Здавалка
Главная | Обратная связь

Выводы по третьей главе



Для определения эффективности использованной методики развития композиционных умений, были сравнены таблицы оценки композиционных умений на начальном и заключительном этапах. В результате начального этапа заметим, что уровень композиционных умений у детей низкий. После проведённых уроков показатели заметно выросли. Это говорит о том, что данная методика действительно оказалась эффективной. В ходе исследования были определенны и проведены в условиях поисковой работы методические основы развития композиционных умений в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Также было разработано содержание форм и методов по использованию учебного методического комплекса. В итоге были определены уровни сформировавшихся художественных знаний, художественных умений и творческого опыта в процессе ознакомления с искусством натюрморта. Было выявлено, что по критериям развития композиционных умений, показатели возросли на 40% по деятельностному, на 50% по когнитивному критерию и на 80% по эмотивному критерию.

На основе изучения научно-методической литературы и проведённого исследования можно сказать, что искусство натюрморта может сопутствовать повышению уровня эстетического воспитания и развития композиционных умений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и составлении методических пособий по освоению различных видов искусства на примере натюрморта учителями изобразительного искусства. Таким образом, цели исследования были достигнуты, выявив наиболее эффективные формы, методы и средства развития композиционных умений учащихся.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие композиционных умений у учащихся 6-х классов был рассмотрен как достаточно сложный, многоступенчатый процесс, который реализовывался в процессе создания эскизов к натюрморту на тему «Декоративный натюрморт» и проводился в несколько этапов.

Было выяснено, что композиционные умения – это сознательное владение приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных средствах. В процессе развития композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей.

В ходе работы были достигнуть поставленные в начале исследования задачи:

1. Была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме дипломной работы, где основы композиции и развитие композиционных умений в полной мере раскрыты в трудах многих теоретиков. Благодаря их трудам возможно развитие композиционных умений на занятиях по изобразительному искусству. Были выявлены композиционные умения, такие как: Видение и построение пространства;

Знать и видеть законы композиции; Знать приемы композиции и умение их применять; Уметь выделить основные элементы и подчинить им все сопровождающие детали; Уметь распределять элементы на плоскости, и структуру которую они образуют; Уметь приводить к цельности зрительного образа; Умение воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное пространство; Умение выражать свои мысли и чувства.

2. Было разработано содержание блока уроков направленное на развитие композиционных умений у учащихся 6-х классов при создании эскизов к натюрморту, который основывается на программу Б.М. Неменского в 6 «А» классе по теме «Декоративный натюрморт». Это прекрасно дополняет существующую программу, обобщая полученные знания в процессе обучения, и построен так, чтобы выявить начальный уровень композиционных умений школьников и развивать их;

3. Был разработан диагностический инструментарий по развитию композиционных умений у учащихся при создании эскизов к натюрморту. По разработанным критериям (эмотивный, деятельностный и когнитивный) возможно выявления уровня композиционных умений и дальнейшее улучшение знаний в области композиции;

4. В ходе работы над дипломом была выполнена творческая работа по теме дипломной работы: эскизы на тему «Декоративный натюрморт». Для создания дипломного проекта натюрморта на тему «Декоративный натюрморт» была взята технология гуаши.

5. Была проведена опытно-поисковая работа на базе МОУ СОШ №40 в 6 «А» классе, направленная на развитие композиционных умений у учащихся при создании эскизов к натюрморту. Данная поисковая работа была направлена на овладение основ композиции натюрморта, умения видеть и уметь использовать все композиционные умения и знания для создания эскизов к натюрморту. Было выявлено, что по критериям развития композиционных умений, показатели возросли на 50% по когнитивному критерию, на 40% по деятельностному и на 80% по эмотивному критерию.

Таким образом, исследовательские и методические материалы по данной проблеме, а также творческий проект эскизы натюрмортов по теме: «Декоративный натюрморт» может представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития композиционных умений также актуальна. Проект выполнен не только как учебный вариант, но также возможна его дальнейшая реализация в плане композиционного решения натюрморта, или даже полном выполнении проекта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксёнов, Ю.Г. Цвет и линия Текст. / Ю.Г. Аксёнов, М.М. Леви-дова. М.: Советский художник, 1986. - 326 с.

2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984

3. Большая Российская энциклопедия Текст.: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Рос. энцикл., 2008.

4. Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005

5. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009

6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977

7. Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004

8. Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6. С.34-37.

9. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997

10. История мировой живописи. Классический натюрморт: Вера Калмыкова, Виктор Темкин — Москва, Белый город, 2009 г.- 128

11. Иончиков А.И. «Декоративная живопись», Владивосток, ВГУХ, 1999г.

12. Козлов, В.И. Теория и практика подготовки в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «Изобразительное искусство» 2001. - 559 с

13. Краткий словарь по эстетике. Текст.: книга для учит. / под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.

14. Левандовский С. О сюжете и композиции // Художник. 1981, № 4. С.58-61.

15. Левин С. Ваш ребенок рисует – М.: Советский художник, 1979, 270с.

16. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984.

17. Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2007.

18. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Москва 2006. 944 ст.

19. Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям". М., «Просвещение», 1976 г.

20. Под рук. Т. Я. Шпикаловой программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»,1/2. С.1

21. Под рук. В.С. Кузина программа «Изобразительное искусство» 1-9 классы,

22. . Сарьян М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально – декорационное искусство – Ленинград: Аврора, 1987

23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

24. http://ru.wikipedia.org/

25. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.

26. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.: Искусство,1970.

27. Фаворский В.А. О композиции. // Искусство. 1933.

28. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт – М.: Арт – Родник, 2000, 112с.

29. Чистяков П.П. и В. Е. Савинский. Переписка (1883- 1888). Воспоминания.- Л.; М., 1939.

30. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: «Просвещение», 1979.

31. Энциклопедия для детей «Искусство», том II, М.: «Дрофа», 2003г.

32. Энциклопедия искусства: http://www.artprojekt.ru

33. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно - популярная энциклопедия: http://www.krugosvet.ru/

34. Юон К. Ф. Об искусстве. - М., 1959.- Т. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рис. 1 Учебник Н.М. Сокольникова

«Основы композиции»

Рис.2 Уч.пособие Паранюшкин Р.В.,

«Композиция»

 

Рис.3 Уч. пособие Логвиненко Г.М

«Декоративная композиция».

 


Рис.4 Книга Калмыкова В.В

«Натюрморт»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рис.1 Адия Ситдикова

«Натюрморт с хлебом»

 

 

Рис 2. Юмашев А.Б.

«Натюрморт»

 

Рис. 3 Петров-Водкин К.С.

«Свеча и графин»

Рис.4 Петров-Водкин К.С.

«Натюрморт с самоваром»

 

Рис.5 Поль Сезан Рис. 6 Адия Ситдикова

«Натюрморт с корзиной яблок» «Домбры»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест-опросник на тему «Основы Композиции. Натюрморт»:

1.Как вы думаете, что такое композиция?

а. Построение художественного произведения;

б. Сочинение чего-то нового на листе бумаги;

в. Составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

 

2.Как вы считаете, нужны ли знания о композиции в повседневной жизни или без нее можно обойтись?

а. Нужна;

б. Нет, не нужна.

 

3.Как вы думаете, что такое натюрморт?

а. Изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики;

б. Произведение графического искусства, нарисованное на стекле;

в. Произведение искусства, изображаемое на дереве специальными материалами.

 

4.Для построения идеальной композиции как должны располагаться предметы в картине?

а. Должны располагаться хаотично по всему листу;

б. Должны располагаться так, чтобы образовать простые геометрические фигуры.

 

5.Что обозначает динамика в композиции?

а. Движение;

б. Спокойствие;

в. Соединение.

 

6.Какого вида натюрморта не существует?

а. Сюжетно-тематический

б. Теплый

в. Горячий

 

7.Где требуются знания о композиции?

а. Для построения картины (художественное произведение, витраж, фреска), здания, интерьера;

б. Знания требуются даже в быту;

в. На уроках изобразительного искусства.

 

8.Как вы относитесь к занятиям по изобразительному искусству?

а. Самый любимый предмет;

б. Люблю рисовать;

в. Один из не нужных предметов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Детские работы на занятиях направленных на развитие композиционных умений у учащихся при создании эскизов к натюрморту.

 

 

Рис.1 Эскиз натюрморта Корсакова Саши

 

 

 

Рис. 2 Эскиз натюрморта Ложкиной Марины

 

 

Рис. 3 Эскиз натюрморта Чекашкина Жени

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Детские работы после проведения урока «Свет и тень. Освещение»

 

Рис.1 Эскизы к натюрморту Шиловской Наташи

 

 

Рис.2 Эскизы к натюрморту Чекашкина Евгения

 

 

Рис.3 Эскиз к натюрморту Ложкиной Марины







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.