Здавалка
Главная | Обратная связь

Разработка просветителями теории исторического прогресса.



Прогресс можно определить как процесс, проходящий через этапы, последний из которых по времени рассматривается как наилучший и предпочтительный, т.е. качественно превосходящий предыдущие. Такое понимание включает в себя как описательный аспект (изменение происходит в заданном направлении), так и аксиологический (развитие понимается как улучшение). Таким образом, здесь говорится об ориентированном изменении, ориентированном к лучшему. Об изменении одновременно необходимом (нельзя остановить прогресс) и необратимом (не существует возможности возврата к прошлому). Улучшение неизбежно, а значит завтра будет лучше, чем сегодня.

В исторических воззрениях французских просветителей была ярко выражена и общая для всего Просвещения идея прогресса (хотя различными исследователями она трактовалась неоднозначно). Безусловным казался непрерывный (но очень неравномерный в различные времена) прогресс человеческих знаний. Что касается прогресса в жизни общества, то его непрерывность внушала сомнение, ибо история общества включает гибель цивилизаций, периоды упадка, тирании, несовместимые с разумом и естественными правами людей. В тоже время большинство французских просветителей с оптимизмом смотрели в будущее. Конечное торжество разума – казалось несомненным, а вместе с ним – прогресс человеческого рода в целом. История представлялась таким образом длительной и трудной, но верной дорогой к этому грядущему разумному порядку. Понятно поэтому, что французские просветители были убеждены в высоком общественном предназначении истории. Наряду с философией история мыслилась ими как важнейшее средство просвещения умов в духе высоких идей, как источник опыта прошлых поколений, помогающего определить пути в будущее, бесценного для законодателей и политиков. Неслучайно Просветители во Франции придавали огромное значение литературной форме исторических произведений – они требовали от них доступного, разнообразного и изящного стиля, привлекающего читателя. Если история должна нравится, писал Мабли в своем сочинении «О способе написания истории» 1782г., «то это для того, чтобы лучше наставлять».

Развитие городской культуры и ее влияние на средневековую историографию Переход от раннефеодального периода к периоду развитого феодализма был обусловлен возникновением и ростом городов, быстро ставших центрами ремесла и обмена, а также широким развитием товарного производства. Это были качественно новые явления в феодальном обществе, оказавшие значительное воздействие на его экономику, политический строй и духовную жизнь. Поэтому XI столетие — время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном уже сложились города, является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V—XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодализма (XI—XV вв.).Известный подъем историографии в связи с развитием городской жизни, общего уровня образования и культуры, а также ростом числа монастырей и монашеских орденов наблюдается в XII в. Одним из самых выдающихся произведений XII в. была «Хроника» Оттона Фрейзингенского (после 1111–1158 г.). Хроника охватывала события от начала библейской истории (от сотворения мира). Семь ее книг продолжали повествование о всемирной истории до современного Оттону периода 1146 г.[27] Исключительное обилие сохранившихся списков «Хроники» свидетельствует о ее быстром распространении и значительном успехе в феодальном обществе, несмотря на то, что она проникнута глубоким пессимизмом. Следовательно, это было созвучно настроениям значительной части общества. XII в. был важным рубежом в развитии феодального европейского общества: быстро росли города и формировалось городское общество; сказались результаты крестовых походов, в ходе которых мировоззрение европейцев сильно изменилось; дали результаты большие изменения в христианской церкви в предшествующий период (разделение церквей; введение целибата и другие реформы, усилившие римско-католическую церковь); активно развивалось монашество и монашеские ордена. Последние не были порой строго вписаны в предшествующие каноны, среди монахов шел активный поиск истины, который нередко вел к достаточно радикальным взглядам. Стоит отметить, что именно в среде монахов были наиболее образованные люди, в монастырях находились наиболее крупные библиотеки, и монахи имели наибольший досуг и возможность заниматься духовными поисками (конечно, только немногие стремились к этому, но в целом таких набиралось известное число). Отрешенные от необходимости думать о земных делах, они могли создать нечто новое. О развитии исторической мысли в XII в. см.: Барг 1987: 188–202.

 

Развитие исторических знаний в Древнем Риме.Родоначальником Римской исторической науки считается Энний (II век до н.э.) . Высшего расцвета римская историография достигла в преиод империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города».Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаниийй». Вершиной римской исторической мысли стали «история» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества. Древний Рим, как и античная Греция, выдвинул свою плеяду замечательных историков. Среди них Тит Ливии (59 г. до н. э.— 17 г. н. э.), который, по словам Макиавелли, избегнул разрушительного действия времени, Тацит (ок. 58 г.— ок. 117 г.), у которого, между прочим, мы находим известия о древних жителях Восточной Европы и др. Однако, нам кажется, для дальнейшего развития историографии наиболее плодотворными оказались не столько произведения собственно историков Рима, сколько мысли римских поэтов, философов и ранних проповедников христианства. На смену античному прагматизму с средние века пришла теология. Основным историческим трудом долгое время оставалась Библия. Стремление к доказательству теологического обоснования истории свойственно Августину Блаженному.Августин родился в 354 г. и умер в 430 г. Он был свидетелем первых вторжений вестготов на территорию Римской империи и падения в 410 г. Рима, взятого Аларихом. Это событие послу­жило непосредственным толчком к созданию его главного произведения «О государстве божьем», которое писалось между 412 и 426 гг. Августин был участником важней­ших драматических событий своей эпохи и писал под непосредственным впечатлением того великого кризиса, который охватил в начале V в. Римскую империю и вскоре привел ее к гибели. На учении Августина о свободе воли, грехе и предопределении базируется и его философия истории, изложенная в его сочинении «О государстве божьем». В нем Августин попытался изложить свой взгляд на судьбы человечества вообще, на судьбу Рима в частности и на дальней­ший ход истории.

