Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика современного российского законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ



Реферат

Законы РФ регламентирующие оборот наркотических веществ

 

 

Выполнил: студент

4 курса 4 группы

Гареев Р.Э.

Научный руководитель:

Тазетдинов Б.И.

 

Бирск 2015

Введение

Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотиков и наркомания являются острейшей мировой проблемой, ставящей под угрозу здоровье человека, а также весьма существенно влияющей на дестабилизацию экономической, политической и других сфер жизни общества, состояние правопорядка.

За последнее десятилетие Россия подверглась интенсивной наркоагрессии, которая продолжает наносить непоправимый ущерб здоровью российских граждан. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков в детской и молодежной среде. Так, по данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз.

Статистические данные свидетельствуют также об увеличении совершаемых в Российской Федерации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Так, за последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в девять раз. За 2004 г. правоохранительными органами выявлено 150 096 преступлений в указанной сфере, из них 99 732 (66%) относятся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ) к категории тяжких и особо тяжких.

В 2005 г. ситуация с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, не улучшилась, о чем свидетельствует следующая диаграмма.

 

Диаграмма 1. Структура преступности в России в 2005 г. (в % от общего числа): 1 - убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование; 2 - кража; 3 - разбой, грабёж; 4 - хулиганство; 5 - вымогательство; 6 - преступления, связанные с незаконном оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; 7 - иные.

 

Следовательно, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков составили в 2005 г. 4,9% от всей зарегистрированной преступности, что на 0,9% больше, чем все убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганства и вымогательства вместе взятые.

В последние годы все более отчетливо проявляется тенденция к использованию территории Российской Федерации в качестве транзитного государства для поставок наркотиков в Западную и Восточную Европу. Среди поступающих в Россию наркотиков наиболее распространенными являются опий и героин афганского происхождения. В 2006 году в Афганистане было выращено опиумного мака в 1,5 раза больше, чем в 2005 году, что дало возможность получить не менее 600 тонн героина. Наряду с ранее выявленными «традиционными» наркопотоками амфетамина и ЛСД с территории Голландии, Польши, Германии и Балтийских стран в Россию, продолжается увеличение масштабов поставок метамфетамина с территории КНР. Результаты анализа получаемой информации указывают на рост объемов изготовления синтетических наркотиков в нашей стране. Фактором роста незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является то, что доходы от него сопоставимы со средствами, полученными от торговли нефтью или оружием: 1 рубль, вложенный в него, дает примерно 1000 рублей прибыли.

Специалисты утверждают, что «наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер».

Государство признает, что применение наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий. Должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах и психотропных веществ для таких целей. Необходимо также использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров для научных и иных потребностей, при этом их доступность для таких целей не должна чрезмерно ограничиваться. Вместе с тем должно быть четкое ограничение использования наркотических средств и психотропных веществ в законных целях и меры против злоупотребления такими веществами должны быть эффективными, координированными и универсальными.

Об актуальности рассмотрения правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует и то, что понятийный аппарат этой части законодательства нуждается в определенной корректировке и дополнении. Например, многие понятия, используемые в оперативной и судебно-следственной практике, в нем отсутствуют. В связи с чем «в практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий изготовления, переработки и производства наркотических средств и психотропных веществ. Возникают трудности в правовой оценке действий лиц, осуществляющих перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, а также пересылку или сбыт указанных средств и веществ».

Степень разработанности темы. Вопросы правовой регламентации регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ являются менее изученными, нежели вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, хотя те и другие тесно связаны, и нельзя рассматривать незаконный оборот, не говоря о правилах надлежащего оборота данных веществ. Однако анализ научной литературы свидетельствует о том, что чаще всего в доктрине рассматриваются проблемы административной и уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков, методики расследования данных преступлений, в то время как многие нормы, регулирующие порядок надлежащего оборота наркотиков, остаются за пределами внимания ученых, освещаются вскользь.

Следует отметить, что вопросам оборота наркотических средств и психотропных веществ уделяли внимание такие ученые как Уильям Э. Батлер, Н.П. Волков, А.Е. Баранников, И.Л. Киреева, Е.В. Китрова, В.С. Комиссаров, М.П. Поздняков, С.В. Полубинская, В.И. Радченко, А.Н. Сергеев, В. Сверчков, В.Е. Тонков и др.

Цели и задачи исследования. Целью написания настоящей дипломной работы является комплексный анализ теоретических и практических проблем, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выработка предложений по совершенствованию его правового регулирования.

