Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование новых методологических подходов в истор.науке в к 19 нача 20 века



К этому времени истор.наука значительно продвинулась вперед в расширении своей проблематики и совершенствовании техники исследования . Возникали новые истор.организации и общества росло число исторических кафедр и научно- исследовательских центров. Появился ряд крупных коллективных работ по всемирной и национальной истории. Так во Франции вышла «Всеобщая история», в Великобритании- «Кембриджская история нового времени!, в США в 1904-1908 гг была опубликована монументальная «История американской нации». Сформировалась и окрепла историография социально- экономической истории и проблем рабочего движения. Активно развивалось экономическое направление в историографии США, наиболее ярко представленное работой Ч.Бирда «К экономическому объяснению конституции США» 1913 Г. В 1910- 1911 гг.в США было опубликовано десятитомное издание материалов по истории рабочего движения. Социально- экономические сюжеты изучали Э.Левассер и Ж.Вейль во Франции, М.Вебер и В.Зомбарт в Германии, Дж.Клэпем в Великобритании, Е.В.Тарле в России. В своих исследованиях они ввели в оборот ценный фактический материал но осмысливали его с либеральных позиций сглаживая классовые противоречия в истории или же подменяя эти противоречия борьбой групповых экономических интересов. Успехи в изучении истории и культуры азиатских, африканских и латиноамериканских народов серьезно подорвали влияние традиционного европоцентристского подхода. Заметный шаг вперед сделала историческая наука в странах Восточной и Юго восточной европы, Скандинавии, Латинской америки. Хотя в этих странах она развивалась под влияниям историографии ведущих, тем не менее и там начинали формироваться самобытные национальные исторические школы и росло число исследований отечественного прошлого. Из многих идеалистических течений, участвовавших в методологических дискуссиях нач 20 века(неогегельянство в Германии и италии, интуитивзм французского философа А.Бергюсона, феноменологическое учение немецкого философа Э.Гуссерля и др), на теоретические принципы историографии самое большое влияние оказали тогда сложившееся в германии философия жизни В.Дильтея и учение неокантианства.

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АВГУСТИНА. Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников. Труды: о граде божьем, о свободной воле. Одной из значительных теологических концепций истории считают концепцию Августина Блаженного (354-430). Образцом для него послужила библейская историография. История человечества пролегает, согласно Августину, между двумя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Евы и Страшным Судом. Все, что происходит между двумя этими событиями, не случайно, а служит собственному Замыслу: наказанию человечества за первородный грех, испытание его способности сопротивляться злу и испытанию их воли к добру. История завершится призванием лучших и построением священного сообщества праведников, отделением праведников от грешников, окончательным воздаянием каждому по заслугам.В соответствии с данным планом Августин делит историю на шесть периодов: 1. От Адама до потопа. 2. От потопа до Авраама. 3. От Авраама до Давида. 4. От Давида до Вавилонского пленения. 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа. 6. От рождения Христа до Страшного Суда. Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в "земном граде") проявляется, согласно Августину, в господстве "человека над человеком", в существующих отношениях управления и повиновения господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет "естественным порядком" человеческой жизни. Августин изложил линейно-схоластическую концепцию истории. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.Христианское учение о творении предполагает представление о временном историческом начале. В христианстве история приобретает временное измерение. Видение Бога как творца и управителя предполагает представление о субъекте истории. История предстает как нечто творимое, созидаемое, развивающееся. Единый божественный субъект истории естественно создает условия для сведения самых разнообразных историй в нечто единое — всемирную историю. Появление Иисуса Христа разделяет историю на время до его появления, период его пребывания среди людей и последующий период, уже без него. Данное обстоятельство обусловливает различие между разными временами. Христианство породило и новое понимание историчности каждой индивидуальной жизни. Первые христианские