Здавалка
Главная | Обратная связь

Система местного самоуправления



Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местного самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (см. схему 76).

Значит, местное самоуправление в Российской Федерации - эта система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправ­ления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осу­ществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется, прежде всего, тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других обеспечиваются формирование и функционирование всех важ­нейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, до­полняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами вхо­дят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, яв­ляются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Местный референдум — голосование граждан Российской Федера­ции, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, ус­тавами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципаль­ных образований. Согласно Федеральному закону «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 16), местный референдум назначается органом местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на учас­тие в референдуме, в соответствии с уставом муниципального образо­вания.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образова­ния может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному во­просу.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досроч­ном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке этих выборов; о формировании состава органов местного самоуправ­ления, персональном составе органов местного самоуправления; об из­брании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и долж­ностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюдже­та, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципально­го образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образова­ния. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны проти­воречить законодательству Российской Федерации и соответствующе­го субъекта Федерации.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждан проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в yтверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправле­ния. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном рефе­рендуме решение и итоги голосования подлежат официальному опуб­ликованию (обнародованию).

Порядок назначения и проведения местного референдума, приня­тия и изменения его решений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и ее субъекта.

Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления яв­ляются выборы. Их значение определяется прежде всего тем, что по­средством выборов образуются представительные органы власти, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуп­равление, а также получают свои полномочия главы местной админи­страции — еще одна важная форма осуществления населением местно­го самоуправления.

Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критичес­ки оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает предпосылки для их удов­летворения.

Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Рос­сийской Федерации может быть успешным, если при выборах в пред­ставительные органы местного самоуправления будет каждый раз фор­мироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значи­тельной степени зависят эффективность работы представительных ор­ганов местного самоуправления, выполнение ими функций местного самоуправления, укрепление их авторитета среди населения.

Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех, кто возглавляет местную администрацию, так как этот состав тоже определяется населением на выборах.

В настоящее время правовой основой выборов в органы местного самоуправления являются: Федеральный закон «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также принятые органами государственной власти субъектов Федерации законы или Положения о выборах в орга­ны местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Согласно действующему законодательству, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных долж­ностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории со­ответствующих муниципальных образований на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправле­ния принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, посто­янно проживающему на территории соответствующего муниципально­го образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, посто­янно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с посто­янным или преимущественным проживанием на определенной терри­тории Российской Федерации, могут устанавливаться только Консти­туцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Россий­ской Федерации на территории муниципального образования в качест­ве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения сво­боды по приговору суда.

Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по одномандатным избирательным округам, одному или не­
скольким многомандатным избирательным округам, образуемым на
территории муниципального образования на основе единой нормы
представительства.

Избрание выборных должностных лиц местного самоуправления
проводится по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Кандидаты могут быть также выдвинуты в порядке самовыдвижения.

Избирательным объединением является, также местное отделение общероссийского, межрегионального или регионального общественного объединения, которое создано и зареги­стрировано в установленном порядке и устав которого предусматрива­ет участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

Два или более избирательных объединений для совместного участия в выборах могут добровольно объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц мест­ного самоуправления в зависимости от численности населения муни­ципального образования могут создаваться следующие избирательные комиссии:

- избирательные комиссии муниципального образования;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Создание избирательной комиссии муниципального образования является обязательным.

Период выдвижения кандидатов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных обра­зований должен составлять не менее 20 дней. Для регистрации канди­дата в депутаты или на должность выборного должностного лица местного самоуправления необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не более двух процентов от числа избира­телей округа.

В муниципальных образованиях с числом зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации не предус­мотрен иной порядок выдвижения кандидата.

Подписные листы в поддержку кандидата для его регистрации пред­ставляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за сутки до дня голосования (с нуля часов дня, предше­ствующего дню выборов).

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются недействительными, если нарушения, допу­щенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействи­тельными не менее чем на одной четвертой части избирательных участ­ков, а также по решению суда.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено действующим за­конодательством, либо если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, а также если ни один список кандидатов не получил число голосов, необходимое в соответ­ствии с законодательством для того, чтобы принять участие в распреде­лении мандатов.

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействи­тельными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недейст­вительными.

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей средством их самоор­ганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсужде­ние вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой - выступлениями, участием в голосовании и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного само­управления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

В последние годы роль собраний, сходов граждан существенно изменилась.

Если прежде собрания (сходы) действовали наряду с местными органами власти, то в настоящее время в небольших городских и сель­ских поселениях собрания (сходы) граждан все чаще становятся органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осу­ществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы в таких случаях не образуются.

Изменился и порядок регламентации созыва и проведения собра­ний (сходов) граждан как формы территориального общественного самоуправления населения. Эти вопросы решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления, которые принимают уставы или положения, ре­гулирующие вопросы осуществления местного самоуправления.

Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан в прак­тике местного самоуправления используются и другие формы непо­средственной демократии: народная правотворческая инициатива, об­ращения граждан в органы местного самоуправления и др.

Население в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет правотворческую инициативу в вопросах местного значе­ния. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесен­ные населением в органы местного самоуправления, подлежат обяза­тельному рассмотрению на открытом заседании с участием представи­телей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубли­кованию.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы мест­ного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправле­ния. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нару­шение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление (ТОС) и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (см. схему 80).

К таким органам относятся советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, сове­ты или комитеты улиц, кварталов, домов.

Органы территориального общественного самоуправления населе­ния создаются по инициативе граждан на основе добровольного волеизъявления. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется положениями (уставами) об этих органах, подготовленными с учетом полномочий, переданных им органами местного самоуправления в соответствии с уставом муници­пального образования.

Эти органы могут осуществлять экономическую деятельность,) иметь и самостоятельно использовать финансовые ресурсы, образуемые за счет доходов от экономической деятельности, добровольных; взносов и пожертвований, других поступлений. Рассматриваемые органы могут быть юридическими лицами.

Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, кото­рым они адресованы.

Важной составной частью системы местного самоуправления явля­ются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправ­ления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с феде­ральным законодательством, законами субъектов Российской Федера­ции, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципаль­ных образований обязательно.

Структура органов местного самоуправления определяется населе­нием самостоятельно.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муници­пального образования. В уставе содержатся полномочия представи­тельных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном по­рядке.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должност­ного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, про­живающими на территории муниципального образования, либо пред­ставительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации.

Согласно уставу муниципального образования, избранный населе­нием глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Наименование главы муниципального образования и иных выбор­ных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномо­чий определяются уставом муниципального образования в соответст­вии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно уставу муниципального образования, его глава наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения Он непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполни­тельно-распорядительные функции.

Глава муниципального образования и другие выборные должност­ные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муници­пального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представительны органов и упомянутых ранее должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и дея­тельности определяются уставами муниципальных образований в соот­ветствии с законами субъектов Российской Федерации (с учетом наци­ональных, исторических и иных местных условий).

Образование органов местного самоуправления, назначение долж­ностных лиц местного самоуправления органом государственной влас­ти и государственными должностными лицами не допускаются.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18), депу­тату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Глава муниципального образования, депутат, член выборного орга­на местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной ос­нове.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возмож­ность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления.

Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, вы­борные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключе­нием случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыс­ку по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уго­ловной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, выполняющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются зако­нами субъектов Российской Федерации.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определя­ется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством [lxxii].

Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гаран­тий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) пра­вовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного само­управления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образова­ния в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.