ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Й класс
| Тема
| Всего
| Кол-во
часов
| Характеристика деятельности учащихся:
| ауд.
| вне
ауд.
|
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
| 3 ч
|
|
|
| 1.
| Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
|
|
|
| Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
| 2.
| Энергия. Что происходит при превращении энергии.
|
|
|
| 3.
| Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
|
|
|
|
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
| 4 ч
|
|
|
|
4.
|
Живая оболочка планеты.
|
|
|
| Характеризовать место обитания живых организмов
| 5.
| О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
|
|
|
| Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
| 6.
| Солнце - как источник энергии.
|
|
|
| Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов
| 7.
| КВН «Планета загадок»
|
|
|
|
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
|
|
|
| 8.
| Цепи питания
|
|
|
| Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
| 9.
| Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
|
|
|
| 10.
| Лесные заморочки. Игра «Детектив»
|
|
|
| 11.
| Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
|
|
|
|
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
| 5 ч
| | | |
12.
| Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
|
|
|
| Выяснить роль растений в природе и жизни людей
| 13.
| О братьях наших меньших.
|
|
|
| Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
| 14.
| Рыбы и их многообразие.
|
|
|
| 15.
| Час эрудитов «Птичьи имена».
|
|
|
| 16.
| Проект «Сохраним красоту природы»
|
|
|
| | ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
| 3 ч
| |
| | 17.
| Человек и его корни. Родословное древо семьи
|
|
|
| Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
|
18.
|
Моя Родина – Россия!
|
|
|
|
| Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
|
|
|
| | ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч
| | | |
|
Откуда пошла земля Русская!
|
|
|
| Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
|
| Ледовое побоище.
|
|
|
|
| Слово о полку Игореве.
|
|
|
|
| Московское государство.
|
|
|
|
| Московский Кремль.
|
|
|
|
| Смутное время в России.
|
|
|
|
| Преобразования Петра I
|
|
|
|
| Екатерина Великая
|
|
|
|
| Михаил Васильевич Ломоносов
|
|
|
|
| Отечественная война 1812 года.
|
|
|
|
| Император Александр II
|
|
|
|
| Времена Советской власти и СССР.
|
|
|
|
| Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
|
|
|
| | СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
| 2 ч
| | | | 33.
| Российская Федерация
|
|
|
| . Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
|
|
Проект «Сохраним иоторию родного края»
|
|
|
| ИТОГО:
| 34 ч
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
3 класс
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
| Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
| Энергия. Что происходит при превращении энергии.
| Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
| Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
| Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
| Цепи питания.
| Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
| Лесные заморочки. Игра «Детектив»
| Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
| Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
| О братьях наших меньших.
| Рыбы и их многообразие.
| Час эрудитов «Птичьи имена».
| Проект «Сохраним красоту природы»
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
| Человек и его корни. Родословное древо семьи.
| Моя Родина – Россия!
| Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
| Откуда пошла земля Русская!
| Ледовое побоище.
| Слово о полку Игореве.
| Московское государство.
| Московский Кремль.
| Смутное время в России.
| Преобразования Петра I
| Екатерина Великая
| Михаил Васильевич Ломоносов
| Отечественная война 1812 года.
| Император Александр II
| Времена Советской власти и СССР.
| Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
| Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
|
|
Планируемые результаты
3 класс
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Предметные результаты
|
3 класс
· оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
· доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
· объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
· замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
|
|
|
№
| Название темы
| | Дата проведения
|
Кол-во часов
|
1 «А»
|
1 «Б»
|
1 «В»
|
1 «Г»
|
| Как мы понимаем друг друга
| 5ч
| | | | |
| Вводное занятие. Как мы будем учиться.
|
| 6.09
| 5 09
| 12.09
| 2.09
| 2-3
| Школьные правила вежливости.
|
| 20.09
24.09
| 10.09
19.09
| 24.09
26.09
| 16.09
24.09
|
| Режим дня школьника.
|
| 4.10
| 24.09
| 8.10
| 30.09
|
| Ты – ученик.
|
| 8.10
| 3.10
| 10.10
| 8.10
|
| Как мы узнаём, что перед нами
| 2ч
|
|
|
|
|
| Что за словом?
|
| 18.10
| 8.10
| 22.10
| 14.10
|
| Путешествие в Угадайку. КТД
|
| 1.11
| 17.10
| 24.10
| 22.10
|
| Времена года
| 4ч
|
|
|
|
|
| Осенние посиделки.
|
| 3.11
| 22.10
| 3.11
| 28.10
|
| Зимушка-зима.
|
|
|
|
|
|
| Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.
|
|
|
|
|
|
| Весёлое лето.
|
|
|
|
|
|
| Как ты узнаёшь мир
| 3ч
|
|
|
|
|
| Глаза – главные помощники человека.
|
| 8.11
| 31.10
| 8.11
| 29.10
|
| Память и ум – помощники человека.
|
|
|
|
|
|
| Жить – с книгою дружить. КТД
|
|
|
|
|
|
| Твоя семья и друзья
| 3ч
|
|
|
|
|
| Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
|
|
|
|
|
|
| Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
|
|
|
|
|
|
| Без друга в жизни туго. Мои друзья
|
|
|
|
|
|
| Что нас окружает
| 7ч
|
|
|
|
|
| Моя станица. Достопримечательности станицы.
|
|
|
|
|
|
| Мы – пешеходы.
|
|
|
|
|
|
| Что такое профессия? Какие бывают профессии?
|
|
|
|
|
|
| Из чего что сделано?
|
|
|
|
|
|
| Водица-царица.(Три состояния воды)
|
|
|
|
|
|
| Транспорт. Мы – пассажиры.
|
|
|
|
|
|
| Мой путь от дома до школы. КТД
|
|
|
|
|
|
| Живые обитатели планеты
| 8ч
|
|
|
|
|
| Живое и неживое.
|
|
|
|
|
|
| Какие бывают растения? Какие бывают животные?
|
|
|
|
|
|
| Путешествие по зоопарку.
|
|
|
|
|
|
| Домашние любимцы и комнатные растения.
|
|
|
|
|
|
| Собака – верный друг человека
|
|
|
|
|
|
| Строение тела человека.
|
|
|
|
|
|
| Правила поведения в природе.
|
|
|
|
|
|
| Земля – наш общий дом.
|
|
|
|
|
|
| Итоговое занятие
| 1ч
|
|
|
|
|
| Итоговое занятие Игра «Поле чудес»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|