Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы выполнения художественно-творческой части



Перед тем как приступить к реализации творческой работы я изучила литературу на тему: «Натюрморт. Декоративный натюрморт»

. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин «натюрморт».

Натюрморт (от французского nature morte – буквально «мёртвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т. д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом. [24]

Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как Stilleben – тихая жизнь. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся поражённые таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.

Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник XV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались «живописью цветов». Но, как и у пейзажа, родина современного натюрморта – пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.

Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать «охотничьи трофеи». Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но убедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные, такие, как незатейливый «Завтрак с ежевичным пирогом» Виллема Класса Хеды (1594-1680) из Дрезденской галереи. Его можно назвать живописной новеллой.

Среди её «героев» - ежевичный пирог – небрежно отломанный кусок его лежит на блюде, старинный зеленоватый бокал, до половины наполненный прозрачным вином. Другой бокал – попроще – упал, и у него отбился край. Стакан, скромно отступивший в глубину стола. Легко вообразить, что у чопорного, гордого своей родословной бокала и обыкновенного стакана могли быть, как и в сказках Андерсена, сложные «взаимоотношения». Каждый играет свою роль в повествовании о скромной трапезе, рассказывая о людях, веселившихся за столом, о сердечной обстановке дома. Нам интересно пофантазировать, кто же был здесь. Но мы любуемся и тем, как художник передал сияние металла, блеск вина, прозрачность и красоту стекла, как искусно он создал всю эту нехитрую композицию.

В натюрморте художник ведёт с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравурность и торжественность – во всём этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут придать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и драматически.

Ещё в Лейдене, старинном голландском университетском городе, родился философский натюрморт. Его назвали Vanitas – «суета сует» или momento mori – «думай о смерти». Рисуя песочные часы, которые уже давным-давно не показывают время, свечу, которая вот-вот погаснет, страшный череп, художник как бы напоминал о бренности человеческого существования, призывал задуматься о его смысле.

Почти через три века другой художник – голландец Винсет ван Гог (1853-1890) писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел. Художник хотел радоваться яркости подсолнуха, вобравшего в себя солнце, но не мог преодолеть чувства тревоги и беспокойства, овладевшего им. Пронзительные, будоражащие, тревожащие натюрморты нарушают привычное спокойствие. Прямолинейные поучения лейденских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога наивными и нестрашными.

В натюрмортах великого французского живописца Поля Сезанна (1839-1906) вещи, самые что ни на есть простые – белый глиняный кувшин, пивная кружка, персик, яблоко – становятся настолько значительными, осязаемыми, что, глядя на них, незаметно для себя говоришь не о натюрморте, рассказываешь не о самих предметах (слева – персик, справа – трубка), а о цельности и ясности взгляда на мир, вспоминаешь энергию, звучность и плотность красок, реальность бытия всего написанного (натюрморт П. Сезанна «Персики и груши». 1888-1890).

Натюрморт может быть не только сосредоточенно созерцательным или драматичным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительных искусств в Москве недалеко от Сезанна висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме, и всё. Но композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу активность и темперамент.

Для одних мастеров натюрморт оказывался эпизодом, они не чувствовали смысла в живописи такого рода. Другие находили в нём отдохновение либо проверяли силы перед новой программно-философской работой. А третьи искали разрешения этих проблем в самом натюрморте и были счастливы.

Так замечательный итальянский живописец XX века Джорджо Моранди (1890-1964) всю жизнь писал с точки зрения постороннего одно и то же. Писал сосредоточенно, одержимо. Это были небольшие композиции с бутылками. Спокойные, основательные и ни на что философское не претендующие. Просто бутылки. Но вглядываясь в эти холсты, мы видим, как поэтичен его строгий, безыскусственный мир.

Так на примере натюрморта мы видим гибкость языка живописи, понимаем его неисчерпаемые возможности в выражении чувств людей.

