Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные стадии законодательного процесса



Первая стадия законодательного процесса - законодатель­ная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государ­ственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Регламента Государственной Думы 1998 года, право законода­тельной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: а) проектов законов о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федераль­ные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам (см. схему 54).

Согласно ст.105 Регламента (в ред. 2004 г.) при внесении законопроекта в Государственную Думу субъек­том права законодательной инициативы должны быть представлены (см. схему 55):

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предла­гаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на ти­тульном листе субъекта права законодательной инициативы, внес­шего законопроект;

в) перечень актов федерального законодательст­ва, подлежащих признанию утратившими силу, приостановле­нию, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует матери­альных затрат);

д) заключение Правительства РФ - в случаях, опреде­ленных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (речь идет о законопроектах, требующих финансово-экономическое обоснование).

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заклю­чения Правительства, внесение которых в соответствии со ст. 104 Конституции требует обязательного заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы на заклю­чение Правительства, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы. В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» 1997 г. по согласованию с субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен. Правительство также может направить в Государственную Думу поправки к находящимся на рассмотрении палаты законопроектам, в палаты Федерального Собрания – официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Таким образом, роль Правительства в законодательном процессе определена персонифицировано, но имеющая общее значение.

Вторая стадия законодательного процесса - подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет пала­ты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в комитеты, комис­сии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федера­ции, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Вер­ховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их веде­ния для подготовки и представления отзывов, предложений и за­мечаний.

При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготов­ки предложений и замечаний.

Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний (ст. 109 Регламента Государственной Думы).

Третья стадия законодательного процессавключает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рас­смотрение может осуществляться в трех чтениях, если Государст­венной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение в соответствии с действующим за­конодательством и Регламентом Государственной Думы (см. схему 56).

Чтения – специальный термин, обозначающий одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий систему действий соответствующих участников законодательной процедуры на данной стадии.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чте­нии, и соответствующие материалы к нему по представлению от­ветственного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы ее депутатам, Президенту, в Совет Федерации, Правительство и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект не позднее чем за три дня до рассмотрения законопро­екта на заседании Думы.

В соответствии со ст.118 Регламента при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его общая концепция и основные положения законопроекта, дается оценка соответ­ствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и заме­чания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Государст­венной Думе, полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных (пред­ставительных) органов субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Го­сударственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон (см. схему 57). Отклонен­ный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и воз­вращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок внесения его на второе чтение - Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - в законодательные (представительные) органы субъектов федерации.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума устанавливает срок представления по­правок к законопроекту, принятому в первом чтении. Этот срок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - менее 30 дней. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правитель­ство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.

Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обоб­щает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко вто­рому чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомен­дованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осущест­вляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу зако­нопроекта и подготавливает заключение.

Законопроект вместе с материалами к нему, включающими: проект постановления Государственной Думы по законопроекту; таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию (таблица № 1), а также таблица поправок, рекомендуемых к отклоне­нию (таблица № 2); таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений (таблица № 3); текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста за­конопроекта, принятого в первом чтении); заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы на законопроект рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему зако­нопроект, и депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной думой во втором чтении (см. схему 58).

Совет Государственной Думы принимает решение о включении Законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении [xlvii] и определяет докладчика по законопроекту — представителя ответственного комитета.

Согласно ст.123 Регламента в начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета (см. схему 59). Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотре­ния. Затем выступают полномочный представитель Президент Российской Федерации в Государственной Думе, представители инициатора законопроекта, полномочный представитель Прави­тельства Российской Федерации в Государственной Думе. Предсе­дательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их крат­кого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возраже­ния, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению попра­вок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предло­жение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу по­правок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании согласования по поправкам председательствую­щий ставит на голосование предложение о принятии законопроек­та во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложе­ние не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработан­ного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложения о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходи­мого числа голосов, законопроект считается отклоненным и сни­мается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета Государственной Думы. В этом слу­чае Государственная Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта.

Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день при­нятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при нали­чии окончательного текста законопроекта и при условии, что пра­вовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в от­ветственный комитет для устранения с участием Правового управ­ления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимо­связей статей и редакционной правки ввиду изменения текста за­конопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется от­ветственным комитетом в Совет Государственной Думы для вклю­чения в проект порядка работы Государственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса - принятие закона.

Согласно ст. 125 регламента Совет Государственной Думы назначает третье чтение законо­проекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона (см. схему 60). При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдель­ным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих боль­шинство депутатов Государственной Думы, председательствую­щий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к про­цедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федераль­ной конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа Депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в тече­ние пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подле­жит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации (четвертое чтение). Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.

