Здавалка
Главная | Обратная связь

Возможности развития композиционных умений учащихся 6 классов на занятиях изобразительным искусством средствами декоративного натюрморта.



Последние исследования российских и зарубежных ученых установили, что формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество ребенка носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

«Композиция - это с одной стороны творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, с другой - это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Композиция является главной художественной формой произведения искусства. Это продукт мыслительной деятельности учащихся. Именно композиционными средствами с помощью композиционных умений в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений». Восприятие художественного изображения во многом зависит от его композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни с ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому, изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.[8;54]

Многие великие художники искали наиболее выразительные композиционные схемы и пришли к выводу, что элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, пирамиду и т.д.). В этом мы убеждаемся, когда рассматриваем картины Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи». И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишиной, П. Рубленса «Снятие с креста», К. Лорена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» [27;14].

В истории искусства композиционные формы развиваются постепенно. Рассмотрим общие линии их развития. Закономерности в композиции складывались с развитием изобразительного творчества.

Таким образом, мы видим что, изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает композиционными умениями, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.

Любой художественной работе присуще понятие композиция т.к. композиция в изобразительном искусстве связана в необходимостью передать основной замысел, идею произведения. Работа над композицией пронизывает почти весь творческий процесс, представляющий собой чрезвычайно сложное явление.

Выдающийся советский художник К.Ф. Юон считал необходимым поставить должную высоту развития творческого композиционного мышления в системе эстетического обучения, т.к. видел в основе создания любого художественного образа композицию. [34;66]

Развитие композиционного мышления через усвоение композиционных умений на уроках ИЗО идет в творческой атмосфере, игровой увлекательной форме. У детей развиваются мыслительные операции необходимые для умственных действий и на других предметах в школе. Это позволяет избежать некоторых трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения. Иногда низкий уровень развития этих умственных действий может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности.

Одним из выразительных видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

Жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив.[12;32]

По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.

При рисовании натюрморта изображаемые предметы находятся примерно на одном расстоянии от рисующего. В этом случае законы перспективы проявляются в изменении величины отдельных частей самих изображаемых предметов, в некотором их искажении. Например, окружность в перспективе воспринимается как овал и.т.п. Большое значение для зрительного восприятия объема . рельефа предмета при рисовании натюрморта имеет правильное расположение источника освещения. Чтобы наиболее ярко выявить те или иные свойства предмета, нужно учитывать:

1. Силу источника.

2. Расстояние от источника света.

3. Угол падения лучей света на поверхности предмета.

4. Свойства поверхности самого предмета ( фактура, цвет).

5. Положение изображаемого предмета относительно окружающих его других предметов и их свойств [11;113-114 с] .

Познание предметов в натюрморте сочетаются с их эстетическим освоением. Вовлекать обыденное в круг прекрасного – одна из важнейших задач натюрморта. Выявление красоты в вещах определяет декоративность натюрморта. Которая во многих случаях становится ведущим свойством произведения.

На уроках рисования необходимо обучить школьника видеть главное в предмете, разбираться в красоте простых вещей, которые нас окружают. При рисовании натюрморта учитель должен объяснять детям, что нельзя механически копировать предмет с натуры, а нужно выделить характерное в форме. цвете, пропорциях, которое определяет функциональность предмета и его эстетическое содержание. С этой целью на уроках изобразительного искусства должны осваиваться законы формообразования, цветоведения, композиции, перспективы.

В натюрморте отчетливо звучит тема любви к природе, ее познания и освоения, восхищения множественностью и изобилием ее даров. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению. Строгой закономерностью, разнообразию форм, линий, красок. Дети постепенное приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства

Отсюда следует, что роль композиционного мышления средствами декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства велика. А значит, развитие композиционных умений является одной из главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником мыслительной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.