Евгеника и современность
Введение ЕВГЕНИКА, термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 (от греч. Eugenés – «породистый») для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле. Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека». Последователи евгеники считали, что общество напрасно тратит огромные суммы, позволяя рождаться нездоровым людям. Ведь о них потом надо заботиться, тогда как стерилизация одного нездорового индивида сберегает будущим поколениям тысячи долларов. Евгеника становилась удобным способом решения всех злободневных проблем общества, так как причину их усматривали не в структуре общества в целом, а в необратимо испорченной наследственности отдельных индивидов и даже целых этнических групп.
Понятие евгеника Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп.
Виды евгеники Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна). Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект). Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными. Грань между негативной и позитивной евгеникой условна и основные мировые религии в настоящее время отвергают оба вида евгеники.
Евгеника и современность Доводы «За» В развитых странах на практике растет так называемый генетический груз, как результат сохранения маложизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений), в том числе путем перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждой имеющейся беременности). Доводы «против» Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего Рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. На Нюрнбергском процессе рассматривались случаи использования опытов по радиационной стерилизации узников. После радиационной кастрации их направляли на «общие работы», затем умерщвляли и исследовали изменения в тканях гонад. Несмотря на то, что евгеника является чисто научной дисциплиной, т. н. евгенисты взяли на вооружение ненаучную, расистскую часть теории и используют её как обоснование «совершенства» какой-либо расы.
Заключение Сейчас евгеника – это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, пере-шли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом – управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка – создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом.
Литература 1. Афонькин С.Ю. «Секреты наследственности человека» 2002 2. Дубинин Н.П. «Общая генетика» 1976 3. http://www.moral.ru/Evgenik2.htm
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|