Конституция (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, зако­ны по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой (см. схему 61). К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; феде­ральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федера­ции; войны и мира.

Согласно ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституцион­ные законы.

После поступления в Совет Федерации принятого Государст­венной Думой федерального закона Председатель Совета Федера­ции или по его поручению заместитель Председателя определяют комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону.

В отношении принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому комитет предлагает одоб­рить федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить приня­тый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой.

Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о невключении в повестку дня палаты рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Российской Федерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституций 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановле­ния, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации боль­шинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсу­дить его на заседании палаты.

В случае, если комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательно­му рассмотрению Советом Федерации, в течение 14 дней со дня его поступления в Совет Федерации не представил его Председа­телю заключения по федеральному закону, Председатель Совета федерации или по его поручению заместитель Председателя при­нимает одно из следующих решений: включить в повестку дня заседания Совета Федерации вопрос о рассмотрении федерального закона, если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации; направить федеральный закон Президенту РФ для подписания и обнародования как считающийся одобренным Со­ветом Федерации, поскольку не был рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Госу­дарственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа чле­нов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвер­тей голосов от общего числа ее членов.

Федеральный закон считается также одобренным Советом Фе­дерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч. 4 ст. 105 Конституции).

Следует иметь в виду, что, согласно постановлению Конститу­ционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ, рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответ­ствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться по ч. 4 ст. 105 не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.

Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмот­рения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательно­му рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем за­седании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одоб­рение не проголосовало необходимое число членов Совета Феде­рации.

В постановлении Совета Федерации об отклонении федерально­го закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей этого закона, по которым необходи­мо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государ­ственной Думой, а также может содержаться предложение о созда­нии согласительной комиссии.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобре­нии принятого Государственной Думой федерального закона по результатам его рассмотрения в срок не более пяти дней направля­ется в Государственную Думу. В случае принятия Советом Федера­ции решения об одобрении принятого Государственной Думой фе­дерального закона его текст вместе с постановлением Совета Феде­рации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Особая стадия законодательного процесса- преодоление раз­ногласий, возникших между Советом Федерации и Государствен­ной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он на­правляется Советом Государственной Думы в ответственный коми­тет палаты, который рассматривает возражения Совета Федера­ции, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодо­лении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный коми­тет может рекомендовать Государственной Думе создать согласи­тельную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрений Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советов Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации [xlviii].

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избирается им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федера­ции, которые получили наибольшее число голосов из всех предло­женных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты боль­шинством голосов от общего числа депутатов.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каж­дой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосова­нием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет прото­кол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также федеральный закон в редак­ции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Пра­вового управления Аппарата Государственной Думы вносятся со­председателем согласительной комиссии от Государственной Думы на рассмотрение Совета Государственной Думы для опреде­ления даты повторного рассмотрения федерального закона.

При повторном рассмотрении федерального закона Государ­ственной Думой обсуждаются только предложения, содержа­щиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправ­ки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласитель­ной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной ко­миссии либо отказаться от участия в ее работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комис­сии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согла­сительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, откло­ненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогла­сие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ста­вится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосо­вало не менее двух третей от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародова­ния. Председатель Государственной Думы уведомляет Председате­ля Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.

Завершающей стадией законодательного процессаявляется подписание и обнародование закона. В соответствии с Конститу­цией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федераль­ный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует [xlix].

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных за­конов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания» [l].

В соответствии с этим Федеральным законом на территории российской Федерации применяются только те федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редак­ции. Датой принятия федерального конституционного закона счи­тается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные и федеральные законы подле­жат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием фе­дерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федераль­ные конституционные и федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ.

Федеральные конституционные и федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции по истечении 10 дней после дня их официального опубликова­ния, если самими законами не установлен другой порядок вступ­ления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федераль­ного закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конституции).

Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, направля­ется Советом Государственной Думы на заключение ответственно­го комитета, который рассматривает в течение 10 дней мотивы Решения Президента об отклонении федерального закона, приня­того Государственной Думой [li].

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности Принятия федерального закона; принять федеральный закон с уче­том предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и При необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом начинается с выступления представителя Президента РФ в Государственной Думе, затем излагается заключение ответственного комитета и принимается постановление.

Если палата принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только представители фракций и депутатских групп. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции, предло­женной Президентом РФ, или согласиться с мотивами решения Президента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотре­ния Государственной Думой. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Го­сударственной Думы.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президен­том, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то пала­та может принять решение о продолжении работы над рассматри­ваемым федеральным законом начиная с процедуры первого чте­ния законопроекта.