теологи дали ответ на этот вопрос, который не подвергался сомнению на про­тяжении средневековья, пережил Ренессанс и в значительной степени сохранял свою бесспорность в историческом сознании Европы вплоть до середины XIX в. Смысл человеческой исто­рии, ее истинное содержание, глубинная причина всего проис­ходящего мыслились как отражение воли Бога. Реальная исто­рия государств и народов представала как цепочка взаимосвя­занных событий, отражающих осуществление Божественного замысла. Христианство восприняло ряд важнейших особеннос­тей иудейского религиозного сознания, в котором неразрывно соединялись два аспекта: собственно религиозный, отсылавший к сверхъестественным мистическим отношениям Бога и челове­ка, и прагматический, апеллировавший к обыденному существо­ванию людей. С точки зрения христианства, отношения Бога и человечества совмещают в себе два, казалось бы, противоре­чивых качества - они осуществляются как в вечности, мак и в земном, «историческом» времени. Динамизм человеческой истории, выражающийся в смене эпох, возвышении и упадке отдельных держав и народов, определяется вечной и неизмен­ной борьбой добра и зла, Бога и дьявола. Приверженность тому или другому проявлялась в истории империй, государств, во вза­имоотношениях индивидов. Бытие каждого человека представляется как личностная история, как история отношения между Богом и душой. Христианство предполагает индивидуально-историческое понимание человеком своей жизни как абсолютно значимой по ценности и уникальной по содержанию. Одной из значительных теологических концепций истории считают концепцию Августина Блаженного (354-430). Образцом для него послужила библейская историография. История человечества пролегает, согласно Августину, между двумя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Евы и Страшным Судом. Все, что происходит между двумя этими событиями, не случайно, а служит собственному Замыслу: наказанию человечества за первородный грех, испытание его способности сопротивляться злу и испытанию их воли к добру. История завершится призванием лучших и построением священного сообщества праведников, отделением праведников от грешников, окончательным воздаянием каждому по заслугам.В соответствии с данным планом Августин делит историю на шесть периодов: 1. От Адама до потопа. 2. От потопа до Авраама. 3. От Авраама до Давида. 4. От Давида до Вавилонского пленения. 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа. 6. От рождения Христа до Страшного Суда.Схема исторического процесса была перенята у Августина почти всеми средневековыми схоластами. Важной ступенью становления философии истории были взгляды религиозного философа Фомы Аквинского (1225-1274). Главной движущей силой истории он считал Божественное Провидение, а весь исторический путь понимал, как путь Бога и к Богу. Принципиальная новизна его подхода заключалась не в том, что история стала интерпретироваться в духе религиозных идей. Суть дела заключается в самой христианской концепции, обращенной к истории общества, в придании истории общества временного характера.Само земное существование Иисуса Христа стало своего рода точкой отсчета исторического времени, а жизнь общества обрела протяженность во времени. В лоне теологических концепций истории находится хилиазм (от греч. chilias — тысяча) — вера в «тысячелетнее царство» Бога и праведников на Земле, означающая воплощение в истории человечества мистически понятого идеала справедливости. Данная история, основываясь на пророчестве Апокалипсиса, Откровениях Иоанна Богослова, в которых содержится мотив компенсации общественной неправды, невыносимости настоящего и возмещения крови и слез в будущем, утверждает реализацию компенсации внутри человеческой истории, воздаяние человеку за его жизнь. Несмотря на то, что хилиазм был осужден христианской церковью, он неоднократно возрождался, например, в учении Иоахима Флорского о царстве святого Духа, в еретических учениях позднего средневековья и особенно в учении Т. Мюнцера (1490-1525).Среди современных религий концепция истории наиболее обоснована в неотомизме. Продолжая и развивая идеи провиденциализма, «конца истории», богословы гибко сочетают их с актуальными общественными проблемами. Так, «град земной» трактуется как сочетание личностей и сверхличностей. История человечества рассматривается вне божьего замысла и промысла. Признается эволюция вечных ценностей, среди которых и ценность мировой истории, наличие в ней цели, адекватной божественной истории, в виде расширения свободы человека.Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.