Здавалка
Главная | Обратная связь

Либерально- буржуазное и демократическое направление в США к 19-нач 20



В ходе и после Гражданской войны 1861 – 1865 гг. американская общественная и историческая мысль были заняты ее осмыслением. Свою версию Гражданской войны отстаивали историки, жившие на рабовладельческом Юге. Бывший президент рабовладельческой Конфедерации Дж. Дэвис создавал образ спокойного Юга, где рабы были лояльны к своим хозяевам, а Гражданскую войну связывал с интересами промышленно развитого Севера. Он заявлял в своей работе «Подъем и падение правительства Конфедерации» (1881), что «рабство – абстрактная проблема, и она даже отвлекает от предмета спора».С либерально – буржуазных позиций характеризовал Гражданскую войну историк и публицист Хорас Грили (1811 – 1872). Историю Гражданской войны Грили рассмотрел в работе «Американский конфликт» (2 т., 1864 – 1866). Это была первая попытка систематизации фактов истории Гражданской войны, где привлекались газетные публикации, выступления политических деятелей, дебаты в Конгрессе. Грили отверг идею о том, что первоосновой конфликта между северными и южными штатами был конституционный вопрос о правах федерального правительства, и считал главной причиной сецессии рабство. Но он характеризовал отмену рабства как чисто конституционную меру и не рассматривал Гражданскую войну в качестве новой американской революции.О Гражданской войне также писал Джон Дрэпер (1811 – 1882) – известный физик, химик, физиолог, по социологическим взглядам последователь позитивистов О. Конта и Г. Т. Бокля. Его «История Американской Гражданской войны» (1867 – 1870) в 3 томах была первой попыткой её обобщения. Движущими силами исторического развития Дрэпер считал саморазвитие идей и влияние географической среды. По его мнению, уже в XVIII веке в Северной Америке крепло чувство единства нации, но различный климат на Севере и Юге привел все же к временному возникновению идеи разделения. Жаркий климат Юга породил стремление к использованию рабского труда и созданию аристократической формы правления, а климатическим следствием жизни на Севере была демократия, проникнутая идеями индивидуализма. Стимулами для развития рабства Дрэпер считал также промышленный переворот в Англии, наличие свободных земель на западе США, но важны были, по его мнению, и естественные причины, связанные с различием природно-климатических условий. Вместе с тем, Дрэпер подчеркивал необходимость примирения с Югом. Американцы должны понять, что война была продуктом не личных, а естественных причин.

Локк и его влияние на историографию 19 века.Английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.Важнейшими работами Локка являются «Опыт о человеческом разуме» и «Два трактата о правительстве». В Письме о веротерпимости(всего 3) Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представителя своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире. Политические идеи: 1)Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.2)Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.3)Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.4)Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).5)Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Научные методы истгр. Научные методы истгр (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано и grapho — пишу) — способы и процедуры историко-научной реконструкции реального развития науки. Одни и те же факты в историко-научных работах могут быть представлены и интерпретированы по-разному, и это зависит прежде всего от методологии, лежащей в основании исследования. До середины 20 в. доминировала позитивистская историография науки, основанная О. Контом и развитая в прошлом веке Э. Махом, Э. Мейерсоном, П. Дюгемом. Развитие науки — это процесс поступательной, непрерывной, прогрессивной преемственности научного знания. Наряду с этим в И. н. формируются методы гуманитарных наук — герменевтической интерпретации текстов, методы понимания. Начиная с Л. Олыпки, Д. Сартона ориентация историков науки гуманизируется: на передний план в познавательном процессе выдвигается субъектный полюс. Такие историки, как А. Койре, Т. Кун, рассматривают науку в контексте культуры, стиля мышления определенной эпохи, в ее соотнесении с философией.Понятие научного сообщества, которое после выхода в свет книги Т. Куна «Структура научных революций» заняло прочное место в историографии и социологии науки, послужило импульсом для проведения многочисленных исследований, где главным был «человеческий фактор». Методы анализа роста науки, обращающиеся к методам теории эволюции, конкурируют с методами исследования структуры знания и его языков (теоретического и эмпирического знания, протокольных высказываний и теоретических идеализации). От решения членов научного сообщества в пользу той или другой из конкурирующих теорий зависит дальнейшее развитие науки. Если в позитивистской историографии в ряд развития включались только результаты познавательной деятельности, а сама эта деятельность выводилась за пределы научной рациональности, то теперь именно получение нового знания становится предметом внимания историка.В исследованиях «кейс стадис» (отдельных случаев) научные инновации связываются не только и не столько с прошлым знанием, сколько с определенным временным периодом, с конкретным местом, с индивидуальными особенностями ученого (его окружением, воспитанием, образованием и т.д.). Здесь широко используются методы описания и герменевтики при интерпретации смысла различного рода документов (биографических, официальных, писем, рукописей и т.В конце 20 в. предметом анализа становится научная лаборатория; широко используются методы включенного наблюдения, антропологии и этнометодологии (Б. Латур, К. Кнорр-Цетина и др.). При таком подходе исследовательская деятельность ученого утрачивает свою специфику и приравнивается к стремлению добиться успеха. Поэтому объективность знания, воспроизведение научного эксперимента в другой лаборатории становятся проблемой. В И. н. 20 в. наблюдается отход от глобальных понятий (таких, как общие законы, культура определенной эпохи, стиль мышления) к методам микроанализа конкретных ситуаций ситуационные исследования).

