Порядок лексического разбора словаСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ РАЗБОРА СЛОВОФОРМ ИЛИ ЛЕКСЕМ И АНАЛИЗА ТЕКСТА Порядок фонетического анализа текста Выберите в тексте 3-5 слов, в которых представлены разные фонетические явления. 1. Запишите выбранные слова фонетической транскрипцией. 2. Найдите в тексте примеры слов, в которых отражаются произносительные варианты, обусловленные орфоэпическими нормами. 3. Приведите 3-4 примера различных видов мены гласных и согласных звуков в потоке речи, обусловленные современными фонетическими закономерностями. 4. Найдите 3-4 слова с морфонологическими чередованиями в корневых морфах (суффиксах или приставках), запишите однокоренные слова и ряды чередующихся звуков. Порядок лексического разбора Порядок лексического разбора слова Выберите в тексте 4-5 слов, которые могут представлять интерес для разноаспектного лексического разбора. 1. Укажите для каждой выбранной Вами лексемы, является она моносемантом или полисемантом. В случае многозначности приведите несколько значений, каждое из которых проиллюстрируйте примерами словоупотребления (в составе словосочетания или предложения). Если слово употребляется в составе фразеологических оборотов, приведите их, объяснив связанные значения. Постройте семантическую структуру лексемы (для одного из указанных слов по выбору). 2. Для каждой из выбранных Вами лексем определите их лексические значения в данном контексте (ЛСВ). 4. Определите разновидность ЛСВ значения: а) по способу наименования: прямое или непрямое (переносное / непереносное; назовите разновидность переносного значения: метафора, метонимия - и укажите, на основе каких признаков произошел перенос наименования; или разновидность непереносного значения: генерализация / специализация); б) по сочетаемости с другими словами - свободное / несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно связанное); в) по функции: номинативное / экспрессивное / номинативно-экспрессивное. 5. Охарактеризуйте слово с точки зрения социальной сферы его употребления: общеупотребительное / необщеупотребительное (термин, профессионализм, диалектизм, жаргонизм,просторечное слово). 6. Определите принадлежность слова к активному или пассивному запасу. Если слово принадлежит к пассивному запасу лексики, охарактеризуйте его принадлежность к архаизмам или историзмам / неологизмам или окказионализмам. 7. Дайте характеристику слова с точки зрения его стилистической окрашенности: нейтральное / стилистически окрашенное (маркированное): книжное или разговорное. 8. Продемонстрируйте парадигматические отношения данного ЛСВ с разными ЛСВ других лексем. 9. Охарактеризуйте слово с точки зрения его происхождения: исконно русское или заимствованное. Назовите признаки, указывающие на иноязычное происхождение слова. 2.2. Порядок лексического анализатекста 1. Приведите из текста примеры однозначных и многозначных лексем, определите их значения в данном тексте (прокомментируйте возможные различия между лексическим значением и актуальным смыслом одного из слов по выбору). 2. Подберите примеры слов, не имеющих лексического значения. 3. Выделите лексемы, употребляющиеся в переносном значении (установите тип переноса, выявите семантический признак - основание переноса). 4. Выделите лексемы с несвободными значениями (определите разновидность). 5. Сгруппируйте слова по общности их лексического значения: выделите различные лексико-семантические группы слов (или приведите возможные группы для имеющихся в тексте лексем). 6. Выявите языковые и контекстуальные синонимы, антонимы, паронимы и омонимы, если они представлены в тексте (возможности омонимии можно продемонстрировать на примере одного исходного слова из анализируемого текста). 7. Найдите в тексте лексемы ограниченной сферы употребления и укажите их виды. 8. Покажите отличия заимствованных лексем от исконных, образованных от заимствованных корней (основ). Назовите различные признаки заимствования: фонетические, словообразовательные, морфологические, семантические, а также признаки ассимиляции. 9. Выделите фразеологические единицы, аналитические слова и устойчивые сочетания, объясните их значение, подберите синонимы (слова или словосочетания). 10. Определите стилевую принадлежность текста, назовите стилистически маркированные средства. Выделите и охарактеризуйте тропы и фигуры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|