Здавалка
Главная | Обратная связь

Счета бухгалтерского учета и двойная запись. Учетная политика организации.



 

Средства предприятия, а также их источники образования по экономическим признакам объединяются в однородные группы, которые называются счетами, т. е. каждый счет создан для учета одинаковых объектов по экономическому содержанию, и в зависимости от того, какой объект отражается на данном счете, счета подразделяются на четыре типа: 1) счета, на которых учитываются активы предприятия и которые ни при каких условиях не принимают отрицательного значения, называются активными счетами (А); 2) счета, на которых учитывается капитал или обязательства и которые ни при каких условиях не принимают отрицательную величину, называются пассивными счетами (П); 3) счета, на которых учитываются активы предприятия, величина которых при некоторых обстоятельствах может принимать отрицательное значение, называются активно—пассивными счетами (А—П); 4) счета, на которых учитывается капитал или обязательства и которые при некоторых условиях принимают отрицательное значение, называются пассивно—активными счетами (П—А). Для каждого счета принято условно выделять страницу, которая делится на две части: левая часть – дебет, а правая – кредит. Наверху страницы записывается название счета или его шифр. Каждый счет имеет следующие характеристики: 1) наименование учетного периода (от дня года); 2) сальдо начальное (Сн) – это стоимостная оценка объекта учета по данному счету по состоянию на начало 1–го дня учетного периода, т. е. остаток на счете; 3) сальдо конечное (Ск) – стоимостная оценка объекта учета по данному счету по состоянию на конец последнего дня учетного периода; 4) сальдо активных счетов всегда дебетовое и всегда >0, у пассивных счетов всегда сальдо кредитовое и всегда <0, у пассивно—активных счетов сальдо, как правило, кредитовое, но может быть и дебетовое, у активно—пассивных наоборот. В зависимости от типа счета на нем по—разному отражаются ХО: 1) увеличение активного счета производится по дебету; 2) уменьшение активного счета производится по кредиту; 3) для активно—пассивных счетов аналогично активным счетам; 4) увеличение пассивного счета производится по кредиту; 5) уменьшение пассивного счета производится по дебету; 6) для пассивно—активных счетов все аналогично пассивным счетам. Оборот – это вся сумма записей по дебету или кредиту любого из счетов, который может быть дебетовым или кредитовым. Исходя из балансового уравнения (А = К + О = П) все ХО должны отражаться, как минимум, на двух счетах БУ. Такая запись получила название «прием двойной записи», т. е. сумма, отражающая стоимостную оценку ХО, обязательно записывается в один счет по дебету, а в другой по кредиту.

Учетная политика организации (УПО) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостные измерения, группировка итогов, обобщение фактов). В учетной политике организации утверждаются: 1) план счетов; 2) нетиповые формы первичной документации (если такие имеются); 3) порядок проведения инвентаризации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5) правила документооборота; 6) технология обработки информации; 7) порядок контроля за хозяйственными операциями. Основными требованиями учетной политикиявляются: 1) полнота отражения фактов; 2) осмотрительность при приобретениях и вложениях; 3) приоритет содержания над формой; 4) непротиворечивость синтетических и аналитических учетов; 5) рациональность ведения бухгалтерского учета. Оперативное планирование на предприятии. Оперативное финансовое планирование в отличие от составления финансового плана включает в себя разработку и составление двух документов: 1) платежного календаря; 2) кассовый план предприятия. Платежный календарь позволяет сопоставить доходы и расходы за определенный период времени (на месяц, на декаду, на пять дней, в отличие от финансового плана, который составляется на год с разбивкой по кварталам). Основой для составления платежного календаря являются: 1) данные баланса доходов и расходов предприятия; 2) плановые данные по производству и реализации продукции; 3) планы материально-технического снабжения; 4) планы размещения заемных средств и обязательств. Платежный календарь состоит из двух разделов: 1) валовые доходы и поступления денежных средств; 2) валовые расходы и отчисления средств. В доходной части платежного календаря основным источником является выручка от реализации продукции (размер выручки определяется исходя из графика отгрузки продукции и сданных работ). Доходы включают поступления от арендной платы и получение кредитов банка. В расходной части отражаются все виды платежей, предусмотренных на платежный период. Это платежи поставщикам в соответствии с заключенными договорами и все расходы, связанные с оплатой труда исходя из предусмотренного фонда заработной платы, планового, но с корректировкой на процент выполнения производственной программы. Кассовый план предприятия может составляться на месяц и на более короткие сроки. В нем отражаются источники поступления средств в кассу предприятия и расходы и выплаты денежных средств из кассы.

