Деятельностный критерий.
Ученик должен уметь: - Пользоваться красками (гуашь, акварель) и несколькими графическими материалами (карандаш, тушь) - Владеть навыками плоскостного и объемного изображения предметов - Создавать творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту - Правильно выстраивать натюрморт. Деятельностный критерий характеризуется следующими уровнями: Высокий уровень: - Ученик пользуется и отлично владеет красками и графическими материалами, - умеет передавать изображение предметов в плоскостном и объемном исполнении, - с легкостью создает творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту, - по всем правилам выстраивает натюрморт. Средний уровень: - Ученик пользуется красками и графическими материалами, - не точно передает изображение предметов в плоскостном и объемном исполнении, - создает творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту, но без особых композиционных подходов, Низкий уровень: - Ученик плохо и с неохотой пользуется красками и графическими материалами, - не может изобразить предмет в плоскостном исполнении, - не справляется с композиционными работами при создании эскизов к натюрморту, не чувствует цвет в композиции. Был проработан блок уроков, направленный на развитие композиционных умений при создании эскизов к натюрморту, который основывается на программу Б.М. Неменского в 6 «в» классе по теме «Натюрморт», что прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные знания в процессе обучения, и построен так, чтобы выявить начальный уровень композиционных умений школьников и развивать их. Блок уроков состоит из 6 занятий, 2 из которых диагностические, которые проводятся в начале и в конце блока. Занятие длится 1 учебный час, но в некоторых занятиях уделяется больше времени для практической работы. Темы блока уроков по изобразительному искусству: 1. Вводное занятие. «Изобразительное искусство в семье пластических искусств на примере натюрморта»; 2. «Линия и ее выразительные возможности в натюрморте»; 3. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен в витраже»; 4. «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»; 5. «Освещение. Свет и тень»; 6. Итоговое занятие. «Цвет в произведениях на примере натюрморта»; Конспекты уроков: Урок №1 МОУ СОШ № 40 Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств на примере натюрморта» Тип урока: урок-беседа Цель урока – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной Задачи: - обучающие: формирование художественных знаний (что такое композиция, композиция в изобразительном искусстве, виды композиции, приемы, законы композиции и т. д), умений (развивать глазомер, уметь обобщать, видеть форму) и навыков (как от руки провести прямую, штриховка); - развивающие: развитие творческой активности ребенка; - воспитывающие: воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Оборудование: - визуальный ряд: иллюстрации из книг, репродукции известных художников, картинки; - музыкальный ряд: звуки природы; Для учащихся: бумага, карандаши, стирательные резинки. Для учителя: мел, бумага, карандаши Ориентировочная структура плана урока План урока: (40 минут) 1. Организационный момент (0,5 мин). 2. Сообщение темы и цели урока (0,5) 3. Объяснение нового материала (15 мин.). 4. Педагогический рисунок (2 мин.). 5. Самостоятельная работа учащегося (15 мин). 6. Просмотр и анализ детских работ (4,5 мин). 7. Итог урока (0;5 мин.). Ход урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Проводится тест (7-10мин) результаты см. в прилож. 3. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.) 4. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Художественные материалы и их выразительность в натюрморте. 5. Затем идет объяснение темы творческой работы (Упражнение – на листочках выбрать из ряда картин натюрморт и изобразить его). 6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 7. Подведение итогов. 8. Уборка рабочих мест. Урок №2 Тема урока: «Линия и ее выразительные возможности в натюрморте». Тип урока: урок-беседа Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: - формирование художественных знаний (какие приемы композиции существуют, где встречаются и для чего используются), умения (уметь использовать различные приемы композиции, видеть их в произведениях искусства); - развитие творческой активности ребенка; - воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Оборудование: - визуальный ряд (слайды с картинками) Для учащихся: бумага, цветные карандаши, краски, кисти. Для учителя: мел, кисти, бумага, краски. Содержание урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.) 3. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения в композиции натюрморта. Ритм линий в натюрморте, ритмическая организация пространства. Роль ритма в создании образа в композиции натюрморта. Натюрморты известных художников. 4. Упражнение: из цветных шаблонов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) составить динамичную и статичную, симметричную и асимметричную композицию. 5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 6. Подведение итогов. 7. Уборка рабочих мест. Урок №3 Тема урока: «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен в натюрморте» Тип урока: урок-беседа Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: - формирование художественных знаний (какие законы композиции существуют, где встречаются и для чего используются), умения (уметь использовать различные законы композиции и применять их в работах, видеть их в произведениях искусства) и навыки; - развитие творческой активности ребенка; - воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Оборудование: - визуальный ряд (слайды с картинками) Для учащихся: бумага, цветные карандаши, краски, кисти. Для учителя: мел, кисти, бумага, краски. Содержание урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.) 3. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в натюрморте и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения в композиции натюрморта. Ритм пятен в композиции. Доминирующее пятно. Линия и пятно при создании эскизов к натюрморту. 4. Задание: изобразить при помощи разных по тональности пятен композицию на тему «Декоративный натюрморт». 5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 6. Подведение итогов. 7. Уборка рабочих мест. Урок № 4 Тема урока:«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» Тип урока:урок-упражнение Цель урока -познакомить учащихся с понятиями: форма, конструкция. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать форму и конструкцию предметов. Задачи урока: 1. Формировать знания о форме и конструкции предметов; 2. Познакомить с методами изображения предметов сложной формы; 3. Научить грамотно составлять натюрморт; 4. Совершенствовать навыки работы графическими материалами, используя средства выразительности графики. Оборудование и материалы:листы бумаги формата А5, тушь, кисти, карандаши. Зрительный ряд:предметы простой и сложной формы. Содержание урока 1. Организационный момент (0,5 мин.). Деление класса на группы. 2. Сообщение темы урока (0,5 мин.). 3. Объяснение нового материала. Учитель: Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы. Какой предмет легче нарисовать? Почему? (учитель демонстрирует два предмета: яблоко и кувшинчик). Учащиеся: Яблоко, у него простая форма. Учитель: На какую простую геометрическую фигуру по очертанию похоже яблоко? Учащиеся: На круг. Учитель: А какие простые геометрические фигуры вы знаете? Учащиеся: Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, трапеция. Учитель: А можно форму сложного предмета привести к простой? Учащиеся: Да. Учитель: А как это сделать? Совещание в группах. Ответ групп. Учитель: Молодцы. Обе группы провели анализ конструкции предмета сложной формы – кувшина. Ребята, что нового узнали сегодня? Учащиеся: Что такое форма, что такое конструкция, как изобразить предметы сложной формы. 4. Динамическая пауза. Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1упражнение – дети рисует руками в воздухе простые геометрические фигуры; 2 упражнение – рисуют руками очертания предметов сложной формы. 5. Практическое выполнение задания. На формате А5 сочинить декоративный натюрморт, с четким анализом конструкции сложных предметов (простые геометрические фигуры не соединять, а оставлять между ними пространство), используя графические изобразительные средства (пятно, линию). 6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 7. Подведение итогов (см. прилож. 4) 8. Уборка рабочих мест. Урок № 5 Тема урока: «Освещение. Свет и тень» Тип урока: урок-беседа Цель урока – ознакомление с понятием «освещение» как средство выявления объемы предмета Задачи: - формирование представлений о том, что в изобразительном искусстве свет является одним из основных условий выявления формы, фактуры, объема предметов; - расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине; - познакомить с градацией светотени, понятиями (полутень, блик, рефлекс, тень собственная); - воспитывать наблюдательность; - учить изображать предметы с боковым освещением; - провести исследование зависимости расположения светотени на предмете от расположения источника света; - совершенствовать приемы изображения предметов в перспективе. Материалы: черные краски, карандаш, ластик. Зрительный ряд: видеоролики, презентация «Свет и тень. Освещение», репродукции известных художников. Содержание урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.) 3. Понятия (тень, свет, направленное освещение, полутень, рефлекс). Взаимодействие света и тени, освещение в композиции в натюрморте. Светотень классифицируется: - по цветовому тону: золотистая и др.; - по назначению: контрастная, моделирующая и др.; - по образности художественного языка: мягкая, резкая, прозрачная, энергичная и др. светотень. 4. Задание: необходимо выполнить композицию на тему «Натюрморт с боковым освещением». 5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 6. Подведение итогов (см.прилож 6) 7. Уборка рабочих мест. Урок № 6 Тема урока: «Цвет в произведениях на примере натюрморта» Тип урока: урок-беседа Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: - формирование художественных знаний (что такое натюрморт, история возникновения натюрморта), умений (уметь отличать теплый натюрморт от холодного, обобщать); - развитие творческой активности ребенка; - воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Оборудование: - визуальный ряд: картины художников, писавшие в то время, иллюстрации, репродукции знаменитых художников (см. прилож. 5); Для учащихся: бумага, кисти, карандаши, краски, стирательные резинки. Для учителя: мел, бумага, карандаш, кисть. Содержание урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.) 3. Повторно проведен тест (7-10 мин) 4. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета» в искусстве. Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция в натюрморте. 5. Задание: необходимо выполнить цветовую композицию на тему «Теплый или холодный натюрморт» (на выбор ученика). 6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально. 7. Подведение итогов. 8. Уборка рабочих мест.
Результаты работы На начальном этапе для определения развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту был проведен тест – опросчик, который был направлен на выявления уровня сформированности композиционных умений. Данный тест состоял из 8 вопросов, из которых 4 вопросов было на знание, 2 вопроса на – мотивацию и 2 вопроса на определения навыков. (см. прил.4) Результаты теста-опросника на начальных этапах направленных на развитие композиционных умений при создании эскизов к натюрморту:
Результаты теста-опросника по критериям развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту на начальном этапе:
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что по когнитивным критериям – низкий результат, эмотивным критериям – средний, деятельностным критериям – низкий уровень развития композиционных умений. Это свидетельствует о том, что на начальном этапе развития композиционных умений на низком уровне. На начальном этапе для определения развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту был проведен тест – опросчик, который был направлен на выявления уровня сформированности композиционных умений. Данный тест состоял из 8 вопросов, из которых 4 вопросов было на знание, 2 вопроса на – мотивацию и 2 вопроса на определения умений. Оценка детских работ может определить уровень деятельностного и эмотивного критерия в комплексе композиционных умений. Анализ творческих работ складывался из следующих пунктов: 1. Композиционное построение 2. Передача формы 3. Соблюдение ритма 4. Цветовое решение 5. Оригинальность исполнения 6. Художественная выразительность
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|