Здавалка
Главная | Обратная связь

А. Законодательные (представительные) органы власти республик в составе Российской Федерации



Законодательными (представительными) органами власти респуб­лик в составе Российской Федерации являются их парламенты, при­шедшие на смену Верховным Советам этих республик.

Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собра­ние, Государственный Совет, Парламент и т.д.), все они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяю­щими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях ко­торой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Все парламенты являются также законодательными органами соот­ветствующих республик, обладающими полной и ничем не ограничен­ной в рамках Конституции Российской Федерации, конституций соот­ветствующих республик компетенцией в сфере законодательства, кото­рая означает, что ни один закон республики в составе Российской Фе­дерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этой республики.

Будучи главным образом законодательными органами, парламенты республик в составе Российской Федерации осуществляют также опре­деленные контрольные функции по отношению к исполнительной влас­ти этих республик посредством утверждаемого ими бюджета, исполь­зования права отказывать в доверии правительству республики и т.д.

Парламент республики — единственный представительный орган всего народа соответствующей республики. Исключение в этом смысле составляет лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва. Он действует наряду с другим представительным органом Республики — Великим Хуралом (съездом) народа Республики Тыва, являющимся, согласно Конституции Республики (ст. 6), органом всенародного сво­бодного волеизъявления, наделенным исключительным правом вно­сить изменения и дополнения в Конституцию. По всем другим вопро­сам Великий Хурал не вправе принимать каких-либо обязательных решений. Вместе с тем в соответствии с Конституцией Республики (ст. 63) при принятии Верховным Хуралом решений по вопросам войны и мира требуются рекомендации Великого Хурала.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избира­ются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их числен­ный состав Колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 100 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определяются конститу­циями этих республик и законами о выборах их парламентов.

Компетенция парламентов республик в составе Российской Феде­рации складывается из следующих основных групп полномочий: кон­ституционное строительство; экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения.

В области конституционного строительства парламенты респуб­лике составе Российской Федерации принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик, единообраз­ным применением законодательства; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских рефе­рендумов; назначают выборы депутатов и глав республик; утверждают составы центральных избирательных комиссий республик; дают согла­сие на персональные назначения Президентами председателей прави­тельств и их членов; утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генераль­ным прокурором Российской Федерации; избирают конституционные суды, верховные суды, высшие арбитражные суды республик; назнача­ют председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком Российской Федерации; принимают отставки, отстраняют от должности Президентов республик; объявляют, продле­вают и прекращают состояние чрезвычайного положения, а также утверждают или отменяют решения Президентов республик о введении чрезвычайного положения, устанавливают государственные награды и почетные звания.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государ­ственные планы, важнейшие республиканские программы экономичес­кого и социального развития; обсуждают и принимают государствен­ные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений парламенты республик в составе Рос­сийской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют международные договоры.

Большинство республиканских парламентов являются однопалат­ными. Исключение составляют Государственное Собрание Башкорто­стана, Законодательное Собрание Карелии, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), имеющие две палаты.

Государственное Собрание Башкортостана состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Палата Представителей собирается по мере необходимости и состоит из депутатов, работающих на непостоянной основе. Законодательная Палата — постоянно дейст­вующий орган, ее депутаты работают на постоянной основе.

Законодательное Собрание Карелии включает Палату Республики и Палату Представителей. В Палате Республики — депутаты, избран­ные по одномандатным избирательным округам. В Палате Представи­телей — депутаты, избираемые по многомандатным избирательным ок­ругам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Рес­публики работает на постоянной основе, а Палата Представителей — на непостоянной.

Аналогична характеристика парламента Кабардино-Балкарии, со­стоящего из Совета Республики и Совета Представителей.

Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Пала­ту Республики, которая включает депутатов, избираемых по одноман­датным избирательным округам от каждого района, города республи­канского подчинения, и Палату Представителей, состоящую из депута­тов, избираемых от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики. Если Палата Представителей осуществляет свои полномочия на постоянной, профессиональной ос­нове, то Палата Республики работает на непостоянной основе.