ВОПРОС № 34

Все определения управления человеческими ресурсами можно объединить в несколько групп:

1. Мотивационные определения

Управление человеческими ресурсами, пишет, например, Н. Маусов, это «непрерывный процесс, направленный на целевое изменение мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной отдачи, следовательно, высоких конечных результатов».

В этом и подобных ему определениях выделена важнейшая, стержневая функция управления человеческими ресурсами. Однако они отражают лишь часть управленческой деятельности, оставляя в тени множество других его функций, которые будут рассмотрены далее.

2. Дескриптивные (описательные) дефиниции

«Управление человеческими ресурсами, - пишет И.Н. Герчикова, - это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала».

В данном определении раскрываются цель и ряд важнейших функций управления человеческими ресурсами. Его важным достоинством является конкретность в раскрытии содержания деятельности по управлению персоналом. Однако это определение, как, впрочем, и другие дескриптивные дефиниции, имеет, по меньшей мере, два существенных недостатка: во-первых, оно слабо отражает сущность и специфику управления человеческими ресурсами, во-вторых, перечисляет далеко не все его важнейшие функции.

3. Телеологические (с точки зрения цели, задач) определения

Отчасти телеологический характер имеет уже рассмотренное определение управления человеческими ресурсами И.Н. Герчиковой, поскольку она указывает на его главную цель, хотя и раскрывает ее через функции. Еще более типичный пример дефиниций такого рода характеристика управления человеческими ресурсами, данная А.Я. Кибановым и Д.К. Захаровым. Они пишут, что управление человеческими ресурсами - это «комплекс управленческих (организационных, экономических, правовых) мероприятий, обеспечивающих соответствие количественных и качественных характеристик персонала и направленности его трудового поведения целям и задачам организации».

Телеологические дефиниции, не претендуя на содержательную полноту, вместе с тем отмечают важнейшее качество управления человеческими ресурсами в системе организации - его функциональную направленность.

4. Дескриптивно-телеологические дефиниции

Авторы таких дефиниций, как видно из названия, пытаются сочетать характеристику целей управления персоналом с перечислением его важнейших функций. «Экономика персонала (или управление персоналом), - пишут немецкие ученые Р. Марр и В. Вебер, - является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации человеческими ресурсами и целенаправленном использовании персонала».

Учитывая важность целевых определений управления человеческими ресурсами для выяснения его обобщающих, сущностных характеристик, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной литературе, как правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала: организационные и личные. «Управление человеческими ресурсами, - пишут Дж. М. Иванцевич, А.А. Лобанов, - деятельность, выполняемая в организациях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей».

Организационные цели традиционно стоят в центре управления человеческими ресурсами, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности организации. И с этой точки зрения управление человеческими ресурсами есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности деятельности организации.

Категория «персонал организации» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Таким образом, трудовые ресурсы организации как часть трудовых ресурсов страны представляют собой потенциальную рабочую силу.

Человеческие ресурсы являются главным ресурсом каждой организации, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты ее деятельности и конкурентоспособность.

Термин «потенциал» означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Персонал - это весь личный состав организации, работающий по найму, постоянные и временные, квалифицированные и неквалифицированные работники. Под кадрами организации понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников организации.

Современная организация представляет собой сложную социотехническую систему: с одной стороны, это совокупность предметов и средств труда, а с другой - совокупность людей, объединенных для производства товаров, работ или услуг с помощью этих предметов или средств труда, которая понимается как трудовой коллектив.

