Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок разбора простого предложения



1. Охарактеризуйте категории предикативности и средства ее выражения: а) модальность; б) темпоральность; в) персональность.

2. Охарактеризуйте предложение с точки зрения утвердительности / отрицательности, укажите разновидность отрицания и средства его выражения.

3. Охарактеризуйте предложение с точки зрения его коммуникативной целенаправленно­сти:

а) определите тип предложения по эмоциональной окраске - восклицатель­ное / невосклицательное; укажите средства выражения восклицательности;

б) определите тип предложения по цели высказывания - повествовательное, побудитель­ное, вопросительное; укажите разновидности и средства выражения;

в) определите порядок слов (прямой / инверсионный) и его функции;

г) охарактеризуйте особенности тема-рематического членения:

- тип вопроса, на который отвечает данное высказывание, - полный / частичный, диктальный / модальный;

- тип высказывания по характеру передаваемой информации - общее / частное, информа­тивное / верификативное;

- по возможности выделить тему и рему - расчлененное / нерасчлененное;

- по порядку следования темы и ремы - нейтральное / экспрессивное;

-по характеру соотнесенности с контекстом - синтагматически независи­мое / обусловленное;

- по наличию одной или нескольких тем и рем - простое / с многоступенчатым актуальным членением.

4. Охарактеризуйте предложение с точки зрения его семантической устроенности:

а) дайте характеристику диктума: выделите все пропозиции и определите их разновидно­сти (событийные, логические); укажите структуру каждой пропозиции, семантические роли компонентов и сферу; охарактеризуйте припропозитивные смыслы и количественный аспект диктума;

б) охарактеризуйте модус и его категории: метакатегории, актуализационные, квалификативные и социальные.

5. Запишите модель предложения.

6. Охарактеризуйте предложение с точки зрения его структуры:

а) по возможности выделить члены предложения - членимое / нечленимое (для нечлени­мого предложения укажите разновидность);

б) по наличию одного или двух главных членов - двусоставное или односоставное (для односоставных предложений укажите разновидность);

в) по наличию всех членов, необходимых для данного структурного типа, - полное или неполное;

г) по наличию / отсутствию второстепенных членов - распространенное или нераспространенное;

д) по наличию / отсутствию однородных, обособленных членов, обращений, вводных и
вставочных единиц - осложненное / неосложненное.

7. Разберите предложение по членам предложения:

а) охарактеризуйте предикативную основу: выявите подлежащее и сказуемое, определите способы их выражения и структурные типы; охарактеризуйте связь между подлежащим и сказуемым;

б) разберите группу подлежащего, укажите средства выражения второстепенных членов, их разновидности, синтаксические связи между подлежащим и зависимыми от него словами;

в) разберите группу сказуемого, укажите способы выражения второстепенных членов, виды связи между ними.

8. Найдите в предложении разные типы словосочетаний: сочинительные и подчинитель­ные, сделайте их разбор:

а) выпишите сочинительное словосочетание и определите:

- какие компоненты связаны сочинительной связью;

- к какому слову относятся;

- охарактеризуйте тип сочинительной связи - открытая или закрытая;

- охарактеризуйте средства выражения сочинительной связи (союзы, разряд по значе­нию; бессоюзие);

- определите тип отношений между членами сочинительного ряда;

б) выпишите из предложения подчинительное словосочетание в той форме и с тем поряд­ком расположения компонентов, в котором оно приводится в тексте;

- укажите начальную форму словосочетания;

- запишите структурную схему словосочетания;

- укажите главный и зависимый компоненты;

- определите лексико-грамматический разряд (глагольное, именное, наречное);

-определите вид синтаксической связи: предсказующая/непредсказующая, обязатель­ная / необязательная, а также отношения - собственно-синтаксические / семантико-синтаксические;

- определите тип синтаксической связи: согласование, управление, примыкание;
-охарактеризуйте тип синтаксических отношений (атрибутивные, актантные, сирконстантные) и их конкретную разновидность;

- охарактеризуйте расположение компонентов (контактное / дистантное);

- укажите порядок следования компонентов (прямой / инверсионный);

в) найдите в тексте примеры синтаксически и семантически неделимых словосочетаний и
определите их разновидности;

- г) найдите в тексте примеры простых многокомпонентных, сложных и комбинированных
словосочетаний







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.