Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия Президента как Главы государства



Широкая компетенция Президента РФ, вытекающая из его статуса как главы государства в соответствии с Конституцией, обеспечивает ему возможность выполнять закрепленные за ним полномочия и предметы ведения (см. схему 40).

В соответствии со ст. 83 Конституции Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

«В этой статье Конституции излагается лишь часть полномочий Президента Российской Федерации, относящихся главным образом к его праву назначать или участвовать в назначении ряда высших должностных лиц, занимающих ключевые позиции в государственном аппарате. Иные полномочия Президента закреплены в последующих статьях гл. 4 Конституции (ст. 84 - 90). Отдельные полномочия Президента определены и в последующих главах Конституции. Так, в гл. 5 «Федеральное Собрание» указано, что Президенту принадлежит право законодательной инициативы (ст. 104), а в гл. 7 «Судебная власть» - что Президент имеет право обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125)» [xxxiii].

Конституцией предусмотрены различные формы назначения должностных лиц. Президент может назначать и освобождать от должности некоторых должностных лиц непосредственно, других - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации на некоторые другие должности.

Основные полномочия Президента, изложенные в ст. 83 Конституции, относятся к его отношениям с Правительством Российской Федерации.

В п. «а» указано, что Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

Решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно. Это можно объяснить тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать.

Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации определяется также тем, что Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

«Значительное число должностных лиц, указанных в п. «к», «л» и «м» ст. 83 Конституции так же, как и судьи «других федеральных судов» (см. п. «е» ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» [xxxiv].

Президент также назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации, орган, который является собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.

Президент утверждает военную доктрину Российской Федерации, документ, в котором определяется военно-политическая деятельность государства.

В ст. 84 Конституции раскрываются полномочия Президента, относящиеся к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации. В этой же статье предусматривается и полномочие Президента назначать референдум.

Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Президент имеет право распускать Государственную Думу «в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией» (ст. 111 и 117 Конституции), кроме того, Конституцией установлены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена (ст. 109 Конституции), т.е. право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным.

В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Полномочия Президента в сфере законодательства заключаются в том, что Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу.

Реализацию конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.

На Президента возлагается обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. «Основной формой обнародования закона, т.е. доведения его до всеобщего сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут быть опубликованы и в других печатных изданиях и обнародованы по телевидению и радио, разосланы должностным лицам, переданы по каналам связи и т.д.» [xxxv].

В соответствии с ч.1 статьи 85 Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

«Права Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» [xxxvi].

Поскольку в Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, то Президент может выбрать из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в предложении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласованного решения.

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но он не может приостановить действие актов их органов законодательной власти.

В ст. 86 определены основные полномочия Президента в сфере внешней политики Российской Федерации. Наиболее существенным является тот факт, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент проводит регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участвует в важнейших международных дипломатических форумах, а также достаточно часто обменивается мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями по телефону и лично.

«Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий» [xxxvii].

Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

Президент утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. С одной стороны министр обороны Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, которые подведомственны Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.

В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, Положения о территориальной обороне, планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.

Президент проводит переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Военное положение объявляется указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Детально режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Согласно статьи 88 Конституции Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи Президент Российской Федерации вправе ввести чрезвычайное положение. Основания для введения чрезвычайного положения определены в Законе «О чрезвычайном положении». Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации.

В ст. 90 определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.

Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные (см. схему 41).

«Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов» [xxxviii].

Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Правовые акты, которые издает Президент, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т.е. носят подзаконный характер. Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 9 тестовых заданий.

На 1-5, 8 и 9 вопросы предложено 4-5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

На 6 вопрос предложено 4 варианта ответов, Вам необходимо выбрать три из них. Время для обдумывания тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Согласно положениям Конституции РФ Президент РФ является: а) высшим должностным лицом в РФ; б) главой исполнительной власти РФ; в) главой государства; г) главой законодательной власти.

2. Кандидат на должность Президента РФ: а) не может иметь двойного гражданства; б) может иметь двойное гражданство; в) может иметь двойное гражданство, но при этом проживать в России не менее 10 лет; г) может быть гражданином иностранного государства, до вступления в должность Президента РФ.

3. Срок полномочий Президента РФ по Конституции РФ составляет: а) два года; б) три года; в) четыре года; г) пять лет.