В случае принятия постановления Государственной Думы о соз­дании специальной комиссии федеральный закон передается этой комиссии для выработки согласованной редакции. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмот­рение палаты федеральный закон в согласованной редакции. Фе­деральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

По предложению ответственного комитета на голосование пала­ты может быть поставлен вопрос об одобрении федерального зако­на в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей го­лосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции Федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советов Федерации или Президентом РФ, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией РФ, на той стадии законодательной процедуры, на которое было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой.

При повторном рассмотрении федерального закона Совет Феде­рации может не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по заключению комите­та по закону, отклоненному Президентом и одобренному Государ­ственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. По окончании обсуждения на голосование ставится во­прос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненно­го Президентом и одобренного в той же редакции Государственной Думой.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федераль­ный закон считается одобренным, если решение об этом было при­нято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа членов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется[lii].

Среди актов, принимаемые палатами Федерального Собрания являются следующие виды (см. схему 62):

- регламенты, постановления по вопросам, отнесенным к их ведению и по вопросам организации своей деятельности;

заявления и обращения, оформленные постановлением. Не содержат правовых норм.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постанов­ления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Постановлениями Совета Федерации оформляются также при­нятие Регламента, изменения и дополнения к нему; результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей; решение Совета Федерации об освобождении от за­нимаемой должности Председателя Совета Федерации и его за­местителей; результаты тайного голосования; решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.

Совет Федерации может принять постановление в целом или принять проект постановления за основу.

В соответствии со ст.ст. 103, 125 и 134 Конституции РФ Государ­ственная Дума принимает постановления по следующим вопро­сам, отнесенным к ее ведению: о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; о доверии Прави­тельству РФ; о назначении на должность и освобождении от долж­ности Председателя Центрального банка РФ; о назначении на Должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на долж­ность и об освобождении от должности Уполномоченного по пра­вам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении пред­ложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ; по другим вопросам своей компетенции [liii].

Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Президентом РФ, Советом Федерации, его членами, депутата­ми Государственной Думы, депутатскими объединениями в ней, ее комитетами и комиссиями, Правительством РФ, законодательны­ми (представительными) органами субъектов Федерации, а также Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитраж­ным Судом РФ по вопросам их ведения.

Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заявления и обращения, которые могут оформляться постановле­нием палаты [liv].

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответст­венно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

По процедурным вопросам решение принимается большинст­вом голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Феде­рального Собрания определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Согласно этому Закону, на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, кото­рые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публика­ция его полного текста в «Российской газете» или «Собрании зако­нодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования пред­седателем соответствующей палаты или его заместителем.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 7 тестовых заданий.

На все вопросы предложено 4-5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Для принятия закона о государственном бюджете РФ необходимо: а) голосование в третьем чтении; б) голосование в четвертом чтении; в) голосование во втором чтении; г) правильного ответа нет.

2. Право законодательной инициативы в РФ принадлежит: а) Президенту РФ, Совету Федерации РФ, членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы РФ, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов, гражданам РФ; б) Президенту РФ, Совету Федерации РФ, членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы РФ, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов, Конституционному Суду РФ; в) Президенту РФ, Совету Федерации РФ, членам Совета Федерации РФ, депутатам Государственной Думы РФ, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов, а также отчасти Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ; г) правильного ответа нет.

3. Принятие федеральных законов в РФ отнесено к компетенции: а) Совета Федерации РФ; б) Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ; в) Государственной Думы РФ; г) Президента РФ.

4. Федеральный конституционный закон считается принятым, если: а) он одобрен большинством не менее трех четвертой голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ; б) он одобрен большинством не менее трех четвертой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ; в) он одобрен большинством не менее одной второй голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ; г) правильного ответа нет.

5. В какой срок принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародыванию: а) в течение 30 дней; б) в течение 7 дней; в) в течение 14 дней; г) в течение 10 дней.

6. Каков срок передачи принятого закона из Государственной Думы в Совет Федерации: а) в течение месяца; б) в течение 14 дней; в) в течение недели; г) в течение 5 дней; д) в течение 10 дней.

7. Закон считается опубликованным с момента: а) сообщения в средствах массовой информации о принятии закона; б) подписания закона Президентом РФ; в) опубликования закона в газетах или журналах; г) опубликования закона в официальных изданиях; д) принятие закона парламентом РФ.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов РФ. – Екатеринбург, 1998.

3. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ в законодательном процессе // Государство и право, 1998, №10.

4. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право, 1995, №5.

5. Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. – М., 1996.

 

Глава XI. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.