Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельностный критерий.



Ученик должен уметь:

- Пользоваться красками (гуашь, акварель) и несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)

- Владеть навыками плоскостного и объемного изображения предметов

- Создавать творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту

- Правильно выстраивать натюрморт.

Деятельностный критерий характеризуется следующими уровнями:

Высокий уровень:

- Ученик пользуется и отлично владеет красками и графическими материалами,

- умеет передавать изображение предметов в плоскостном и объемном исполнении,

- с легкостью создает творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту,

- по всем правилам выстраивает натюрморт.

Средний уровень:

- Ученик пользуется красками и графическими материалами,

- не точно передает изображение предметов в плоскостном и объемном исполнении,

- создает творческие композиционные работы при создании эскизов к натюрморту, но без особых композиционных подходов,

Низкий уровень:

- Ученик плохо и с неохотой пользуется красками и графическими материалами,

- не может изобразить предмет в плоскостном исполнении,

- не справляется с композиционными работами при создании эскизов к натюрморту, не чувствует цвет в композиции.

Был проработан блок уроков, направленный на развитие композиционных умений при создании эскизов к натюрморту, который основывается на программу Б.М. Неменского в 6 «в» классе по теме «Натюрморт», что прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные знания в процессе обучения, и построен так, чтобы выявить начальный уровень композиционных умений школьников и развивать их.

Блок уроков состоит из 6 занятий, 2 из которых диагностические, которые проводятся в начале и в конце блока. Занятие длится 1 учебный час, но в некоторых занятиях уделяется больше времени для практической работы.

Темы блока уроков по изобразительному искусству:

1. Вводное занятие. «Изобразительное искусство в семье пластических искусств на примере натюрморта»;

2. «Линия и ее выразительные возможности в натюрморте»;

3. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен в витраже»;

4. «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»;

5. «Освещение. Свет и тень»;

6. Итоговое занятие. «Цвет в произведениях на примере натюрморта»;

Конспекты уроков:

Урок №1

МОУ СОШ № 40

Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств на примере натюрморта»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной

Задачи:

- обучающие: формирование художественных знаний (что такое композиция, композиция в изобразительном искусстве, виды композиции, приемы, законы композиции и т. д), умений (развивать глазомер, уметь обобщать, видеть форму) и навыков (как от руки провести прямую, штриховка);

- развивающие: развитие творческой активности ребенка;

- воспитывающие: воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Оборудование:

- визуальный ряд: иллюстрации из книг, репродукции известных художников, картинки;

- музыкальный ряд: звуки природы;

Для учащихся: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Для учителя: мел, бумага, карандаши

Ориентировочная структура плана урока

План урока:

(40 минут)

1. Организационный момент (0,5 мин).

2. Сообщение темы и цели урока (0,5)

3. Объяснение нового материала (15 мин.).

4. Педагогический рисунок (2 мин.).

5. Самостоятельная работа учащегося (15 мин).

6. Просмотр и анализ детских работ (4,5 мин).

7. Итог урока (0;5 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Проводится тест (7-10мин) результаты см. в прилож.

3. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

4. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Художественные материалы и их выразительность в натюрморте.

5. Затем идет объяснение темы творческой работы (Упражнение – на листочках выбрать из ряда картин натюрморт и изобразить его).

6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

7. Подведение итогов.

8. Уборка рабочих мест.

Урок №2

Тема урока: «Линия и ее выразительные возможности в натюрморте».

Тип урока: урок-беседа

Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

- формирование художественных знаний (какие приемы композиции существуют, где встречаются и для чего используются), умения (уметь использовать различные приемы композиции, видеть их в произведениях искусства);

- развитие творческой активности ребенка;

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Оборудование:

- визуальный ряд (слайды с картинками)

Для учащихся: бумага, цветные карандаши, краски, кисти.

Для учителя: мел, кисти, бумага, краски.

Содержание урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

3. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения в композиции натюрморта. Ритм линий в натюрморте, ритмическая организация пространства. Роль ритма в создании образа в композиции натюрморта. Натюрморты известных художников.

4. Упражнение: из цветных шаблонов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) составить динамичную и статичную, симметричную и асимметричную композицию.

