Здавалка
Главная | Обратная связь

И организация их работы



НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ БИБЛИОТЕК

для специальности

1 – 23 01 11 Библиотековедение и библиография (по направлениям)

направлению специальности 1-23 01 11-01 Библиотековедение и библиография (менеджмент)

специализации 1-23 01 11-01 07 Научно-методическая деятельность библиотек

 

Факультет информационно-документных коммуникаций

Кафедра теории и истории информационно-документных коммуникаций

 

Курс 2, 3, 4

 

Семестр IV, V, VIII Экзамен V

 

Лекции 46 Зачёт IV, VIII

 

Практические (семинарские)

занятия 88

 

Аудиторных часов по

учебной дисциплине 134

 

Всего часов по

учебной дисциплине 166 Форма получения

высшего образования: дневная, заочная

 

 

Составители: Вера Александровна Касап, кандидат педагогических наук, доцент

 

Учебно-методический комплекс составлен на основе учебной программы

«Научно-методические службы библиотек» (Мн., 2011) № УД – 112/уч. 04.10.2011

 

Рассмотрен и рекомендован к утверждению кафедройтеории и истории информационно-документных коммуникаций 16.10.2015 г., протокол № 3

 

Заведующий кафедрой

 

________________ В.А.Касап

 

Минск

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины обусловлена постоянно возрастающей ролью, которую играют научно-методические службы в совершенствовании и развитии библиотечной отрасли на современном этапе. Именно на них время возлагает разработку стратегических и перспективных целей, определение путей повышения эффективности обслуживания пользователей, разработку и актуализацию правовой и нормативной базы библиотек, расширение консультационно-методической помощи и совершенствование методики подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, выявление и внедрение инновационного опыта работы в деятельность библиотеки.

Программа дисциплины «Научно-методические службы библиотек» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Е1–23.01.11 «библиотековедение и библиография».

Программа составлена с целью подготовки библиотечных специалистов, владеющих методикой научно-методического обеспечения библиотечной деятельности.

Задачи курса – формирование у студентов комплексных знаний о функциях, принципах научно-методических служб, основных направлениях методического обеспечения деятельности библиотеки, современных методах консультационно-методической помощи библиотечным кадрам и пути повышения их квалификации в системе непрерывного библиотечного образования.

В программе в логической взаимосвязи выделены темы, последовательно раскрывающие специфику научно-методической работы, ее компоненты, формы и методы, главные аспекты методической помощи в практической деятельности библиотеки, основы консультационно-методической деятельности научно-методических служб и их основные направления в системе повышения квалификации сотрудников библиотек, а также методическое руководство библиографической и краеведческой деятельностью.

При составлении программы учитывались межпредметные связи с дисциплинами «Библиографоведение. Теория», «Библиотечный технологический менеджмент», «Библиотековедение. Теория», «Информационный рынок и его правовое обеспечение», «Организация и методика научных и методических исследований», «Библиотечная статистика», «Библиотечно-библиографическое краеведение», «Организация и технология библиографической работы» и другими курсами, которые служат фундаментом в приобретении профессиональных знаний по специализации «библиотекарь-методист».

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс должен знать:

¾ задачи, функции, приоритетные направления деятельности научно-методической службы на современном этапе развития библиотечного дела;

¾ формы и методы научно-методической работы;

¾ базовые нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность библиотеки;

¾ деятельность библиотеки как объекта методического обеспечения;

¾ показатели деятельности библиотеки;

¾ систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров;

¾ методическое руководство библиографической и краеведческой деятельности;

владеть методиками:

¾ анализа библиотечной практики;

¾ организации методического мониторинга;

¾ проведения обследования библиотеки;

¾ консультирования библиотечных специалистов;

¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;

¾ выявления и внедрения инновационного опыта в деятельность библиотеки;

¾ проведения устных и письменных консультаций;

¾ подготовки аналитических материалов о деятельности библиотек;

¾ составления локальных нормативных правовых документов библиотеки;

¾ разработки программ по повышению квалификации и переподготовки библиотечных кадров.

