Здавалка
Главная | Обратная связь

Избирательные комиссии



Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуп­равления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспе­чивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации ocуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федера­ции; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окруж­ные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей создается: несколько территориальных комиссий); участковые избирательные ко­миссии.

ЦИК РФ действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Рос­сийской Федерации.

Срок полномочий ЦИК РФ комиссии четыре года. Она состоит из 5 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, a также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случаях: письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора ел отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим; смерти члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности.

ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осу­ществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определе­ния результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования н результатов выборов.

ЦИК РФ распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение под­готовки и проведения выборов, контролирует их целевое использова­ние; оказывает правовую, методическую, организационно-техничес­кую помощь избирательным комиссиям. Центральная избирательная комиссия заслушивает сообщения федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подго­товкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовле­ния (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) ниже­стоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия, в соответствии с действующим законодательством.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

При ЦИК РФ действует Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 г.[xxiii]

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соот­ветственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации ш соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего о става. Половина членов избирательной комиссии назначается закон, дательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. При этом государственные служащие не могут составить более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти обязан назначить не менее одной трети назначаемого и числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предло­жений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе посту­пивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения и блока.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательныx объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избира­тельных комиссий — на основе предложений избирательных объедине­нии, избирательных блоков, общественных объединений, собраний из­бирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным ор­ганом местного самоуправления.

Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избиратель­ной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации и органы мест­ного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фрак­ции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, блоков.

Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, выборные Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кан­дидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов и зарегистрированных

После регистрации кандидата избирательное объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с совещатель­ным голосом имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, вправе выступать на ее засе­даниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным го­лосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации. кандидатов на следующих выборах в тот же орган иди на ту же долж­ность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с сове­щательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и в органы местного самоуправления устанавливаются закона­ми субъектов Российской Федерации.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутство­вать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избира­тельных блоков и средств массовой информации.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и переда­ются в иные средства массовой информации в сроки, установленное соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ.

В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты или их доверенные лица, наблюдать и направленные общественными и избирательными объединений, блоками, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели, которые осуществляют свою деятельность в соответствии федеральными законами.

Избирательные комиссии действуют на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя предсе­дателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседани­ях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссию с правом решающего голоса, решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме выска­зать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избира­тельной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосо­вания и в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации либо принятое из­бирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответст­венно уровню проводимых выборов) или судом.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетен­ции, установленной федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации, обязательны для федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кан­дидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объедине­нии и блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреж­дения, организации, предприятия с государственным участием, а также должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами н законами субъектов Федерации, а средства массовой информации, уч­редителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующе­го бюджета или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате нало­гов и обязательных платежей, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссии в поряд­ке, установленном федеральными законами и законами субъектов Фе­дерации. Общественные объединения, предприятия, учреждения, орга­низации, указанные средства массовой информации, а также их долж­ностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необ­ходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избира­тельных комиссий в срок, установленный законодательством.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий и их должност­ных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа­лованы в суд. Решения и действия (бездействие) избирательных комис­сий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (со­ответственно уровню проводимых выборов). Предварительное обраще­ние в вышестоящие избирательные комиссии не является обязатель­ным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступив­шим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выбо­ров или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, об­щественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральны­ми законами и законами субъектов Федерации.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, по­литические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гаранти­руются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного).

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления избирательные объединения и блоки тоже могут создавать избирательные фонды.

Для предвыборной агитации допускается использование денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, россий­ских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностран­ного капитала превышает 30 %, граждан Российской Федера­ции, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государствен­ную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 %, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотвори­тельных организаций, религиозных объединений, анонимные пожертвования.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 8 тестовых заданий.

На тестовые вопросы предложено 4 и 5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Срок со дня назначения выборов Президента РФ до дня выборов не должен быть менее: а) 2 месяцев; б) 3 месяцев; в) 4 месяцев; г) 5 месяцев; д) 6 месяцев.

2. Избирательные участки образуются решением: а) избирательной комиссии субъекта федерации; б) главы субъекта федерации; в) администрации муниципального образования; д) собрания избирателей.

3. Кто назначает выборы Президента РФ: а) Государственная Дума РФ; б) Совет Федерации РФ; в) Правительство РФ; г) народ посредством участия в референдуме.

4. Понятия избирательного права и избирательной системы РФ относятся: а) к выборам органов государственной власти РФ путем голосования избирателей; б) к выборам органов государственной власти РФ и субъектов Федерации; в) к выборам государственной органов РФ, должностных лиц РФ и органов местного самоуправления; г) к выборам государственной органов РФ и должностных лиц РФ.

5. Какой (какие) вопрос может быть вынесен на общероссийский референдум: а) объявление амнистии и помилования; б) изменение статуса субъектов РФ; в) принятие новой Конституции РФ; г) установление и изменение налогов и сборов.

6. Кто назначает референдум в РФ: а) Совет Федерации РФ; б) Президент РФ; в) Государственная Дума РФ и Правительство РФ; г) Федеральное Собрание РФ.

7. Как переводится на русский язык слово «референдум»: а) то, что должно быть понято; б) то, что должно быть написано; в) то, что должно быть разъяснено; г) то, что должно быть сообщено; д) то, что должно быть собрано.

8. Бесспорные выборы – это выборы:а) которые назначаются Президентом государства; б) назначаемые представительным органом государства; в) когда выдвинуты для избрания не менее двух кандидатов; г) проведение без нарушения закона; д) когда выдвинут для избрания только один кандидат.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Авакьян С.А. Выборы 1993-1994 гг. в РФ: правила и процедуры. – С., 1993.

3. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник / Под ред. А.В.Иванченко. – М., 1999.

4. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение, 1998, №2.

5. Лысенко В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Государство и право, 1995, №8.

6. Постников А.Е. Избирательно право России. – М., 1997.

 

Раздел седьмой

ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Глава VIII. ПРЕЗИДЕНТ РФ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.