Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Отличие от государственной измены (ст.295 УК РФ).
Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона: разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены преступления предполагает: – противоправное придание огласке сведений, составляющих государственную тайну, путем действия или бездействия; – наступление определенных последствий – они стали достоянием других лиц; – причинную связь между указанными действиями и последствиями. Другие лица – это те, которые не допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущены, но к иным сведениям. Способы разглашения могут быть различными: устный (выступление, разговор), письменный (опубликование в печати, указание в письме), демонстративный (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), нарушение порядка хранения и пользования такими сведениями (оставление документов в местах, доступных для ознакомления другими лицами, утрата документов). Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием другого лица, т. е. с наступлением последствий. Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел. Субъект преступления – специальный: – лица, имеющие допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну; – лица, указанные сведения которым стали известны в силу должностных обязанностей по службе или работе. Квалифицированный состав преступления – разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжкие последствия – оценочное понятие, устанавливаемое в зависимости от обстоятельств содеянного преступления, в частности от наличия использования этих сведений и его адресата, значимости причиненного фактического ущерба и т. д. В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ. Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны - иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) В ст. 190 УК РФ речь идет об ответственности только за невозвращение в Россию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным. Понятие "культурные ценности" достаточно широкое и раскрыто в Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Однако ст. 190 говорит не о любых культурных ценностях, а только тех, которые отнесены к числу предметов художественного, исторического и археологического достояния. При этом данные предметы могут быть собственностью государства, муниципального образования, любого физического или юридического лица. Ориентиром для отнесения культурных ценностей к предметам, составляющим достояние народов России и зарубежных стран, может быть перечень предметов, которые не подлежат вывозу через таможенную границу РФ без обязательства их обратного ввоза. К ним относятся: 1) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; 2) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; 3) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; 4) культурные ценности, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз культурных ценностей, находящихся на территории России, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими организациями или гражданами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях на основании свидетельства на право временного вывоза, выдаваемого Федеральной службой по сохранению культурных ценностей по ходатайству собственника этих ценностей или уполномоченного им лица. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находятся учреждения, ходатайствующие о временном вывозе культурных ценностей. Суть преступления, отнесенного законом к числу тяжких, заключается в невозвращении на территорию Российской Федерации в установленный срок временно вывезенных за ее пределы культурных ценностей (предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран). Наступления преступных последствий не требуется. Преступление считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т. п.), и иные уважительные причины. Общественная опасность состоит в подрыве порядка вывоза и ввоза культурных ценностей, в утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, и доступных для использования в соответствующем порядке независимо от их формы собственности. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный при этом осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния, что они вывезены за пределы РФ на определенный срок и подлежат возврату, что срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но, тем не менее, по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию. Субъектом преступления может быть собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо либо должностное лицо или представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз за пределы России предметов достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок. Невозвращение в установленный срок предметов, являющихся художественным, историческим или археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, может быть связано с хищением этих предметов. Если должностные лица и другие представители государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченные на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные гражданина - собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность). В статье содержатся признаки одного состава преступления без квалифицирующих признаков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|