Учебный курс «Научно-методические службы библиотек» читается в объеме 166 академических часов и включает лекционные (46 часов), семинарские (48 часов) и практические (42 часа) занятия. Обучение носит как теоретический, так и практический (прикладной) характер. Предусмотрено проведение аудиторных практических занятий в форме тренингов, анализа смоделированных ситуаций, принятия методических решений, консультаций библиотекарям-практикам, деловых игр и других активных формах. Наряду с аудиторными занятиями предусмотрено посещение библиотек, а также самостоятельная работа обучающихся, что содействует активизации их творческого потенциала. С целью промежуточного контроля по рекомендации педагога выполняются самостоятельные практические задания и рубежное тестирование (контрольные работы). Курс предусматривает экзамен в первом семестре и зачет во втором семестре.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для студентов ФИДК

 

Номер раздела темы Название раздела темы Количество аудиторных часов Ссамостоятельная работа тсудентов Иное Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
  Введение            
  Тема 1. Основы научно-методической работы      
  Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы     опрос
  Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг     опрос
  Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам     конспект литературы
  Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров        
  Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек       тесты
  Тема 7. Виртуальные научно-методические службы библиотек       видеопрезентация
  ВСЕГО      

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для факультета заочного обучения

 

Номер раздела темы Название раздела темы Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов Иное Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
  Введение              
  Тема 1. Основы научно-методической работы          
  Тема 2.Научно-методические службы библиотек и организация их работы         опрос
  Тема 3.Аналитическая деятельность научно-методической службы. Методический мониторинг         опрос
  Тема 4Консультационно-методическая помощь библиотекам         конспект
  Тема 5. Повышение квалификации библиотечных кадров          
  Тема 6. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек. Виртуальные научно-методические службы библиотек         тесты
                 
  ВСЕГО          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Предмет и задачи курса. Место курса в системе подготовки библиотечных специалистов. Взаимосвязь курса с дисциплинами гуманитарного комплекса, его роль и значение в цикле библиотековедческих дисциплин. Структура курса, формы учебной деятельности студентов при изучении дисциплины, основная и дополнительная литература.

Тема 1. Основы научно-методической работы

Научно-методическая работа как сущностная составляющая деятельности научно-методических служб: принципы, цели, задачи, ключевые элементы. Значение и роль научно-методической работы в совершенствовании деятельности библиотек (определение путей повышения эффективности работы, освоение новшеств, повышение квалификации библиотечных кадров, разработка стратегии развития). Формы и методы научно-методической работы. Терминологический анализ понятий: «методическое руководство», «методическое обеспечение»,«методическая помощь», «методическая служба», «метод», «методика», «методист», «анализ», «библиотечная статистика», «мониторинг», «методический мониторинг», «статистический мониторинг», «библиотечная технология», «показатель», «прогнозирование», «повышение квалификации библиотечных кадров» и т.д. Методическое обеспечение библиотек как главное предназначение научно-методических служб. Принципы методического обеспечения: научность, активность, рекомендательность, дифференцированный подход, выделение главного звена, непосредственная связь с библиотеками, оперативность, систематичность, плановость. Функции методического обеспечения: организаторская, информационная, педагогическая, научно-исследовательская. Взаимосвязь научно-исследовательской и научно-методической деятельности. Основные направления методического обеспечения: консультационно-методическая помощь библиотекам, управление инновациями, повышение квалификации библиотечных кадров. Библиотечное законодательство: базовые законы и подзаконные акты, нормативно-регламентирующие документы.

Семинар.

Аудиторные практические занятия.

 

Тема 2. Аналитическая деятельность научно-методической службы

Анализ библиотечной практики как главное направление деятельности научно-методической службы по методическому обеспечению библиотек. Роль, виды и этапы анализа библиотечной практики: анализ первичной библиотечной документации и опубликованных работ о деятельности библиотеки. Обзоры деятельности библиотек, методика их составления. Использование результатов аналитической деятельности в методическом обеспечении библиотек. Обследование библиотек: виды, методика проведения.