5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

6. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.

Урок №3

Тема урока: «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен в натюрморте»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

- формирование художественных знаний (какие законы композиции существуют, где встречаются и для чего используются), умения (уметь использовать различные законы композиции и применять их в работах, видеть их в произведениях искусства) и навыки;

- развитие творческой активности ребенка;

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Оборудование:

- визуальный ряд (слайды с картинками)

Для учащихся: бумага, цветные карандаши, краски, кисти.

Для учителя: мел, кисти, бумага, краски.

Содержание урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

3. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в натюрморте и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения в композиции натюрморта. Ритм пятен в композиции. Доминирующее пятно. Линия и пятно при создании эскизов к натюрморту.

4. Задание: изобразить при помощи разных по тональности пятен композицию на тему «Декоративный натюрморт».

5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

6. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.

Урок № 4

Тема урока:«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Тип урока:урок-упражнение

Цель урока -познакомить учащихся с понятиями: форма, конструкция. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать форму и конструкцию предметов.

Задачи урока:

1. Формировать знания о форме и конструкции предметов;

2. Познакомить с методами изображения предметов сложной формы;

3. Научить грамотно составлять натюрморт;

4. Совершенствовать навыки работы графическими материалами, используя средства выразительности графики.

Оборудование и материалы:листы бумаги формата А5, тушь, кисти, карандаши.

Зрительный ряд:предметы простой и сложной формы.

Содержание урока

1. Организационный момент (0,5 мин.).

Деление класса на группы.

2. Сообщение темы урока (0,5 мин.).

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы.

Какой предмет легче нарисовать? Почему? (учитель демонстрирует два предмета: яблоко и кувшинчик).

Учащиеся: Яблоко, у него простая форма.

Учитель: На какую простую геометрическую фигуру по очертанию похоже яблоко?

Учащиеся: На круг.

Учитель: А какие простые геометрические фигуры вы знаете?

Учащиеся: Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, трапеция.

Учитель: А можно форму сложного предмета привести к простой?

Учащиеся: Да.

Учитель: А как это сделать?

Совещание в группах. Ответ групп.

Учитель: Молодцы. Обе группы провели анализ конструкции предмета сложной формы – кувшина.

Ребята, что нового узнали сегодня?

Учащиеся: Что такое форма, что такое конструкция, как изобразить предметы сложной формы.

4. Динамическая пауза.

Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1упражнение – дети рисует руками в воздухе простые геометрические фигуры; 2 упражнение – рисуют руками очертания предметов сложной формы.

5. Практическое выполнение задания.

На формате А5 сочинить декоративный натюрморт, с четким анализом конструкции сложных предметов (простые геометрические фигуры не соединять, а оставлять между ними пространство), используя графические изобразительные средства (пятно, линию).

6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

7. Подведение итогов (см. прилож. 4)

8. Уборка рабочих мест.

Урок № 5

Тема урока: «Освещение. Свет и тень»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока – ознакомление с понятием «освещение» как средство выявления объемы предмета

Задачи:

- формирование представлений о том, что в изобразительном искусстве свет является одним из основных условий выявления формы, фактуры, объема предметов;

- расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;

- познакомить с градацией светотени, понятиями (полутень, блик, рефлекс, тень собственная);

- воспитывать наблюдательность;

- учить изображать предметы с боковым освещением;

- провести исследование зависимости расположения светотени на предмете от расположения источника света;

- совершенствовать приемы изображения предметов в перспективе.

Материалы: черные краски, карандаш, ластик.

Зрительный ряд: видеоролики, презентация «Свет и тень. Освещение», репродукции известных художников.

Содержание урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

3. Понятия (тень, свет, направленное освещение, полутень, рефлекс). Взаимодействие света и тени, освещение в композиции в натюрморте.

Светотень классифицируется:

- по цветовому тону: золотистая и др.;

- по назначению: контрастная, моделирующая и др.;

- по образности художественного языка: мягкая, резкая, прозрачная, энергичная и др. светотень.

4. Задание: необходимо выполнить композицию на тему «Натюрморт с боковым освещением».

5. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

6. Подведение итогов (см.прилож 6)

7. Уборка рабочих мест.

Урок № 6

Тема урока: «Цвет в произведениях на примере натюрморта»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

- формирование художественных знаний (что такое натюрморт, история возникновения натюрморта), умений (уметь отличать теплый натюрморт от холодного, обобщать);

- развитие творческой активности ребенка;

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Оборудование:

- визуальный ряд: картины художников, писавшие в то время, иллюстрации, репродукции знаменитых художников (см. прилож. 5);

Для учащихся: бумага, кисти, карандаши, краски, стирательные резинки.

Для учителя: мел, бумага, карандаш, кисть.

Содержание урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

3. Повторно проведен тест (7-10 мин)

4. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета» в искусстве. Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция в натюрморте.

5. Задание: необходимо выполнить цветовую композицию на тему «Теплый или холодный натюрморт» (на выбор ученика).

6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

7. Подведение итогов.

8. Уборка рабочих мест.

 

Результаты работы

На начальном этапе для определения развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту был проведен тест – опросчик, который был направлен на выявления уровня сформированности композиционных умений. Данный тест состоял из 8 вопросов, из которых 4 вопросов было на знание, 2 вопроса на – мотивацию и 2 вопроса на определения навыков. (см. прил.4)

Результаты теста-опросника на начальных этапах направленных на развитие композиционных умений при создании эскизов к натюрморту:

 

И.Ф. класс 6 «Б» 1в. 2в. 3вв. 4в. 5в. 6в. 7в. 8в.
1.   Колесников Сергей - + + - + + - +
2. Желудев Максим   - + + - + + + -
3. Коскаров Саша   + - + + + - + +
4. Шиловская Наташа   + - + + - + + -
5. Варфаламеев Степан - + + + - + + +
6. Конева Вероника + + + + - + - +
7. Сергеев Дима - - + + + + + +
8. Сопельникова Анна + + + + - + - +
9. Кондрашов Дима + - + - + + + -
10.1 Есипов Иван - + - + + - + +
Некрасова Кристина + - + + - + + -
Мухаметзянова Лилия + + - + + - + +
Колозян Татос - - + + - + + +
Токарев Вова + + + - + + + +
Чекашкин Евгений + + - + + - - +
Ложкина Марина - + + - - + + -
Заграй Артем + - + - + + - +

 

Результаты теста-опросника по критериям развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту на начальном этапе:

Ф. И. ученика Критерии развития композиционных умений
Когнитивный Эмотивный Деятельностный
Колесников Сергей Средний Средний Высокий
Желудев Максим Высокий Средний Средний
Коскаров Саша Средний Высокий Средний
Шиловская Наташа Высокий Средний Средний
Варфаламеев Степан Высокий Средний Средний
Конева Вероника Высокий Средний Средний
Сергеев Дима Средний Высокий Средний
Сопельникова Анна Средний Высокий Средний
Кондрашов Дима Высокий Высокий Высокий
Есипов Иван Средний Средний Средний
Некрасова Кристина Высокий Средний Средний
Мухаметзянова Лилия Средний Средний Средний
Колозян Татос Средний Высокий Средний
Токарев Вова Высокий Средний Высокий
Чекашкин Евгений Средний Средний Средний
Ложкина Марина Средний Средний Высокий
Заграй Артем Средний Средний Высокий

 

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что по когнитивным критериям – низкий результат, эмотивным критериям – средний, деятельностным критериям – низкий уровень развития композиционных умений. Это свидетельствует о том, что на начальном этапе развития композиционных умений на низком уровне.

На начальном этапе для определения развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту был проведен тест – опросчик, который был направлен на выявления уровня сформированности композиционных умений. Данный тест состоял из 8 вопросов, из которых 4 вопросов было на знание, 2 вопроса на – мотивацию и 2 вопроса на определения умений.

Оценка детских работ может определить уровень деятельностного и эмотивного критерия в комплексе композиционных умений. Анализ творческих работ складывался из следующих пунктов:

1. Композиционное построение

2. Передача формы

3. Соблюдение ритма

4. Цветовое решение

5. Оригинальность исполнения

6. Художественная выразительность

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.