Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

 

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

 

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

- Изучение природы родного края.

- Развитие познавательного интереса учащихся к природе

- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Й класс

Тема Всего Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся:
ауд. вне ауд.
  ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 3 ч      
1. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?   Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
2. Энергия. Что происходит при превращении энергии.  
3. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»  
  ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ 4 ч        
  4.   Живая оболочка планеты.   Характеризовать место обитания живых организмов
5. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.   Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
6. Солнце - как источник энергии.     Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов
7. КВН «Планета загадок»      
  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч      
8. Цепи питания   Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.  
9.   Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.  
10. Лесные заморочки. Игра «Детектив»  
11. Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».  
  ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ 5 ч
  12. Растения и их роль на Земле Экскурсия.   Выяснить роль растений в природе и жизни людей  
13. О братьях наших меньших.   Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .  
14. Рыбы и их многообразие.  
15. Час эрудитов «Птичьи имена».    
16. Проект «Сохраним красоту природы»  
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3 ч  
17. Человек и его корни. Родословное древо семьи     Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
  18.   Моя Родина – Россия!    
  Путешествие в прошлое. История моей Родины.  
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч
    Откуда пошла земля Русская!   Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.   Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.     Принять посильное участие в их охране.  
  Ледовое побоище.  
Слово о полку Игореве.  
  Московское государство.  
  Московский Кремль.  
  Смутное время в России.  
Преобразования Петра I    
  Екатерина Великая  
  Михаил Васильевич Ломоносов  
Отечественная война 1812 года.    
  Император Александр II  
Времена Советской власти и СССР.  
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»  
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 2 ч
33. Российская Федерация     . Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  
    Проект «Сохраним иоторию родного края»      
ИТОГО: 34 ч      
                       

 

    3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»  
 
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое. История моей Родины.  
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края»  
 
    Планируемые результаты 3 класс Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Предметные результаты

 

3 класс · оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; · доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; · объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ. Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 1. Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся. 2. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. 3. Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:  идея многообразия мира;  идея экологической целостности мира;  идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза­имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.    
 
 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Название темы Дата проведения  
  Кол-во часов   1 «А»   1 «Б»   1 «В»   1 «Г»
  Как мы понимаем друг друга
Вводное занятие. Как мы будем учиться. 6.09 5 09 12.09 2.09
2-3 Школьные правила вежливости. 20.09 24.09 10.09 19.09 24.09 26.09 16.09 24.09
Режим дня школьника. 4.10 24.09 8.10 30.09
Ты – ученик. 8.10 3.10 10.10 8.10
  Как мы узнаём, что перед нами        
Что за словом? 18.10 8.10 22.10 14.10
Путешествие в Угадайку. КТД 1.11 17.10 24.10 22.10
  Времена года        
Осенние посиделки. 3.11 22.10 3.11 28.10
Зимушка-зима.        
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.        
Весёлое лето.        
  Как ты узнаёшь мир        
Глаза – главные помощники человека. 8.11 31.10 8.11 29.10
Память и ум – помощники человека.        
Жить – с книгою дружить. КТД        
  Твоя семья и друзья        
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.        
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?        
Без друга в жизни туго. Мои друзья        
  Что нас окружает        
Моя станица. Достопримечательности станицы.        
Мы – пешеходы.        
Что такое профессия? Какие бывают профессии?        
Из чего что сделано?        
Водица-царица.(Три состояния воды)        
Транспорт. Мы – пассажиры.        
Мой путь от дома до школы. КТД        
  Живые обитатели планеты        
Живое и неживое.        
Какие бывают растения? Какие бывают животные?        
Путешествие по зоопарку.        
Домашние любимцы и комнатные растения.        
Собака – верный друг человека        
Строение тела человека.        
Правила поведения в природе.        
Земля – наш общий дом.        
  Итоговое занятие        
Итоговое занятие Игра «Поле чудес»        
             
               

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.