Негат. влияние тотал. режимаСССР на историю.Советская историческая наука – феномен противоречивый и неоднозначный, поэтому ее оценки также не отличаются единообразием. Если в советское время единственно правильной признавалась концепция поступательного развития исторической науки (можно еще добавить – от съезда к съезду), то в конце 1980-х-начале 1990-х гг. стали звучать диаметрально противоположные высказывания. На фоне концепции тоталитаризма историческая наука в СССР часто стала представляться либо как безвольная служанка идеологии, либо как жертва тоталитарного режима. Разномыслие в среде советских историков полностью не отрицалось, но рассматривалось лишь как случайное или нетипичное явление. Наиболее известным изданием, где критический подход к советской историографии был доведен до логического конца, стала коллективная монография «Советская историография» под редакцией Ю.Н. Афанасьева. В программной статье, предварявшей издание, Ю.Н. Афанасьев оценил советскую историографию как «особый научно-политический феномен, гармонично вписанный в систему тоталитарного государства и приспособленный к обслуживанию его идейно-политических потребностей» [1]. По сути, отрицался статус советской историографии как науки. Статьи, составившие книгу, отстаивали тезис, согласно которому существовал «нормальный мир» западной науки и «ненормальный», советский мир.

Особенности римской историографии: мемуарное и ораторское направления. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Но ,к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления. Цицерон. Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации. Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии — в лице сената, а демократии — народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»). Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном.