Трудовой коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Структура трудового коллектива - это определенные социально-экономические группы, представляющие собой объединения работников по общности значимого признака: одинаковой сложности работ, общей профессии или квалификации, сходным правам и обязанностям.

Структурная характеристика персонала организации определяется составом и количественным соотношением различных категорий и групп работников.

Для организации учета труда, выработки и заработной платы, для составления отчетности и контроля над фондом оплаты труда численность работников организации подразделяется:

- по категориям персонала;

- по сферам применения труда;

- по профессионально-квалификационным признакам и др.

Наемные работники подразделяются на две основные группы:

- рабочие (в том числе квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные);

- служащие.

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и другие.

В группе служащих выделяются следующие категории персонала:

- руководящие работники;

- специалисты;

- другие служащие.

Коллектив организации по численному составу характеризуется изменением числа работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Анализ движения и текучести кадров важен при планировании численности работников.

Задачи управления человеческими ресурсами - это определенные виды работы, которые должны быть выполнены для достижения главной цели.

Выделяют три основные задачи в управлении человеческими ресурсами [25]:

- обеспечить организацию высококачественными кадрами;

- обеспечить непрерывное обучение, повышение квалификации персонала, эффективное использование трудового потенциала;

- согласовать производственные и социальные задачи.

Управление человеческими ресурсами - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.

Современные концепции управления человеческими ресурсами основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Главная цель управления человеческими ресурсами (конечный желаемый результат) - обеспечить соответствие количественных и качественных характеристик персонала целям организации.

Выделяют несколько целей организации:

- экономическая - рост прибыли;

- научно-техническая - внедрение инноваций, рост производительности;

- производственно-количественная - эффективное производство и реализация;

- социальная - удовлетворение социальных потребностей.

Система управления человеческими ресурсами - система, в которой реализуются функции управления человеческими ресурсами организации.

Элементами системы управления человеческими ресурсами являются:

- Субъекты - руководители различного уровня;

- Процессы - технологии управления человеческими ресурсами, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед организацией;

- Объекты - работники организации (персонал).

ВОПРОС №35

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии.

Учет уставного капитала

Уставный капитал — основной источник формирования собственных средств предприятия, необходимых ему для выполнения уставных обя-зательств.

В настоящее время в зависимости от формы организации коммерческого предприятия понятие топ части собственного капитала, размер которого указывается в учредительных документах, реализуется следующим образом:

• уставный капитал хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью);

• уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• складочный капитал хозяйственных товариществ;

• паевой фонд производственных и потребительских кооперативов.

Порядок ведения учета уставного капитала на предприятиях Российской Федерации регламентируется:

• Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об акционерных обществах». Согласно этому закону, уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества об-щества, гарантирующего интересы его кредиторов;

• Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

• Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Для учета уставного капитала используется счет 80 «Уставный капитал» пассивный, балансовый, а для расчетов с учредителями (уча-стниками) — счет 75 «Расчеты с учредителями», счет, имеющий активные и пассивные субсчета, балансовый.

Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учре-дителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю предприятия.

Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и умень-шения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сумма уставного капитала отражается в регистрах бухгалтерского учета только после регистрации уставных документов. Величина уставного капитала, отражаемая в бухгалтерском балансе предприятия, должна соответствовать суммам, указанным в учредительных документах.

На момент регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину, оставшаяся часть должна быть оплачена в течение года с момента регистрации. При невыполнении этого требования общество должно объявить об уменьшении уставного капитала и зареги-стрировать его уменьшение либо прекратить деятельность путем ликвидации. При неполной оплате в установленный срок акция поступает в распоряжение акционерного общества (АО), деньги и имущество, внесенное в оплату акций; не возвращаются.

После государственной регистрации предприятия его уставный капитал на сумму, зафиксированную в учредительных документах, от-ражается бухгалтерскими записями на счетах:

Дебет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 80.