Обозначенная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1) рассмотреть законодательное регулирование оборота наркотиков в его историческом ракурсе, осветив ранний советский и поздний советский периоды;

2) изучить основные положения Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», выявить его пробелы;

3) определить круг иных ныне действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, и охарактеризовать их;

) рассмотреть особенности использования наркотических средств в оперативно-розыскной деятельности;

) сформулировать конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, возникающих в процессе оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Предметом исследования являются теоретические разработки по обороту наркотических средств и психотропных веществ, нормы законодательства, регламентирующие данный оборот и ответственность за их нарушение.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является всеобщий метод (диалектический метод научного познания), общие и частные научные методы: метод анализа и синтеза, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

 


 


 

Общая характеристика современного российского законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ

Организацией Объединенных Наций были приняты три международные конвенции: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.. В названных нормативных актах определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Российская Федерация стала участницей этих конвенций, также как и других международных актов, осуществляющих правовое регулирование в области оборота наркотических средств и психотропных веществ. О последовательности такой деятельности свидетельствует Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 125 «О присоединении Российской Федерации к Меморандуму о взаимопонимании в сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 4 мая 1996 г.».

В силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) наше государство стало создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Пункт 1 ст.3 данного Федерального закона гласит: «Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Кроме того, в настоящее время действуют:

а) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278);

б) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930);

в) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1219 «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.»;

г) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. № 580 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ»;

д) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. № 668 «О государственном регулировании и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Также имеется ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и используемых в судебной практике:

а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте, утвержденные на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол № 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол № 54/10-96);

б) Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам, утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол № 5/59-97);

в) Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

г) Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

д) Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

е) Список наркотических средств (наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных).

Современные условия жизни очень динамичны, и поэтому система контроля оборота наркотических средств постоянно корректируется. Свидетельством этому стал Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (с изменениями от 9 марта 2004 г.), которым был образован Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованный затем в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Развивая положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Правительство Российской Федерации принимает очень важные документы в области контроля за оборотом наркотиков. Такие, например, как:

Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»;

Постановление Правительства РФ от 22 марта 2001 г. № 221 «Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»;

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества»;

Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».

Во исполнение постановлений Правительства РФ министерства и ведомства также принимают свои нормативные правовые акты в вышеуказанной области. Например, Приказ Минэкономразвития России от 28 сентября 2000 г. № 46 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью»; Приказ Минэкономразвития России от 11 января 2001 г. № 7 «О выдаче копий лицензий на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 августа 2005 г. № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» и многие другие.

Особое место среди правовых норм, участвующих в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, занимает уголовный закон. Это объясняется тем, что его нормы являются самыми острыми формами реагирования на такое антисоциальное явление, как злоупотребление наркотиками. В Общей части УК РФ сказано, что судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера лицам, совершившим преступления и признанными нуждающимися в лечении от наркомании (ст. 97, 98, 99 УК РФ).

В Особенной части УК РФ в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» содержатся основные составы преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров (ст. 228-234 УК РФ). К ним отнесены такие составы как незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и их хищение либо вымогательство; склонение к потребление наркотических средств или психотропных веществ; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Кроме того, в УК РФ также предусмотрена ответственность за ряд преступлений, которые тесно связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прежде всего, это ч. 2 ст. 188 УК РФ, которой установлена ответственность за перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. За легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, т.е. за счет незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, следует наказание по ст. 174 УК РФ. Хищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков также преследуются УК РФ (ст. 325, 327 УК РФ). Особое внимание законодатель уделил ответственности за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ).

Следует обратить внимание на то, что обязательным условием уголовной ответственности за незаконные приобретение или хранение наркотических средств и психотропных веществ является их крупный или особо крупные размеры данных средств и веществ.

До мая 2004 года при определении крупного или особо крупного размера правоохранительные органы, прокуратура и суд учитывали рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в примечание 1 к статье 228 УК РФ были внесены изменения, согласно которым крупным размером признавалось количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также ст. 228.1 и 229 УК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации. Так в Уголовном кодексе РФ появилось понятие «средняя разовая доза».

Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ были утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2004 г. № 231. В соответствии с ним средняя разовая доза, например, высушенной маковой соломки составляет 10 г, гашиша - 0,5 г, кокаина - 0,15 г, героина - 0,1 г и т.д.

Однако действие в 2004-2005 гг. этого законодательного нововведения привело к тому, что в ряде регионов России число передозировок увеличилось до шести раз и существенно расширилось низовое звено потребителей наркотиков. Теперь уголовная ответственность наступала за хранение 1 г героина, а за хранение 0,9 г этого же наркотика применялось наказание в виде административного штрафа. Видимо, разработчики закона не учли такой тенденции.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который отменил понятие «средняя разовая доза». Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» были вновь утверждены крупные и особо крупные размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации. Теперь крупным размером героина считаться 0,5 г, особо крупный составит - 2,5 г. Предусмотрены изменения и для других видов наркотиков.

