Здавалка
Главная | Обратная связь

Б. Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов



Органом исполнитель­ной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ад­министрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций со­ответствующим законодательным (представительным) органом субъ­екта Российской Федерации.

В своей деятельности глава администрации руководствуется Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановле­ниями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; ус­тавами и законодательством края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Согласно Положению о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Рос­сийской Федерации глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края, области, города федераль­ного значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Глава администрации назначается на должность и освобождается от должности Президен­том Российской Федерации. Освобождение от должности главы администрации производися в случаях: письменного заявления об отставке; утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, яв­ляющегося главой администрации; признания гражданина, являюще­гося главой администрации, недееспособным решением суда, вступив­шим в законную силу.

Глава администрации обязан подать в отставку в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также при выполнении им любой иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав адми­нистраций при Президенте Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического раз­вития соответствующей территории, в интересах ее населения взаи­модействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей ком­петенции.

Глава администрации обладает правом законодательной инициати­вы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Рос­сийской Федерации. Проекты законодательных (правовых) актов, вне­сенные главой администрации, рассматриваются законодательным (представительным) органом в первоочередном порядке.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Рос­сийской Федерации. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в зако­нодательный (представительный) орган края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа для по­вторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон при­нят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представитель­ного) органа субъекта Российской Федерации, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.

Глава администрации вправе опротестовать решение законодатель­ного (представительного) органа в судебном порядке. Действие реше­ния в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.

Законодательный (представительный) орган вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и допол­нений в акты органов исполнительной власти или об их отмене в случае противоречия указанных актов законам края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный (представительный) орган власти имеет право заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов края, области, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа, бюджета, реализации целевых программ и планов социаль­но-экономического развития соответствующей территории.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части осуществления полномочий по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, пере­данных федеральными органами исполнительной власти органам ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава администрации подчиняется Президенту Российской Феде­рации и Правительству Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред­метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Фе­дерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по во­просам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Феде­рации; с полномочиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, а также с полномочиями органов исполнительной власти субъекта Федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Кон­ституцией Российской Федерации к ее ведению и к совместному веде­нию Федерации и ее субъектов.

Глава администрации вправе вносить проекты постановлений Пра­вительства Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации.

В случаях осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также в рамках реа­лизации полномочий, переданных федеральными органами исполни­тельной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, глава администрации вправе согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и о назначении со­ответствующих должностных лиц; вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава адми­нистрации самостоятельно руководит органами исполнительной влас­ти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.

Глава администрации взаимодействует с органами местного само­управления и содействует их развитию и укреплению.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органа­ми государственной власти, органами государственной власти соответ­ствующего субъекта Российской Федерации и органами местного само­управления разрешаются посредством согласительных процедур, со­здания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Глава администрации обладает следующими основными полномо­чиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в от­ношения с соответствующими органами и должностными лицами зару­бежных государств и подписывать необходимые документы.

Глава администрации разрабатывает и направляет на утверждение законодательного (представительного) органа края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение. Он формирует органы исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной об­ласти, автономного округа в соответствии с законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа; назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы примене­ния к ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, пред­усмотренном законодательством Российской Федерации, они не отне­сены к органам местного самоуправления.

Глава администрации решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и органах исполни­тельной власти других субъектов Федерации. Глава администрации осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

При осуществлении своих полномочий глава администрации при­нимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации имеет право получать ответы на свои обраще­ния к Президенту, к членам Правительства Российской Федерации, руководителям других федеральных органов исполнительной власти не позднее чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.

Глава администрации обеспечивается документами, информацион­ными и справочными материалами, официально распространяемыми палатами Федерального Собрания, Администрацией Президента Рос­сийской Федерации, Правительством Российской Федерации, Консти­туционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общест­венными объединениями, а также другими информационными и спра­вочными материалами. При обращении главы администрации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы мест­ного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу администрации по вопросам, связанным с его компетенцией, консультация­ми специалистов, безотлагательно представляют необходимую инфор­мацию и документы независимо от степени их секретности в соответст­вии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Глава администрации несет ответственность за деятельность руко­водимого им органа исполнительной власти.

Глава соответствующей администрации (правительства) формиру­ет состав администрации (правительства) края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа. Эта адми­нистрация разрабатывает и направляет на утверждение законодательному (представительному) органу края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение; распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа; разрабатывает и осуществляет про­граммы в области управления экономикой, культурой, социальной по­литикой; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с пре­ступностью, принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоряди­тельные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Феде­рации и правовыми (законодательными) актами законодательных (представительных) органов края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы исполнительной власти и иные органы, создаваемые главой администрации, который самосто­ятельно определяет компетенцию и утверждает Положения об этих органах.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 4 тестовых заданий.

На все вопросы предложено 5-6 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Если Парламент субъекта РФ отказался отменить свой неправомерный нормативный акт, Президент РФ вправе: а) обратиться в суд с ходатайством об отмене неправомерного акта; б) своим указом прекратить действие этого акта; в) своим указом распустить Парламент субъекта; д) обратиться в Государственную Думу с проектом закона о роспуске парламента субъекта; е) дать указание прокурору об опротестовании неправомерного акта.

2. Какие органы республик-субъектов РФ считаются законодательными органами:а) президенты; б) администрации президентов; в) правительства; г) советы всех рангов; д) парламенты.

3. Какие должностные лица возглавляют исполнительную власть в краях, областях:а) назначенные парламентами лица; б) представители Президента РФ; в) представители Правительства РФ; г) главы администрации, губернаторы; д) президенты.

4. Численность парламентских депутатов в республиках-субъектах РФ определяется:а) регламентами парламентов республик; б) Конституцией РФ; в) президентами республик; г) конституциями республик; д) Федеральным Собранием РФ.

 

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. – М., 1998.

3. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов РФ. – Екатеринбург, 1998.

4. Михалева Н.А. Конституционные реформы в республиках – субъектах Российской Федерации // Государство и право, 1995, № 4. – С.3-10.

5. Хасанов А.Х., Сираев М.А., Гусева, Л.А. Воля и выбор народа. Выборы Президента Республики Татарстан 24 марта 1996 года: Документы. Материалы. Итоги / ред. Низамиев А. - Казань: Татар.кн.изд., 1996. - 368с.

 

Глава XIV. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ЕГО СИСТЕМА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.