Основные школы и направления исторической науки США второй половины хх века.Крупнейшим национальным объединением является по-прежнему Американская историческая ассоциация (АИА),её направление налаживание сотрудничества историков-специалистов в различных об­ластях исследований. Также Ассоциация экономической исто­рии (1940), Общество аграрной истории (1919), Общество по изучению жизни и истории негров (1915), Американская ассоциация социальной истории (1976) ,Се­вероамериканская конференция британских исследований, Общество итальянской истории и т. д. Организацией американских историков (ОАИ). (руковд Ю. Дженовезе, У. Э. Уильямс, Л. Литвак, Э. Фонер).Появ науч.центры латиноамериканистики, а Конференция по истории Латинской Америки издает авторитет­ный журнал "Испано-американское историческое обозрение". После второй мировой войны произошел взлет советологии. Такие журналы как "Славянское обозрение" "Журнал украинских исследований" "Проблемы коммунизма К числу новых явлений в организации научных исследований относится устная история (получение материалов путем магнитофонной записи интервью конкретных лиц) В середине 70-х годов в США насчитывались уже сотни центров устной истории, находящихся при университетах. Другим новым явлением в исторической науке США стало создание специальных хранилищ массовых источников,архивы библиотеки,справочно-библиографической служба .В первые полтора послевоенных десятилетия доминирующее по­ложение в американской историографии занимала теория "согласован­ных интересов". Она провозглашала, что американское общество на всем своем историческом пути отличалось единством по фундаменталь­ным вопросам общественно-политического устройства и отсутствием каких-либо значительных конфликтов социально-политического харак­тера. Кредо сторонников теории "согласованных интересов" в числе первых сформулировал один из ведущих американских историков Р. Хофстедтер. На правом фланге в истолковании "согласованных интересов" стоят историки консервативного направления. Реформы рассматриваются как их практическая реализация. Особенно характерны в этом плане работы Луиса Харца, Дэниэля Бурстина и Роберта Е. Брауна. Харц, известный историк и политолог, одним из первых обратился к сравнительному анализу европейских общественно-политических систем с аналогичными структурами бывших европейских колоний Согласно концепции Харца, изложенной в работе "Либеральная традиция в Америке"[12] острая социальная борьба в Европе возникла в тесной связи с существо­ванием разных жизненных укладов и различных идеологических систем, которые, вступая во взаимодействие, "заражали" друг друга и давали начало новым, часто радикальным идеологиям В отличие от Харца Бурстин утверждал, что согласие по фун­даментальным вопросам сложилось в Америке не вследствие утвержде­ния принципов либерально-локковского "фрагмента", а в результате приспособления колонистов - поселенцев к новой специфической сре­де.Еще один вариант консенсусного развития выдвинул Браун в кни­ге "Демократия среднего класса и революция в Массачусетсе"[14] Бра­ун стремился на примере колонии Массачусетс доказать, что в англий­ских колониях преобладал "средний класс" самостоятельных фермеров. Значительный вклад в изучение Реконструкции 1865-1877 гг. как второго этапа американской революции внес К. Ван Вудворд. В работе "Воссоединение и реакция"[22], он углубил бирдовскую схему конфликта Севера и Юга.Тема социального реформизма в неолиберальной историографии. Ведущие историки неолиберального направления - Р. Хофстедтер (1916-1970) и А. М. Шлезингер-младший. Хофстедтер"Социал-дарвинизм в американской мысли" (1944) "Американская политическая традиция" (1948), "Эра реформ" (1955). Хофстедтер выделил три главных периода реформ: "Аграрное движение, прогрессистское движение, новый курс, динамическая фаза .

Основные школы и направления англ-й историчнайки 2 пол 20 в.Основные направления в историографии: политическая, экономическая, социальная и культурная истории. Полит-я история занимала главенствующее положение в исторической науке. Зародилась «новая политическая история». Одно из первых обоснований полит истории содержалось в работе консерв-го историка Джона Элтона.»Полит-я история. Принципы и практика». В книге обосновыввалась необходимость обновления полит-й истории и ее основных компонентов: юридич-й, констит-й, админ-1, дипломат-й истории. Эти доводы были поддержаны такими историками как Хаттон, Фостер. Они отстаивали тезис о том, что «поскольку все есть политика», ведущее положение в историч-м знании и историч-м сообществе должна была по праву занимать именно эта дисциплина. Ведущее место в полит истории занимали Оксфорд (Ховард, Платт, Холмс, Макинтайр, Морган, Слэк) и Кембридж (Пламб, Скиннер, Элтон, Пэрри, Коулинг). Зарождается также и «новая эконом-я история». Изучением занимались: Баркер, Терек, Матиас, Флауд, Коулмен, Хобсбаум. В последней трети 20 века в журнале «Обзор экономич-й истории», стала регулярно публиковаться библиография новых работ по экономич истории. Зарождалась «новая социальная история». Вклад внесли: Томпсон «Становление англ-го класса», Хилл, Хобсбаум, Рюде, Хилтон, Морган. Центр соц-й истории универУорика. Его основатель Томпсон. Центр при Сассексекоторый возглавил Бриггз. Новая же культурная история создавалась учеными марксистами, такими как Бриггз, Берк, Макферлейн, Томас, томпсон. В своих работах по проблемам истории нар-й культуры, истории чтения и письма, истории коллективных представлений, языка историч-х исследований. Тойнби (1889-1975) классик цивилизационного подхода к человеческой истории. Его труд «Постижение истории». Отказываясь от линейной мировой истории, Тойнби делит человечество на ряд (21) цивилизаций, противостоящих примитивным обществам. Цивилизацию он называет интеллигибельным полем исторического исследования. Каждая цивилизация имеет свою историческую шкалу. Появляются они в ответ на вызов внешней среды.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.