Семинарское занятие № 3
Тема «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» Цель:вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями в области защиты населения и территорий от ЧС техногенного характера. Задачи: - заслушав выступления с докладами, реферативными сообщениями по теме семинара сформировать представление о классификации ЧС техногенного характера; - рассмотреть анатомо-физиологические последствия воздействия на человека поражающих факторов аварий и катастроф; - обсудить теоретические и практические аспекты правил поведения населения в зонах ЧС техногенного происхождения; - ознакомить студентов с мероприятиями по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС техногенного происхождения. Оборудование:Методические рекомендации, рабочие тетради, рефераты. Задание: Подготовить конспекты изложения докладов и выступлений, реферативные сообщения по теме следующего семинара. План семинарского занятия · В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 5 – 7 человек. · Каждая группа получает или выбирает (на усмотрение преподавателя) задание, в котором содержатся вопросы (это могут быть ситуационные задачи, вопросы-тесты, вопросы, где необходимо дать то или иное определение по теме семинара, привести конкретные примеры и т.п.). · В течение 5-10 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Группа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других групп. · В начале опроса организуются выступления по 1 вопросу задания для всех 4 групп, затем по 2 вопросу и т.д. Такая организация опроса преследует цель вовлечь в обсуждение вопросов студентов всех групп, не оставляя ни одну из групп без внимания. За каждый правильно отвеченный вопрос преподаватель выставляет один балл. · После выступления каждой группы по вопросам задания могут следовать дополнительные, уточняющие вопросы со стороны преподавателя и участников семинара других групп. Активность студентов поощряется путем добавления за особо интересные вопросы, уточнения и примеры дополнительных баллов. · Дискуссия по отдельным проблемным вопросам. · В конце занятия - подведение итогов с учетом всех полученных группами баллов. · Работа студентов с методическими рекомендациями. Задание для подготовки к следующему семинару.
Учебные вопросы семинара 1. Причины возникновения и классификация техногенных ЧС. Определение аварии, катастрофы. 2. Характеристики ЧС техногенного происхождения. ЧС на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО), химически опасных объектах (ХОО), радиационно опасных объектах (РОО), на транспорте, на гидродинамических опасных объектах (ГОО). 3. Правила поведения населения в ЧС техногенного происхождения. 4. Планирование, организация и проведение спасательных работ по ликвидации последствий ЧС техногенного происхождения. 5. Мероприятия по прогнозированию и предупреждению возникновения ЧС техногенного происхождения. Основная литература 1. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. и др.; Под ред. Л.А. Муравья – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с. 2.Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 349 с. 3. Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. гос. ун-т. - М.: Акад. Проект: Трикста, 2004. – 473 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 496 с. 5. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие/ Гринин А.С., Новиков В.Н.-М.: Фаир - Пресс, 2002. – 336 с. 6.Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов В.П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с. 7. Микрюков В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов вузов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 557 с. 8. Русак О. Н и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Санкт-Петербург; Москва: Лань: Омега-Л, 2007. – 447 с.
Дополнительная литература 1. Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 – 492 с. 2. Катастрофы конца XX века / Под ред. В.А. Владимирова – М.: Геополитика, 2001 – 424 с. 3. Владимиров В. А., Измалков В. И. Катастрофы и экология – М.: ООО «Контакт-Культура», 2000 -380 с. 4. Владимиров В. А. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учеб. пособие для руковод. состава объектов экон., хранящих и использующих в производстве сжиж. хлор и др. АХОВ. – М., 2000 - 56 с.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|