Счет 81 «Собственные акции (доли)» предназначен для обобщения информации о наличии и движении собственных акций, выкуп-ленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. Иные хозяйственные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

В хозяйственной практике акционерных обществ часто возникают ситуации, когда они по тем или иным причинам с различными целями выкупают у акционеров (участников) собственные акции.

Например, открытое акционерное общество может производить выкуп собственных акций у акционеров (с соблюдением установленных законодательством процедур и ограничений) для:

• временного уменьшения количества обращающихся на рынке акций с целью повышения цен на них;

• противодействия попытки недружественных структур получить доступ к процессу принятия решения путем скупки голосующих акций общества;

• изменения соотношения сил на общем собрании акционеров (акции, находящиеся на балансе общества, не принимают участия в голосовании);

• последующего привлечения инвестиций путем продажи выкуп ленных акций по более высокой цене или уменьшения уставного капитала путем их аннулирования и т. п.

В установленных законом случаях выкуп акций должен осуществляться акционерным обществом по требованию его акционеров.

Общество с ограниченной ответственностью может приобретать доли (части долей) в своем уставном капитале только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Приобретение и реализация обществом собственных акций (долей) отражается по тем же правилам, что и акций (долей) сторонних обществ, т. е. в сумме фактических затрат и доходов независимо от номинальной стоимости.

При выкупе акционерным или иным обществом (товариществом) у акционера (участника) принадлежащих ему акций (доли) в бухгалтерском учете на сумму фактических затрат делаются записи по дебету счета 81 «Собственные акции (доли)» и кредиту счетов учета денежных средств.

Аннулирование выкупленных акционерным обществом собственных акций проводится следующим образом.

На номинальную стоимость выкупленных акций после выполнения обществом всех предусмотренных процедур составляются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 80 Кредит 81.

Возникающая при этом на счете 81 «Собственные акции (доли)» разница между фактическими затратами на выкуп акций (долей) и их номинальной стоимостью относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Минимальный размер уставного капитала, установленный ГК РФ и Федеральным законом 208-ФЗ, равен 100 минимальным месячным оплатам труда (ММОТ) для закрытых и 1000 ММОТ для открытых акционерных обществ.

Оценка не денежных вкладов участников в уставный капитал производится по соглашению между учредителями. Для оценки неденежного вклада участника необходимо обязательно привлекать независимого оценщика согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ. При этом не имеет значения, превышает ли номинальная стоимость приобретаемых акций 200 минимальных размеров оплаты труда. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

На основании данных оценки делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 08 (10, 41) Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

При изменении уставного капитала его надлежит перерегистрировать в установленном законом порядке. Увеличение и уменьшение уставного (складочного) капитана, произведенные в соответствии с установленным порядком, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

Необходимо уведомить кредиторов при принятии решения об уменьшении уставного капитала (при этом он не должен стать меньше ми-нимального). Кредитор может потребовать от предприятия прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков.

Согласно ст. 99 ГК РФ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала.

Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету согласно совместному Приказу Минфина Российской Федерации № Юн и ФТСЦБ № 03-6/пз от 29 января 2003 г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Информацию о стоимости чистых активов надо раскрывать не только в годовой, но и в промежуточной отчетности.

При доведении величины уставного капитала до величины чистых активов предприятия списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается следующими бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 84

В случае превышения минимального размера уставного капитала над величиной чистых активов общество должно быть ликвидировано.

Если решение об уменьшении уставного капитала или ликвидации общества не было принято, его акционеры, кредиторы, а также орга-ны, уполномоченные государством, вправе требовать ликвидации общества в установленном порядке.

Бухгалтерский учет уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью (ООО) ведется в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

ЧИСТЫЕ АКТИВЫ = АКТИВЫ - ПАССИВЫ. Активы, участвующие в расчете, это денежное и неденежное имущество предприятия, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи: основные средства и иные необоротные активы; запасы и затраты; денежные средства, расчеты и прочие активы. При наличии у предприятия на конец года оценочных резервов — по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг — показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов. Пассивы, участвующие в расчете, — это обязательства предприятия, в состав которых включаются следующие статьи: статьи третьего раздела пассива баланса, характеризующие обязательствапредприятия(целевые финансирование и поступления; арендные обязательства);

статьи четвертого и пятого раздела пассива баланса — долгосрочные и краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим

лицам; расчеты и прочие пассивы, кроме суммы, отраженной по статье «Доходы будущих периодов».