О том, как распределяются полномочия двухпалатных парламентов республик в составе Российской Федерации между их палатами, можно судить, в частности, по полномочиям палат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 1994 г. «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Яку­тия)» [lxii], к ведению Палаты Республики отнесено рассмотрение и приня­тие конституционных законов Республики, государственного и респуб­ликанского бюджетов, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных Палатой Представителей; при­нятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономи­ческой, социальной и культурной политики Республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ; решение вопро­са о доверии Правительству Республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента Республики; утверждение структуры органов исполнительной власти Республики; избрание судей Консти­туционного суда Республики, председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов Республики; дача согласия Президенту Республи­ки на назначение на должность и освобождение от должности Предсе­дателя Правительства Республики и его заместителей, Председателя Национального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора Департамента пенсионной служ­бы, начальника Государственной налоговой полиции, председателя Ко­митета по драгоценным металлам и драгоценным камням и др.

Палата Представителей разрабатывает и принимает законы Респуб­лики по вопросам ее ведения; ратифицирует законы и акты Российской Федерации, отнесенные к совместному ведению; ратифицирует и де­нонсирует международные договоры и соглашения; принимает реше­ния по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономи­ческого, социального и культурного развития Республики; дает согла­сие на назначение на должность и освобождение от должности мини­стров и руководителей государственных комитетов, кроме случаев, от­несенных к ведению Палаты Республики; представляет в Палату Рес­публики на утверждение в должности председателя Контрольного ко­митета Государственного Собрания; избирает судей районных (город­ских) судов, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда; принимает и утверждает решения о приостановлении действия законов Республики и Российской Федерации, постановлений, распоряжений и других актов Правительства, ведомств и предприятий Республики, федераль­ных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет Республики, ущемляющих права ее народа; вносит предло­жения в Федеральное Собрание России в порядке законодательной инициативы; принимает решения по вопросам введения, приостановле­ния и прекращения чрезвычайного положения на территории Респуб­лики; рассматривает отдельные нормативные правовые акты, издавае­мые Президентом и Правительством Республики; осуществляет кон­троль над расходной частью государственного, республиканского бюд­жетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валют­ным фондом и фондом драгоценных металлов и камней, а также кон­троль за исполнением законов Республики; осуществляет их толкова­ние; реализует иные полномочия, предусмотренные законом.

Порядок деятельности парламентов республик в составе Россий­ской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты (или палаты) избирают председателя, которые руково­дят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламен­ты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутст­вия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом парламента.

Палаты некоторых парламентов, например Государственного Со­брания Республики Саха (Якутия), практикуют избрание из своего состава постоянных секретарей палаты, ответственных за организацию ее работы.

Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллеги­альных органов — президиумов парламента, на которые возлагается координация законотворческой и контрольной деятельности комите­тов парламента и подготовка его пленарных заседаний. Например, Пре­зидиум Народного Собрания Дагестана включает председателя Народ­ного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парламентов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных регламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания.

Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют постоянные ко­митеты (комиссии). На них возлагаются разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за испол­нением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается парламентом. В необходимых случаях могут созда­ваться следственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отнесенным к ведению парламента.

Кроме комитетов и комиссий, Народное Собрание Дагестана обра­зует Счетную палату для контроля за исполнением республиканского бюджета. В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеется Экспертный совет.

Правовой статус депутата парламента определяется конституцией соответствующей республики, а также законами о статусе депутатов парламентов (например, Закон Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 г. «О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»).

Согласно этим актам, депутатом парламента может быть избран гражданин Республики, достигший 21 года, проживающий в ней оп­ределенное количество лет и имеющий право участвовать в выборах. Впрочем, такой набор условий избрания гражданина депутатом пар­ламента характерен не для всех республик в составе Российской Фе­дерации.

Депутаты парламентов обладают депутатской неприкосновеннос­тью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исклю­чением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутат­ской неприкосновенности решается по представлению прокурора рес­публики ее парламентом.

Депутаты парламентов объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов. Пол­номочия депутатских фракций и групп, формы их участия в деятель­ности парламентов определяются регламентами парламентов.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законо­дательную деятельность парламентов.

Согласно этому законодательству, право законодательной инициа­тивы принадлежит, как правило, Президенту республики, ее Прави­тельству, депутатам парламента, постоянным комитетам (комиссиям), Конституционному суду, Верховному суду, Высшему Арбитражному суду республики. В Республике Дагестан субъектами права законода­тельной инициативы выступают депутаты Федерального Собрания России от Республики; в Республике Саха (Якутия) - республикан­ские органы политических партий и общественных объединений; в Чувашской Республике - Чаваш республики - представительные ор­ганы власти районов и городов республиканского подчинения; в Рес­публике Карелия — представительные органы местного самоуправле­ния и т.д.

Акты, принятые парламентом, подписывает его председатель (пред­седатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта процедура (например, председателю Государ­ственного Совета в Дагестане).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.