Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема развития композиционных умений учащихся 6 классов на занятиях по изобразительному искусству



Одной из важнейших задач современного художественного образования является повышение развития композиционных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, развитие понимания ценить красоту и произведения искусства во всем их многообразии.

Этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как Н. Н. Волков, Б. В. Раушенбах, Е. В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г. К. Савицкий.

Знаменитый художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди композиционных задач, задача построения пространства является одной из самых важных. Пространство в картине - это и место действия, и существенный компонент самого действия. В этой среде вещам и людям может быть тесно и просторно, уютно и пустынно. В ней можно увидеть жизнь или только ее отвлеченный образ. Там - мир, в который мы могли бы войти, или особый мир, непосредственно закрытый для нас и открытый лишь «умственному» взору. [6;43]

Константин Федорович Юон говорил о том, что опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов (композиционных умений) для получения определенных эффектов.[34;62] Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение.

Академик Е.В. Шорохов упоминал в своей книге «Композиция» о том, что найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы композиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.[30;18]

Слово «композиция» происходит от латинского слова «composito», обозначающее сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое, приведение их в порядок,[24].

В первоначальном значении это слово имело довольно широкий смысл. Следует отметить, что уже в растительном мире встречаются два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно имеем дело в искусстве - это симметрия и различные предметы, опирающиеся на формы, созданные природой и в какой-то степени подражающие ей.

Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинении природы. Она присуща решительно всем видам искусства.

Таким образом, под термином композиция мы будем понимать; «композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие, [32].

Кроме того, композиция это и важнейший организующий компонент, единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг к другу и целому. Н.Н. Волков композицию определял так: «Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла, [6;43].

Работа над композицией идет от первоначального замысла общей его «завязки» в пластически-зримых формах, до завершения произведения. К композиционному построению (композиционные умения) относится размещение изображение в пространстве – реальном (скульптура) или на картинной плоскости (живопись, графика) в соответствующих замыслу размере, формате и материалах.

Композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции.

Все композиционные умения направлены на достижение целостности образа и имеют «образную» природу, по этой причине композиционные умения можно называть «образными». Но композиционные умения неоднородны по своему составу и могут быть разделены по компоненты. Можно выделить следующие компоненты композиционных умений, различающихся по характеру преобладающих психических процессов: 1) образно-логический компонент, требующий «анализа отношений между частями и целым образа» и преобладания интеллектуальных процессов, 2) образный компонент, требующий чувственного восприятия образа и преобладания чувственных процессов, 3) образно-действенный компонент, требующий действенного воплощения образа в изображении» и преобладания двигательных процессов[26;89].

Сейчас проблема развития композиционных умений, чувства композиции, чувство гармонии при восприятии мира очень актуальна. Развитие композиционных умений позволяет ребенку замечать прекрасное и безобразное в жизни в искусстве, понимать и видеть гармонию окружающего мира.

Чтобы ярче и многограннее выражать своё видение мира в детских работах и разнообразить технику их исполнения, дети на уроках "ИЗО" обучаются различным художественно-изобразительным приемам, необходимым для создания изображения.

Таким образом, задача преподавателя изобразительного искусства - развитие в детях остроты и тонкости восприятия окружающего нас мира, способности творчески его переосмыслить и выразить своё видение, свои ощущения образным языком изобразительного искусства.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.