4. Акты Президента РФ можно обжаловать: а) в Верховный Суд РФ либо в Конституционный Суд РФ; б) только в Конституционный суд РФ; в) только Генеральному прокурору РФ; г) в Конституционный Суд РФ либо Генеральному прокурору РФ; д) любому из перечисленных субъектов в рамках их компетенции.

5. Для процедуры отрешения от должности Президента РФ необходимо: а) обвинение, выдвинутое Советом Федерации РФ; б) обвинение, выдвинутое Государственной Думой РФ; в) постановление Верховного Суда РФ; г) обвинение, выдвинутое Правительством РФ.

6. Что из перечисленного относится к компетенции Президента РФ: а) подписание федеральных законов, право законодательной инициативы, обращение к парламенту с ежегодным посланием; б) принятие решения об отставке правительства РФ, формирование Администрации президента РФ; в) назначение мировых судей; г) назначение высшего военного командования Вооруженных Сил РФ.

7. Президент РФ: а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; б) осуществляет меры по обеспечению обороны страны государственной безопасности; в) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; г) правильного ответа нет.

8. Президент РФ вправе распустить Государственную Думу РФ: а) в случае трехкратного отклонения разных кандидатов; б) при одном вотуме недоверия Правительству РФ, но вынесенного на совместном заседании обеих палат парламента; в) при двухкратном вотуме недоверия Правительству РФ в течение одного месяца; д) правильного ответа нет.

9 Кто исполняет обязанности Президента РФ в случае, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности:а) Председатель Правительства РФ; б) Министр Юстиции РФ; в) вновь избранный президент РФ; г) Председатель Государственной Думы РФ; д) Председатель Совета Федерации РФ.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ в законодательном процессе // Государство и право, 1998, №10.

3. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. – М., 1998.

4. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права, 1998, №9.

 

Глава IX. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание яв­ляется парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парла­мент, испанские кортесы) возникли еще в XII—XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального пред­ставительного учреждения, отличного от сословных представи­тельных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи бур­жуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и по­лучил распространение парламентаризм.

Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без пар­ламента. В то же время парламент может существовать без важ­нейших элементов парламентаризма, которые могут быть утраче­ны. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относиться прежде всего разделение властей, представительность и за­конность.

Следует особо выделить представительность, поскольку толь­ко в условиях демократического самоопределения народа парла­мент приобретает характер демократически легитимированного Народного собрания, коренным образом отличающегося и от кол­легии советников феодального сюзерена или органа корпоративно­го сословного представительства более позднего периода, и от пред­ставительных учреждений социалистического государства. Нали­чие такого рода народного собрания позволяет говорить о парла­ментской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парла­мент республики пришло на смену «двухступенчатому» механиз му высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является пред­ставительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская де­мократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятель­но принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризу­ется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется прин­цип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание ФС РФ законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламен­том, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции ком­петенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, ФС РФ ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, ФС РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Госу­дарственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состо­ит из членов, представляющих все субъекты Российской Федера­ции. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие во­леизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии со ст. 100 Конституции (см. схему 42).

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политичес­кую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие рос­сийского парламентаризма идет сложным, во многом противоре­чивым путем.

Совет Федерации

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что поря­док формирования Совета Федерации устанавливается федераль­ным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Со­брания Российской Федерации» в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законода­тельного (представительного) и исполнительного органов государ­ственной власти субъекта Российской Федерации (см. схему 43).

Членом СФ ФС может быть избран (назначен) граж­данин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избран­ным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации избирается законодательным (представитель­ным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно из­бранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного за­конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствую­щей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в СФ ФС от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания Представителя в Совет Федерации.

Представитель в СФ ФС от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назнача­ется высшим должностным лицом субъекта Российской Федера­ции (руководителем высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полно­мочий.

Решение законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется по­становлением этого органа, а двухпалатного законодательного (из­бирательного) органа государственной власти субъекта Россий­ской Федерации — совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Фе­дерации (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в СФ ФС от исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъ­екта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указ (постановление) о назначении представителя в СФ ФС от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительно го) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решения об избрании (о назначении) членов СФ ФС направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.

Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации будут продолжать исполнять свои полномочия после вступления в силу нового закона впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов СФ ФС - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих субъектов Российской Федерации прекращаются.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» [xxxix].