ООО не выпускает акций в отличие от акционерных обществ. Минимальный размер уставного капитала, согласно ГК РФ и Закону № 14-ФЗ, равен 100 ММОТ. Денежные вклады иностранных инвесторов в бухгалтерском учете ООО, как и в АО, подлежат зачислению в рублевом эквиваленте. При этом учитывается курсовая разница.

Бухгалтерский учет уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью (ООО) ведется в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Складочный капитал — это совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесенных для осуществле-ния его хозяйственной деятельности. Вкладом могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Оценка производится по соглашению учредителей (участников). Согласно ГК РФ, хозяйственные товарищества как юридические лица могут образовываться в виде полных товариществ и товариществ на вере. В соответствии со ст. 73 ГК РФ участники полного товарищества обязаны внести в течение 30 дней после государственной регистрации предприятия не менее 50% своих вкладов в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена в сроки, установленные учредительным договором. Минимальный размер складочного капитала ГК РФ не регламентируется.

Для учета складочного капитала используется счет 80 «Уставный (складочный) капитал» пассивный, балансовый.

После государственной регистрации полного товарищества или товарищества на вере делаются записи:

Дебет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 80 .

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Прибыль товарищества и его убытки распределяются между участниками пропорционально их вкладам.

Если в результате убыточной деятельности полного товарищества стоимость его чистых активов станет меньше складочного капитала, то получаемая потом прибыль товарищества не может распределяться между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размера складочного капитала.

Унитарное предприятие — государственное или муниципальное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам).

Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют счет 75 «Расчеты с учредителями» для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.

Унитарные предприятия применяют субсчет 75—1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или опера-тивного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

 

Вопрос №36.

Рынок труда - явление сложное и многообразное. Различают уровни, типы, формы, разновидности, а также сегменты рынка труда. По уровням действия существуют национальный (общегосударственный) рынок труда, региональные и локальные рынки труда.

Особенности рынка труда в России в первую очередь обусловлены кризисом 90-х годов, когда состоялся переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу отраслей торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.

На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд. Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

- экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

- свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

- повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

- Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

- создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

- Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики.

- Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты.

- Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах)

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами, нежели субъектами глобализации.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.

Вопрос№37.

Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.[1]

Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.[2]

Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия, целесообразным размещением этих ресурсов и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Вместе с тем, финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде.

Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.

Финансовое состояние предприятия считается устойчивым, если оно способно своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самопроизводства.

Следовательно, финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

При выполнении анализа финансовой устойчивости предприятия выделяют следующие этапы:

- уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

- разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуются объекты анализа;

- собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводятся сопоставимый вид);

- сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом;

- факторный анализ: выделяют факторы, и определяется их влияние на результат;

- выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышение эффективности производства;

- оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

 

Вопрос№38.

методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия:

организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

Эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.

Результатом функционирования системы управления является эффективность управления организацией, обеспечивающая достижение стоящих перед объектом управления целей при наименьших затратах.

Отношение достигнутых результатов к установленной цели и отношение ресурсов к этим результатам исчерпывают любую эффективность управленческих процессов. Поэтому, выделяют три вида эффективности:

• потребностная (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

• резузультативная (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

• затратная (отношение затрат к достигнутым результатам).

Поэтому выделенные виды эффективности полностью соответствуют содержанию планирования и обеспечивают единство таких функций управления, как планирование и анализ эффективности - и планов, и итогов их выполнения.

 

Вопрос№39.

Сущность любого явления - это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

Безусловно, конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

разработка стратегии развития организации и реализация;

определение конкретных целей развития организации;

постоянный поиск и освоение новых рынков;

выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

 

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

 

Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

 

Вопрос№40.

Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления.