Ранке и прусская государственная школа. Ранке (ranke) леопольд фон (1795 - 1886), немецкий историк. с 1841 историограф прусского государства. занимался преимущественно политической историей западной европы 16 - 17 вв. наиболее значительный представитель новой немецкой исторической науки, в основе которой лежала строгая критика источников. для ранке характерны объективное описание истории, выявление "общей идеи", определяющей ход событий, наряду с пристальным вниманием к частностям. Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, осн. на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных материалах политич. характера (чего нет в документе - не существует для истории); правильное использование источников

требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внеш. и внутр. критики текста. Осн. задачей историка Р. провозглашал установление того, "как собственно все происходило". Р. Оказал большое влияние на формирование нем. бурж.-юнкерской историографии и на реакц. бурж. историографию др. стран.ПРУССКАЯ ШКОЛА ИСТОРИКОв "малогерманская школа", "поли- тическая школа", - господствующее направление нем. бурж. историографии 2-й пол. 19 в в силу идеологии компромисса с юнкерством поддерживала многие теоретич. принципы Л. Ранке. как идейно-политич. направление, выступали в качестве идеологов крупной нем. буржуазии, напуганной революцией 1848-49 и стоявшей за соглашение с юнкерством. Историки этой школы восторженно встретили осуществление Бисмарком объединения Германии "железом и кровью", в дальнейшем активно поддерживали его политику, эволюционируя от умеренного либерализма (в 50-60-х гг.) до явной реакционности (в 70-90-х гг.).

Развитие историч-й науки в Англии 2-й половины XX в.Состояние брит историографии во многом обуславливается изменением места Великобритании в послевоенном мире, ее ориентацией на Европу, замещением концепции брит-й империи идеей «островного» европ-го гос-ва. Сообщество историков складывается из профессионалов, работающих в системе высшей школы. Подготовка кадров проф-х историков осущ-ся через университеты, политехн-е институты и высшие колледжи. Особое место начинает занимать новая и новейшая история. В сер 60-х гг открылся институт соврем истории . самостоят-е значение в 60-80 гг приобретает исследование истории славянских народов, балканских стран, а также русской и советской истории. . интерес к изучению америк-й и латиноамер-й истории, изучение брит-й истории. Огромное влияние на историч-ю науку оказывало гос-во, выросла финан-я зависимость университетов от фин-х гос организаций. Развитие получает в стране полит-я, эконом-я, социальная и культурная истории. Представители: Элтон, Тойнби, Фостер, Хаттон, Платт, Баркер, Коулмен и др.

Романтическая историография в Германии.Немецкая романтическая историография зародилась во время захвата Германии Наполеоном. История должна была вернуть немцам чувство самоуважения в годы бедствия и поднять дух народа. . В первой трети века господст полож принадл консервативно-дворянской романтической историографии(повествоват (нарративное) направление романтической историографии. Они ставили задачей воссоздать прошлое с помощью проникновения, «вчувствования» в него, прежде всего через посредство хроник и других повествовательных памятников. Им были свойственны все типичные «романтические» черты: идеализация средних веков, национализм, часто приводивший к искажению истины, во многих случаях – сознательному.Генрих Луден писал, что Карл Великий был чистокровный германец с голубыми глазами. Генрих Лео (1799-1878) восхвалял христианскую церковь, инквизицию, крестовые походы, сожжение на кострах, проявлял чисто зоологическую ненависть к «национальным врагам» немцев (французов называл «нацией обезьян»).От нарративно-романтического направления следует отличать историческую школу, созданную Леопольдом фон Ранке (1795-1886), (с 50-х гг. XIX в)., была ветвью романтической историографииЕго работы: «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.»,«История Германии в эпоху реформации» ,«Римские папы в течение последних четырёх столетий» и т.д особенностью - органическое соединение романтической концепции истории с новейшими методами критики текстов. Ранке выработал исследовательские приёмы, показал, как с помощью глубокой внутренней критики источника и сопоставления его с другими разложить его на составные части и выяснить степень его достоверности.Вторая характерная черта Ранке как исследователя – его недоверие, даже пренебрежение ко всем видам повествовательного источника. В связи с установкой на официальный документ, в Германии под влиянием Ранке развивается особый вид исторических произведений – регесты. Регесты – это в сущности канва политической истории, даваемая в виде перечня официальных документов с указанием их краткого содержания, причём в регесты включались не только документы, дошедшие до нас, но и такие, о существовании которых мы знаем только на основании сообщений нарративных источников или ссылок в существующих документах.Третья особенность Ранке – его «объективность», совершенно отказывался от каких бы то ни было оценок Гейдельбергская школа (Шлоссер ) (Вильгельм Циммерманн)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.