СФ ФС назначает на должность и освобождает от долж­ности заместителя Председателя Счетной палаты и половину со­става ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Госу­дарств. В соответствии с п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государства, утвержденного Соглаше­нием о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначают­ся в порядке, установленном для назначения судей Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заклю­чение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и междуна­родных организациях.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и долж­ностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными зако­нами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Ос­новной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.

СФ ФС избирает из своего состава тайным голосова­нием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Предсе­датель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения Неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.

В его состав входят Председатель Совета Федерации, его замес­тители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам.

Председатель СФ ФС, в частности, представляет на Рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания; организует работу Совета палаты; ведет заседание палаты; подписывают Постановления Совета Федерации; созывает, в том, что по предложению Президента РФ, Правительства РФ, субъект РФ либо по предложению комитета Совета Федерации, групп членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа его членов, внеочередное заседание палаты; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты Совета Федерации за­коны, принятые Государственной Думой, а также законопроекты которые предполагается внести в Государственную Думу; направ­ляет Президенту РФ для подписания и опубликования федераль­ные конституционные и федеральные законы, принятые Государ­ственной Думой, после их одобрения Советом Федерации; решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителя­ми; представляет палату во взаимоотношениях с органами госу­дарственной власти Российской Федерации, субъектами Россий­ской Федерации, общественными объединениями, а также с пар­ламентами зарубежных государств; решает иные вопросы орга­низации деятельности СФ ФС.

Заместители Председателя замещают Председателя в его отсут­ствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с рас­пределением обязанностей между ними.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Феде­рации, принимаемым большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты.

Заседания СФ ФС проводятся в Москве. По реше­нию Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.

Решением палаты на ее заседания приглашаются представи­тели государственных органов, общественных объединений, на­учных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие спе­циалисты для предоставления необходимых сведений и заключе­ний по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой СФ ФС.

На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены правительства, Председатель Конституционного Суда РФ и члены конституционного Суда, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом откры­том или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутст­вовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Фе­дерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Заседания СФ ФС проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федера­ции, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комите­тов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены СФ ФС обязаны присутствовать на его заседа­ниях.

Первоочередному рассмотрению на заседании СФ ФС подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ; проекты федеральных конституцион­ных законов, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обяза­тельному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции; проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией (ч. 1 ст. 102); предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Консти­туции РФ; предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ; федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации Международных договоров Российской Федерации.

Общим ходом заседания палаты руководит председательствую­щий. Он не вправе комментировать выступления членов СФ ФС. Если председательствующий посчитал необходимым при­нять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, предает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народа Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключитель­ное слово, выступление кандидата на выборную должность, вы­ступления в прениях по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложе­ние, справка, информация, заявления, обращения.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использо­ванием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение счи­тается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотре­но Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помо­щью электронной системы подсчета голосов либо по решению па­латы без использования электронной системы.

Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.

Тайное голосование проводится по решению Совета Федераций принимаемому большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 го­лосами. Тайное голосование проводится с использованием элек­тронной системы или бюллетеней.

Поименное голосование проводится по решению Совета Феде­рации, принимаемому не менее чем одной пятой от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее 18, с использованием электронной системы подсчета голосов или именными бюллетенями.

При голосовании в Совете Федерации используются следующие понятия, применяемые для определения результатов голосования:

а) общее число членов Совета Федерации — всего человек, входящих в состав Совета Федерации;

б) число присутствующих на заседании членов — число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации;

в) число членов Совета Федерации, принявших участие в голо­совании, - число членов Совета Федерации, проголосовавших по данному вопросу «за» и «против», а также воздержавшихся;

г) простое большинство голосов — число голосов, превышаю­щее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от обще­го числа членов Совета Федерации или от числа членов, приняв­ших участие в голосовании;

д) квалифицированное большинство голосов — число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Решение по процедурному вопросу может быть принято без го­лосования, если никто из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не возражает против его принятия. В случае, если кто-либо из присутствующих на заседании членов Совета Фе­дерации возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на голо­сование.

Деятельность Совета Федерации планируется [xl].

Совет Федерации создает Аппарат, который состоит из Секрета­риата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместите­лей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, Информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации, комиссии по регламенту и парламентским процедурам, других подразделений.

Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятель­ности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации правовое и организационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом РФ, Прави­тельством РФ, а также межпарламентских связей.

Структура и штаты Аппарата Совета Федерации утверждаются постановлением палаты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.