Решение рассматривается с ситуационной и процессной точек зрения. Управленческое решение – это разрешение проблемной ситуации, связанной с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления. Как процесс решение означает поиск, идентификацию и анализ управленческих задач, изучение и прогнозирование состояния объекта управления, установление (переоценку) целей управления, разработку плана мероприятий, организации их выполнения и контроль. Организация как совокупность индивидов является объектом управления, состояние которого выступает предметом управленческого решения. Управляющее воздействие оказывается в отношении: внутренней структуры, содержания, взаимосвязей элементов, состава и взаимосвязи входных и выходных параметров объекта управления; модели поведения, организации функционирования объекта управления, а также порядка и способов взаимодействия с субъектом управления; целей управления – желаемого состояния объекта управления, а также границ целевых значений его выходных параметров; правил оценки достижения целей управления и критериев оценки соответствия выходных параметров целевым значениям; изменения значений входных параметров объекта управления.

 

Вопрос№41.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1. развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики

2. влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией

3. соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации

4. соотносительность управляющей и управляемой подсистемы

5. использование преимущественно сознательного управления

6. концентрация и динамичное изменение функций управления в организации

7. оптимизация (рационализация) уровней управления организацией

8. рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

 

Закономерности имеют объективный характер, и реализуются в процессе деятельности людей. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируется принципы менеджмента.

Принципы менеджмента, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре.

Принципы как основные правила, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем, являются главным фактором, определяющим деятельность менеджера.

Выделим основные принципы определяющие научный подход к менеджменту и отражающие требования его объективных закономерностей.

1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности. Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответственностью. Это предохраняет от бессистемного использования и полномочий и функций, повышает ответственность и создает условия ее реализации.

2. Принцип сочетания формального и неформального управления.Призванограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учет факторов лидерства, благоприятной социально-психологической атмосферы.

3. принцип делегирования полномочий.Способствует созданию наилучших условий профессионального решения поблем, разгрузке линейных менеджеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления.

4. принцип интеграции процессов управления. Заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижения синергического эффекта совместной деятельности.

5. принцип мотивации деятельности. Управление может быть успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.).

6. принцип участия в управлении.Создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повышает управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средствулучшения работы.

7. принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его целеустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству.

8. принцип научности и искусства управления.Требует разработки и реализации практической концепции управления, построенной на основе исследований, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий.

9. принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы (объекта управления).

10. принцип экономии времени в процессах управления. Время является главным невосполнимым ресурсом. В его использовании и рациональность организации управления, и ритмичность работы, и профессионализм персонала, и качество решений.

 

Вопрос№42.

Типология – научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основное понятие, используемое типологией - это тип, классификация, систематика и прочее. Применительно к управленческим решениям типология понимается как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения. Разработана типология решений включающая: «объектное решение», «организационное решение» и «коммуникационное решение».

К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принципе мо- гут приниматься предпринимателем, например решения об объемах производства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям. Организационные решения – это выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как минимум 20 один уровень управления организацией, задача которого состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными. Коммуникационные решения – это решение о передаче определенной информации руководителю или другому члену организации, не связанному по иерархи- ческой лестнице с носителем информации. Если соответствующий уровень управления передает подчиненному информацию с целью воздействовать на его поведение (в плане принятия решений), то речь идет о результате организационного решения (т.е. мероприятия по управлению нижестоящим уровнем управления). Информация в организации передается не только от руководите- лей к подчиненным. Сотрудники также передают информацию вышестоящему руководителю, помимо этого они обмениваются информацией между собой (информацией может быть даже сообщение, что сотрудник нуждается в информации).

Классификация управленческих решений

Существует несколько классификаций управленческих решений, учитывающих следующие основные факторы решений: 1. содержание решения, то есть, является ли оно важным или не столь важным, сложным или обыденным;

2. частота принятия решения, то есть, принимается ли оно регулярно или нечасто, является ли оно специальным решением или периодическим;

3. конечный результат решения, то есть, является ли конечный результат заранее предопределенным или в некоторой степени неопределенным.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.