Здавалка
Главная | Обратная связь

Субъектов Российской Федерации



Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти[3] и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно - территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство является атрибу­том любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федератив­ном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное уст­ройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них — экономический принцип, требующий при обра­зовании административно-территориальных единиц учета особеннос­тей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количе­ства и плотности населения, наличия центров его экономического тяго­тения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа спо­собствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в об­ласти хозяйственного и социального развития соответствующих терри­торий.

В условиях многонационального государства, каким является Рос­сийская Федерация, большую роль играет национальный принцип адми­нистративно-территориального устройства. Он предполагает всесто­ронний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных нации и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и Органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше

удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федера­ции система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданной еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (гу­берния — уезд — волость) было постепенно заменено новыми админи­стративно-территориальными единицами, которыми стали в Россий­ской Федерации область (край) — округ — район, а затем (после ликви­дации округа) область (край) — район.

Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - об­ласть деятельности главным образом субъектов Российской Федера­ции, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, примени­тельно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Коми (ст. 70), эта Респуб­лика состоит из следующих административно-территориальных обра­зований: районов - Ижемского, Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского; городов республиканского подчинения — Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты — с подчиненными им территориями. В ст. 92 Конституции Республики Коми среди административно-территориальных единиц упомянуты также районы в городе.

В Государственном Уставе Краснодарского края (разд. VII) уста­навливается, что в административно-территориальном отношении Краснодарский край делится на города краевого подчинения и районы. Города краевого подчинения могут включать, а районы включают в себя аминистративно-территориальные единицы, являющиеся первичным звеном административно-территориального деления.

В гл. 8 Устава Иркутской области, посвященной ее территориальному устройству, указывается, что территориальным устройством облас­ти является установленная законом система территориальных единиц составляющая в совокупности территорию области. Территориальной единицей признается в соответствии с законом обособленная часть территории области в виде одного или нескольких поселений с приле­гающими землями и установленными границами. Территориальные единицы области подразделяются на единицы базового и первичного уровня территориального устройства области. К базовому уровню тер­риториального устройства области относятся города областного значе­ния и районы. К первичному уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы.

Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Феде­рации различают базовые и первичные административно-территори­альные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) — административно-территориальная единица, состав­ляющая часть республики, края, области, автономной области, авто­номного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промыш­ленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяй­ственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-заку­почные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслужи­вания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосре­доточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зави­сящей от значения города, численности его населения, его промышлен­ного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условии все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее Крупные административно-территориальные единицы — городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. чело­век населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов админиативно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные, дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на тер­ритории которых имеются промышленные предприятия, стройки, же­лезнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курорт­ными поселками являются населенные пункты, расположенные в мест­ностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей ко­торых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сель­совет и т.д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-тер­риториальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на централизованного управления.

Муниципальный район - административно-территориальная еди­ница, в границах которой осуществляется самоуправление на­селения, проживающего на данной территории. Муниципальные райо­ны образуются с учетом социально-экономических характеристик со­ответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов уста­навливаются муниципальными образованиями.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в ко­торых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются ор­ганами местного самоуправления муниципального района [xx].

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Ал­тайском крае и в Омской области [xxi].

В Российской Федерации имеются также закрытые администра­тивно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-террито­риальном образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными. Федеральным законом от 28 ноября 1996 г.) [xxii] закрытым административ­но-территориальным образованием признается имеющее органы мест­ного самоуправления территориальное образование, в пределах которо­го расположены промышленные предприятия по разработке, изготов­лению, хранению и утилизации оружия массового поражения, перера­ботке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функциони­рования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются, исходя из особого режима безопасного функцио­нирования предприятия и (или) объектов, а также с учетом потребнос­тей развития населенных пунктов.

Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. В ведение органов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные до­кументы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Пра­вительством Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное образование нахо­дится в ведении федеральных органов государственной власти по во­просам установления административной подчиненности, границ этого образования и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной без­опасности.

Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством Российской Федерации.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц - органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 7 тестовых заданий.

На тестовые вопросы предложено 3 и 4 варианта ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. В Конституции РФ признается суверенитет: а) многонационального народа; б) субъектов РФ; в) республик в составе РФ.

2. Российская Федерация – это: а) тоталитарное федеративное государство с республиканской формой правления; б) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; в) авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3. Россия принадлежит к такому виду федерации: а) симметричная; б) ассиметричная; в) правильная.

4. В исключительном ведении РФ находится: а) выполнение международных договоров РФ; б) координации вопросов здравоохранения; в) судоустройство.

5. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится: а) защита государственной границы; б) разграничение вопросов государственной собственности; в) правовое регулирование государственной собственности.

6. Сколько областей в составе РФ: а) 51; б) 48; в) 47; г) 49; д) 50.

7. Какие вопросы Конституции республик могут решать самостоятельно и независимо от Конституции РФ: а) конституционный строй; б) наличие или отсутствие судебной власти; в) разделение властей; г) права, свободы гражданина и человека; д) административное деление, вопрос о государственном языке, о государственных символах.

Литература:

Основная:

1 Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Горбачев И.Г. Российский федерализм: проблемы сотрудничества и взаимной ответственности федерального центра и субъектов Федерации. – СПб, 2001.

3. Железнов Б.Л. Ассиметричная федерация: познавательный опыт России / Федерализм: правовое, институциональное и политическое многообразие. – Лейвен (Бельгия), 1998.

4. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. – М., 1999.

5. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.

6. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань, 1998.

7. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия // Институт законодательства и сравнительного правоведения. – М., 2003.

8. Чиркин В.Е. Современное Федеративное государство. – М., 1997.

9. Шаймиев М.Ш. Татарстан – прогресс через стабильность (избр. Статьи…) в 4-х тт. (2001-2003гг.).

Раздел шестой







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.