Исторически появление натюрморта связано с развитием реализма, с расширением технических и познавательных возможностей, с освоением способов воссоздания в картине многообразной конкретной материи.

Натюрморт формируется в самостоятельный жанр в XVI веке и достигает особого расцвета в XVII веке, прежде всего, в голландской и испанской живописи.

В русском искусстве натюрморт появился несколько позже – в XVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.

Время расцвета этого жанра – конец XIX – начало XX века. Это, прежде всего, импрессионистические работы И. А. Коровина и И. Э. Грабаря (1871-1960).

Яркие, пронизанные светом и полнотой мироощущения натюрморты создали художники И. Машков, А. Куприн и др., соединяя элементы чёткого реалистичного изображения с новыми художественными приёмами новых школ (кубизма, футуризма, экспрессионизма)[10;89].

Существуют такие виды натюрморта как:

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название

Академический. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе[15;39]

Чтобы развить композиционные умения у детей 6-х классов я взяла «Декоративный натюрморт».

Декоративный натюрморт» появился в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.

Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера. Вообще натюрморт как жанр изобразительного искусства представляет огромные возможности для декоративной стилизации – ему по определению сложно быть не декоративным. Многие талантливые художники, создававшие натюрморты, работали в совершенно разной манере, однако их полотна в равной мере можно назвать декоративными. К примеру, Матисс делал акцент на цвета и фактуру – его натюрморты можно обозначит как декоративно- экспрессионистические. Внимание к цвету характерно и для натюрмортов Кустодиева, Фалька, Лентулова. Пикассо, как представитель направления кубизма, стремился по новому передать форму и пространство «мертвой природы» в соответствии с техническими приемами художников этого направления, то есть разлагая предметы на простые геометрические формы – но его картины так же великолепно соответствуют термину «декоративный». Некоторые художники посредством натюрморта пытались передать какой-либо сложный образ (Петров-Водкин), и все же декоративность полотен, то есть способность украшать, не оставляет сомнения.

Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров.

Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Стилизация – это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета.

Усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией[35].

После того, как этап создания и выбора эскизов для творческой части ВКР был завершен, мы перешли к созданию серии картин «Декоративный натюрморт из старинных предметов».

Рисунок был нанесен тонкой кистью краской.

Работа велась гуашевыми красками "Гамма" плотной пропиской по первоначальному жидкому подмалевку в несколько слоев. В качестве разбавителя использовалась вода.

Создание картин проходило по следующему плану:

1. Создание черно-белого картона;

2. Перенос изображения на формат (ватман А1);

3. Подмалевок;

4. Завершение натюрморта.

Серия «Декоративный натюрморт из старинных предметов» должна состоять из трех работ, выполненных в технике гуашевой живописи на бумаге.

Что такое натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») красивая картина, часто это изображение бытовых предметов (одежда, обувь, посуда, цветы, вазы, корзины, чучела животных) [24]

Первая работа влечет за собой состояние спокойствия, теплых охристых тонов. Данной работе было дано название «Натюрморт с ягодами», размер 61х86см.

Создание работы проходило по следующим этапам:

1. Перенос изображения с картона на бумагу было выполнено при помощи метода «сетки», кистью и сильно разбавленной водой гуашевой краской.

2. Подмалёвок в живописи – это подготовительная стадия работы над картиной. На стадии подмалeвка обычно в одном тоне прорабатывается светотенью объём изображаемых предметов и фигур, тёмными тонами - тени, светлыми - освещённые части картины. Подмалёвок выполняется в 2 цвета или многоцветно с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы [19;18].

3. Завершение работы подразумевает доведение работы до целостного состояния, прописку основных моментов картины, выделение главного.

Во второй работе идет столкновение теплого и холодного колорита. Она была названа «Натюрморт с самоваром», размер 61х86см.

Третья работа написана в активно темно-красном колорите с розовыми тонами. Работа была названа «Натюрморт с цветком», размер 61х86см.

В итоге, была создана серия из трех работ на тему: «Декоративный натюрморт из старинных предметов».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.