Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика памяти

Психическая деятельность, связанная с задачами запоминания, называется мнемонической (по имени Мнемозины — богини памяти в греческой мифологии).

Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Существуют различные гипотезы и теории, в которых исследователи пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти нет до сих пор. Представителями разных наук выдвинуты разнообразные концепции и модели памяти: физическая теория, химическая, биохимическая, физиологическая и психологическая.

Согласно физической теории памяти нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

Согласно химической теории памяти информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под действием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) — основой индивидуальной памяти.

Биохимическая теория памяти основывается на гипотезе о двухступенчатом характере запоминания. По мнению ее сторонников, на первой ступени в мозге происходит кратковременная (несколько секунд) реакция, вызывающая физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит обрабатывание новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

В группе психологической теории памяти можно выделить такие направления, как: ассоциативное, теорию деятельности. Суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех ее элементов. Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти. Деятельность человека определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Сохранение информации включает следующие процессы памяти:

а) запоминание — это способность принимать новые импульсы (восприятия, мысли, опыт). В основе запоминания лежат ассоциации, представляющие собой связь между двумя событиями, факторами или несколькими психическими процессами (например, ощущениями и представлениями). Эта связь выражается в том, что появление одного из психических процессов вызывает появление других;

б) сохранение, удержание памяти — это способность удерживать, сохранять знания и сведения;

в) воспроизведение — это способность помнить и обновлять (репродуцировать) определенное содержание сознания. Воспроизведение усиливает или ослабляет ряд факторов: утомление, сильное возбуждение, алкоголь, кофеин, отдых. Воспроизведение может осуществляться в форме реминисценции (отсроченное воспроизведение того, что было первоначально временно забыто) и персеверации (проявляется в устойчивости, навязчивости какой-либо мысли, воспоминания);

г) забывание является важным условием запоминания, поэтому носит относительный характер. Как правило, забывается то, что перестает для личности быть существенным, важным. Темп забывания в первое время после заучивания быстрее, чем в последующее. Забывание и запоминание зависят от того, кто и что запоминает, а также от конкретного отношения к тому, что подлежит запоминанию.

В целом эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Воспроизведение зависит от грамотной организации процессов восприятия, записи, хранения информации.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.