Система гарантий местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления в праве обращаться в суд и арбитражный суд с требованиями и признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления (см. схему 78). В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд. Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении. Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.д. Только в судебном порядке могут быть отменены решения органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность объекты муниципальной собственности. Конституцией Российской Федерации (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене. Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан. Конституционные гарантии - ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45). Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. ТЕСТЫ: Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 8 тестовых заданий. На все вопросы предложено 4-5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов. 1. Местное территориальное самоуправление – это: а) то же, что и местное самоуправление; б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным образованиям; в) форма территориального самоуправления малочисленных народов; г) правильного ответа нет. 2. Собственность муниципального образования может отчуждаться: а) только по суду; б) в административном порядке; в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах; г) по решению должностных лиц или органов государственной власти. 3. Местное самоуправление – это: а) разновидность государственной власти; б) самостоятельное решение населением вопросов местного значения; в) корпоративная власть; г) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране; д) разновидность исполнительной власти на местах. 4. Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти РФ:а) не входят; б) входят во все органы государственной власти; в) входят только в органы представительной власти; г) входят только в органы исполнительной власти; д) входят в систему органов субъектов Федерации. 5. Вправе ли местное самоуправление устанавливать налоги и сборы:а) они вправе устанавливать только местные сборы; б) такое право предоставлено только собранием населения; в) вправе устанавливать только местные налоги и сборы; г) не вправе устанавливать налоги и сборы. 6. Могут ли органы местного самоуправления наделяться государственными полномочиями:а) не могут наделяться никакими государственными полномочиями; б) могут наделяться государственными полномочиями постановлениями Правительства РФ; в) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями; г) могут наделяться государственными полномочиями решениями Президента РФ; д) могут наделяться государственными полномочиями указом Президента РФ. 7. Кому подчиняются в РФ органы местного самоуправления: а) органам субъектов РФ; б) губернаторам областей и краев; в) президентам республик; г) вышестоящим органам государства; д) в пределах своих полномочий они самостоятельны. 8. Структура органов местного самоуправления определяется: а) Конституциями субъектов РФ; б) Уставами субъектов РФ; в) населением самостоятельно; г) Правительством РФ; д) Правительствами субъектов РФ. Литература: Основная: 1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007. 2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006. 3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007. Дополнительная: 1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007. 2. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2006. - 368с. 3. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: НОРМА, 2002. - 272с.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|