Здавалка
Главная | Обратная связь

ОПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СЛУЧАЕВ



МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Для специальности 1-23 01 04 04 Психология. Педагогическая

Курсы ФСПиП (ДО, ОЗО)

(этап: практические навыки)

Чтобы обеспечить подготовку будущих специалистов к выполнению многообразных функций психолога, их деятельность должна носить многофункциональный характер.

 

В результате изучения дисциплины «Основы психологического консультирования»

студент должен

знать:

- основные направления психологической помощи;

- основные средства психологической помощи;

- теоретические основания психологического консультирования;

- основные теоретические подходы в психологическом консультировании;

- принципы построения отношений между психологом и клиентом в процессе консультирования;

- принципы диагностики основной проблемы клиента в психологическом консультировании;

- методы проведения и оценки эффективности психологического консультирования;

уметь:

- определять наиболее адекватный для решения проблем клиента вид психологической помощи;

- проводить психологическое консультирование;

- оценивать эффективность психологической помощи;

- осуществлять диагностику личности, психического состояния и основной проблемы клиента;

- устанавливать эмпатический контакт с клиентом;

- строить программу консультативного процесса;

- применять на практике конкретные методы психологического консультирования;

- анализировать процесс консультирования и оценивать его эффективность;

владеть:

- современными методами установления эмпатического контакта с клиентом;

- современными технологиями оказания психологической помощи;

- методами оценки эффективности психологической помощи.

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Представленные ниже задачи предназначены для усвоения модели проведения психологического консультирования по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков. Дается краткое описание реальных случаев. Задачи предназначены для экзаменационной работы студентов (этап - практические навыки).

 

Общая схема анализа представленных случаев включает следующие этапы работы:

1. Планирование содержания беседы с родителями с целью получения дополнительной анамнестической информации и информации о содержании и характере проблем. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью).

2. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. При формулировании гипотез следует исходить из предположения, что описанные проблемы соответствуют реальности и действительно существуют. Обосновать выдвинутые гипотезы (возрастно-психологическими особенностями ребенка, общими закономерностями развития в детском и подростковом возрасте, информацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «прецедент» и т. д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наиболее вероятной к наименее вероятной. Количество выдвигаемых гипотез следует ограничить одной-тремя.

3. Планирование диагностического обследования в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психологического обследования, поставив в соответствие каждой из задач конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами/воспитателями. Обосновать последовательность диагностической работы с каждым из указанных участников обследования и порядок предъявления методик.

4. Дать краткую характеристику каждой из методик, включенных в пакет диагностического обследования (цель, процедура, стимульный материал, параметры оценки, тестовый или клинический вариант). Обосновать целесообразность использования в конкретном случае избранной методики, показав ее преимущества перед аналогичными методиками. Описать, какие будут свидетельствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты — опровергать гипотезу.

5. Определить общее время диагностического обследования с каждым из участников, внести в случае необходимости коррективы в план диагностического обследования, приведя его в соответствие с возрастом ребенка, его индивидуально-психологическими особенностями и реальными возможностями консультанта. Общий принцип коррекции плана диагностического обследования — максимальная эффективность при минимальных временных затратах. Определить количество встреч, необходимых для проведения диагностического обследования.

6. Составление схемы психологического заключения. Указать причины трудностей и механизм симптомообразования. Сформулировать условно-вариантный прогноз развития. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. При формулировании рекомендаций следует исходить из предположения о том, что выдвинутые вами гипотезы подтвердились.

7. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Предусмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами и воспитателями ребенка. Определить цели и задачи коррекции и профилактики. Обосновать выбранные методы коррекционной и превентивной работы (адекватностью проблемам и трудностям развития, возрастно-психологическими особенностями ребенка, его индивидуально-личностными особенностями, особенностями социальной ситуации развития, характеристиками самих коррекционных методов, организационными условиями и пр.). Определить и обосновать формы коррекционной работы — индивидуальная или групповая.

8. Разработать план обеспечения переноса нового позитивного опыта ребенка из ситуации коррекционной занятий в реальную жизнедеятельность. Оценить временные затраты на проведение коррекционной работы. Составить прогноз эффективности коррекционно-профилактической работы на основе выделения благоприятных условий и факторов риска, определить критерии оценки эффективности коррекционной работы.

9. Разработать план психологического сопровождения случая, указав продолжительность собственно коррекционной работы с ребенком и родителями, время «контрольных» встреч с ними, оговорив возможность их обращения в консультацию в случае необходимости.

 

 

ОПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СЛУЧАЕВ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.