Представляется важным содержание п.1 примечания к ст.228 УК РФ, который гласит: «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию».

Следовательно, освобождение лица от уголовной ответственности на основании примечания к ст.228 УК РФ возможно лишь при наличии совокупности следующих условий:

) добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным образом (не признается добровольной сдачей изъятие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию (обыск и т.п.);

2) активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем. При этом из второго условия достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.

Следует обратить внимание на то, что законодатель, описывая соответствующие условия освобождения лица от уголовной ответственности на основании примеч. 1 к ст.228 УК РФ, использует термин «освобождается», а не «может быть освобожден». Это означает, что, установив наличие указанных в примечании условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное этой статьей.

Думается, что данное примечание к ст.228 УК РФ имеет определенное значение для предотвращения распространения наркотических средств и психотропных веществ, выявления всей сети наркоторговцев и привлечения их к уголовной ответственности. Ориентировано оно в первую очередь на эпизодических потребителей и розничных сбытчиков, однако не исключает возможности его применения и к руководителям преступных групп.

Среди правовых норм, участвующих в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, следует назвать и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в котором установлена административная ответственность за правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, например, согласно ст. 6.8 КоАП РФ за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, т.е. незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 6.9. КоАП РФ).

Потребление наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.20. КоАП РФ), а - несовершеннолетними на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.22. КоАП РФ).

Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, согласно ст. 10.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

В том случае, если землевладелец или землепользователь не принимает мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа, в соответствии со ст. 10.5. КоАП РФ, он может быть привлечен к наказанию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой (ст. 6.13. КоАП РФ)

Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Помимо уже названных в Российской Федерации действуют и иные законодательные акты, осуществляющие правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

Так, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (далее - УИК РФ) говорится, что к лицам, осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) предусматривает меры, принимаемые к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами. Согласно ГК РФ, регламентирующей ограничение дееспособности, гражданин, который вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. Совершать сделки (кроме мелких), получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Предусматривает ГК РФ и ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами (вред возмещается самим причинителем вреда).

Некоторые правоотношения в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими регулируются также трудовым, семейным, таможенным законодательствами и иными отраслями права.

Так, например, наркомания является основанием для лишения родителей родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ - далее СК РФ). Обязанность по содержанию другого нетрудоспособного и нуждающегося в помощи супруга в период брака и после его расторжения не распространяется на случай, когда нетрудоспособность другого нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления наркотическими средствами или совершения им умышленного преступления (ст. 92 СК РФ).

Усыновление ребенка может быть отменено, если приемные родители среди прочего являются хроническими наркоманами (ст. 141 СК РФ). Больные наркоманией не могут быть назначены опекунами или попечителями детей (ст. 146 СК РФ).

По Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником среди прочего из-за появления последнего «на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» (ст. 81 ТК РФ).

Федеральным законом от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены категории лиц, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа. Среди них названы лица, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача (статья 5). В соответствии со статьей 9 Федерального закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать государственные органы управления здравоохранением о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или лечении в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ.

На предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, правонарушений, обусловливаемых употреблением наркотических средств и психотропных веществ, направлены нормы, содержащиеся в некоторых законодательных актах.

Так, на предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании с использованием оружия, направлено постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота, гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п.п. «б» п. 24 данного Постановления гражданам, больным наркоманией, лицензии на приобретение оружия не выдаются.

Итак, отечественное законодательство, посвященное контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. В целом в дореволюционный и советский периоды отмечалась тенденция в направлении усиления законодательного вмешательства в регулирование незаконного оборота наркотиков и повышения внимания к лечению наркотической зависимости. Российская Империя и Советский Союз были в целом благожелательно настроены к усилиям международного сообщества, направленным на сокращение торговли наркотиками и сотрудничали с международным сообществом с этой целью даже в периоды жесткой идеологической вражды. Можно утверждать, что в основном отечественное законодательство соответствовало международным нормам.

В настоящее время в Российской Федерации принят и действует довольно значительный блок законодательства (более ста нормативно-правовых актов), регулирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, среди которых особое место занимают, прежде всего, ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный кодекс РФ. Современное российское законодательство соответствует и в то же время подчиняется трем конвенциям ООН: Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. При этом Россия не просто выступает участником этих конвенций. Положения каждой из них составляют неотъемлемую часть российской правовой системы.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.