или при международных организациях - в соответст­вии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;

- на транспортных средствах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатичес­ких представительств, консульских учреждений Российской Федера­ции за границей, глав постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях;

- на морских судах, судах внутреннего плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Пре­зидент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации или иные лица, представляющие Президента Россий­ской Федерации или Правительство Российской Федерации, - в соот­ветствии с морскими традициями и правилами дипломатического про­токола;

- на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской федерации или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выдан судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет, - в качестве кормового флага. На буксирных судах, ведущих другие суда или плоты, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при прохождении внутрен­него моря и (или) внутренних судоходных путей Российской Федера­ции либо во время стоянки в порту Российской Федерации в дополне­ние к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международны­ми морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации может находиться в рабочих кабинетах Президента Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных судей, прокуроров, председателя Центрального банка Российской Федерации, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека, руководителей органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, глав местной администрации, глав дип­ломатических представительств, консульских учреждений и иных офи­циальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, про­водимых органами государственной власти Российской Федерации, существенными объединениями, предприятиями, учреждениями и ор­ганизациями независимо от форм собственности, а также во время Змеиных торжественных мероприятий.

Изображение Государственного флага Российской Федерации может наноситься на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов России.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) Государственного флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. В знак траура Государственный флаг может быть приспущен до половины древка (мачты).

Флаги субъектов Российской Федерации, предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от форм собственности, административ­но-территориальных образований не должны быть идентичны Государ­ственному флагу Российской Федерации. Государственный флаг Рос­сийской Федерации не может использоваться в качестве геральдичес­кой основы флагов субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и административно-территориальных образовании.

При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации или административно-территориального об­разования Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг - с правой стороны; при одновременном поднятии не­скольких флагов Государственный флаг Российской Федерации дол­жен располагаться в центре (а при нечетном числе флагов — левее центра). При этом размер любого другого флага не может быть больше размера Государственного флага Российской Федерации.

Лица, виновные в осквернении Государственного флага Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федера­ции 30 ноября 1993 г.[xiv], Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторически короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Допускается воспроизведение Государственного герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры — двуглавого орла. Государственный герб (многоцветный вариант) помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства российской Федерации, решений Конституционного Суда, Верховного Гуда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Государственный герб помещается на бланках Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания; Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; центральных органов федеральной исполнительной власти; федеральных судов; прокуратуры Российской Федерации, Цент­рального банка Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Счетной палаты, Межведомственной комиссии по защите государственной тайны[xv], дипломатических представительств, консуль­ских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.

Государственный герб Российской Федерации помещается также:

- на паспортах граждан Российской Федерации или документах, за­меняющих их, и на иных документах, выдаваемых органами государст­венной власти Российской Федерации;

- на гербовых печатях органов государственной власти; на официальных резиденциях органов государственной власти, в кабинете Президента Российской Федерации и на его транспортных средствах, в залах заседаний палат Федерального Собрания, зале за­седаний Правительства Российской Федерации, залах заседаний фе­деральных судов, кабинете Уполномоченного по правам человека, ка­бинете Генерального прокурора Российской Федерации, а также на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за гра­ницей;

- на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и пунктах Пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

- на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничных войск;

- на знаках различия военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также на форменной одежде дипломатического персонала МИД РФ;

- на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

Другие случаи официального воспроизведения изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Прези­дентом Российской Федерации.

Согласно Положению о Государственном гимне Российской Феде­рации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г.[xvi], Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки.

Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами:

- при поднятии Государственного флага Российской Федерации;

- после принесения присяги вновь избранным Президентом Россий­ской Федерации;

- при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания;

- при открытии памятников и памятных знаков;

- при вручении государственных наград Российской Федерации;

- при встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом; в этом случае Государственный гимн Российской Федерации испол­няется после исполнения государственного гимна соответствующей страны;

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации.

Государственный гимн РФ транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; при телевещании перед выходом в эфир первой телепрограммы - в дни государственных праздников Российской Федерации; при радиовещании — ежедневно перед выходом в эфир первой и по окончании последней радиопрограм­мы, а при непрерывном вещании - в 6 часов и в 24 часа московского времени.

Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется воинскими уставами.

Иные случаи обязательного исполнения Государственного гимна устанавливаются Президентом Российской Федерации.

При проведении официальных мероприятий за границей исполне­ние Государственного гимна Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностран­ных дел Российской Федерации с учетом практики страны пребывания.

Допускается исполнение Государственного гимна при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортив­ных организаций.

Государственный гимн может исполняться и в иных случаях с раз­решения Правительства Российской Федерации.

При публичном исполнении Государственного гимна присутствую­щие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), столицей Российской Федерации яв­ляется город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Феде­рации»[xvii].

Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представи­тельств республик в составе Российской Федерации, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Кон­ституцией Российской Федерации предметах ведения Российской Фе­дерации, реализуемых органами ее государственной власти.

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие ис­ключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящие­ся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

В сфере государственного строительства к предметам ведения, при надлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Феде­рации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Российская Федерация устанавливает систему федеральных орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы го­сударственной власти.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной соб­ственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации. В ее исключительном веде­нии находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области госу­дарственного и национального развития Российской Федерации.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федераль­ная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области эко­номического, экологического, социального, культурного развития Рос­сийской Федерации[xviii].

Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регу­лированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находите федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наиме­нования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет[xix].

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэко­номические отношения Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безо­пасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и за­щита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континенталь­ного шельфа Российской Федерации.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются феде­ральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78), федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируются договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция РФ устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.