Здавалка
Главная | Обратная связь

Российской Федерации



В систему органов исполнительной власти республик в составе Рос­сийской Федерации входят их правительства, министерства, государст­венные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других - глава исполнительной власти (например, в Республике Карелия) и т.д.

Правовой статус президента (главы) республики в составе Российской Фе­дерации определяется конституциями республик, а также законами соответствующих республик о Президенте [lxvii]. Президент не может быть депутатом законодательного (представи­тельного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерчес­ких организациях, не может заниматься предпринимательской деятель­ностью и вести другую оплачиваемую, работу.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом, качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и тер­риториальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с иными зарубежными государствами; обращается с посланиями к пар­ламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парла­мент о важных вопросах внутренней и международной политики; обла­дает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; прини­мает отставку Правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вво­дит чрезвычайное положение на территории республики или в отдель­ных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные дого­воры, в их рамках заключает соглашения, назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных органи­зациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственны­ми наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя Прави­тельства; назначает на должность и освобождает от должности мини­стров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов республики, назначает на должность и освобождает от долж­ности председателей и судей районных и городских судов; осущест­вляет общее руководство деятельностью Правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановле­ния и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; при­останавливает действие актов местной администрации в случае про­тиворечия их конституции и законам республики, а также актам Пре­зидента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряже­ния, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что конституции некоторых республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов полномочиями, выхо­дящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Консти­туции Республики Саха (Якутия), Президент располагает правом оп­ределять порядок образования территориальных воинских и иных фор­мирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции все такого рода вопросы входят в число ее исключительных полно­мочий.

Законодательство республики в составе Российской Федерации до­пускает досрочное прекращение полномочий Президента в случаях его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособ­ности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государст­венного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государ­ственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть. В состав Государственного Совета входят его Председа­тель, Председатель Правительства Республики и другие лица, избран­ные Конституционным Собранием Республики Дагестан. В ряде рес­публик (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан и др.) наряду с Президен­том избирается вице-президент, который осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению и замещает Президента, если он временно не в состоянии выполнять свои должностные пол­номочия. В Республике Коми Глава Республики имеет заместителей, один из которых по его поручению выполняет часть его полномочий или исполняет полномочия Главы Республики на период его времен­ного отсутствия.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являю­щиеся исполнительными и распорядительными органами государст­венной власти[5].

Законодательство, прежде всего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок форми­рования правительств этих республик.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президен­том. Премьер-министр Республики назначается Президентом с согла­сия Государственного Собрания (парламента) Республики. Заместите­ли Премьер-министра, министры, председатели государственных ко­митетов и руководители ведомств Республики назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра. Премьер-министр по представлению Президента может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст. 66, 68), Председа­тель Правительства Республики избирается населением Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) Республики структуру ис­полнительной власти Республики, назначает руководителей республи­канских органов исполнительной власти (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопасности, министра внутренних дел. Эти министры назначаются Председателем Прави­тельства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Респуб­лики Законодательного Собрания Карелии. Председатель Правитель­ства освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов исполнительной власти. Он формирует из числа руководителей республиканских органов исполнительной власти Правительство Республики, определяет порядок его деятель­ности, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного Собрания заместителя Председателя Пра­вительства.

Правительство республики в составе Российской Федерации реша­ет вопросы государственного управления отнесенные к ведению рес­публики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает усло­вия для свободного предпринимательства на основе рационального со­четания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой поли­тики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного мини­мального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение государствен­ного бюджета республики, а также прогнозов ее экономического и со­циального развития и важнейших республиканских программ; опреде­ляет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государствен­ных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и техноло­гии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природ­ных ресурсов. Проводя единую государственную политику, Правитель­ство координирует разработку и реализацию государственных про­грамм, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граж­дан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образо­вание, преемственность и разнообразие форм образования, организа­цию охраны здравоохранения, обеспечение поддержки наименее соци­ально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государствен­ной службы занятости и рациональное использование трудовых ресур­сов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; при­нимает меры по обеспечению государственной безопасности и оборо­носпособности; осуществляет руководство в области отношений рес­публики с другими государствами, а также руководство органами ис­полнительной власти.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, преду­смотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Прави­тельство ответственно перед Президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений Президентов республик, а также законов Рос­сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и кон­тролируют их исполнение.

Структура Правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами рес­публики в составе Российской Федерации, с государственными органа­ми Российской Федерации, других субъектов Федерации определяют­ся Законом о Правительстве республики.

Правительство республики в составе Российской Федерации объ­единяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы испол­нительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.