Назначение библиотечного мониторинга, его роль в управлении развитием библиотечной отрасли. Применение библиотечного мониторинга в деятельности научно-методических служб. Методический мониторинг каксистема слежения научно-методического центра за изменениями в подведомственных библиотеках. Объекты мониторинга и источники информации. Определение цели мониторинга, выбор необходимых показателей работы библиотек, разработка алгоритма получения информации, инструментария (виды статистических таблиц), обработка полученных статистических данных. Итоговые материалы мониторинга и их использование в оценке и составлении прогнозов развития библиотечной отрасли. Библиотечная статистика: статистическая отчетность библиотек системы Министерства культуры, формы государственной статистики.

Семинар.

Аудиторные практические и лабораторные занятия.

Посещение отдела Маркетинга Центральной городской библиотеки им. Янки Купалы.

Тема 3. Консультационно-методическая помощь библиотекам

Библиотека как объект консультационно-методического обеспечения (оказания методической консультационной помощи): организационно-функциональная структура, технология, локальная нормативно-регламентирующая документация. Задачи и формы методического консультирования библиотекарей: устные консультации, письменные консультации, требования к ним. Общая методика подготовки и оказания консультационных услуг. Консультационная помощь библиотекам в освоении новшеств и нововведений. Система методических изданий, выпускаемых методическими службами.

Семинар.

Практические и лабораторные занятия.

 

Тема 4. Повышение квалификации библиотечных кадров

Библиотечное образование и повышение квалификации. Цели и задачи повышения квалификации библиотечных кадров, повышение квалификации в системе непрерывного образования. Требования к системе повышения квалификации: всеобщность, дифференцированный подход, развитие творческой инициативы библиотекарей, систематичность и последовательность. Формы повышения квалификации: курсы, конференции, семинары, совещания, практикумы и стажировки библиотекарей. Активные формы повышения квалификации: деловые игры, состязательные формы. Современные решения и подходы к повышению квалификации. Система повышения квалификации в республике: опыт научно-методических служб. Роль научно-методических служб в самообразовании сотрудников библиотеки. Профессиональные издания, их роль в самообразовании.

Семинар.

Практическое занятие.

Деловая игра.

Тема 5. Научно-методические службы библиотек

и организация их работы

Национальная библиотека Беларуси, республиканские отраслевые библиотеки, областные библиотеки как научно-методические центры библиотечных сетей своих ведомств, организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Координация научно-методических служб республики: координационные планы научно-исследовательской и научно-методической работы, их роль, процедура формирования. Методические службы в системе библиотечного менеджмента. Методическая служба в централизованной библиотечной системе: организационная форма, штат, нормативно-правовая документация, структура подсобного фонда, материально-техническая база. Участие методической службы в управлении центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: планирование, отчетность, управление библиотечной технологией и инновациями, участие в разработке локальных нормативных правовых документов, в реализации маркетинговых программ, профессионализация кадров. Требования, предъявляемые к работнику научно-методической службы.

Семинар.

Аудиторные практические и лабораторные занятия.

Посещение отдела библиотековедения Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Тема 6. Научно-методическая поддержкаинновационной деятельности библиотек Научно-методические службы библиотек как элементы инфраструктуры инновационной деятельности: цели, задачи, направления деятельности. Научно-методическое обеспечение инновационного развития библиотек, характеристика системы: «библиотекарь – новация – методист – инновация – библиотекарь». Основные направления и методика изучения библиотечных инноваций. Аналитическая деятельность библиотек как способ выявления, изучения и внедрения инновационных форм работы в деятельность библиотеки. Организация работ по распространению и продвижению новшеств в библиотечном деле. Методист библиотеки как инициатор инновационной деятельности.

Семинар.

Практическое занятие.

Аудиторные практические занятия.

Тема 7. Методическое обеспечение библиографической деятельности

Сущность методического руководства библиографической деятельностью, его основные направления.

Система методического обеспечения библиографической деятельности научно-методическими центрами библиотечных сетей своих ведомств: организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Участие библиографических подразделений в методической работе библиотеки.

Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта библиографической деятельности. Повышение квалификации и переподготовка кадров библиографических подразделений библиотеки.

Анализ библиографических материалов и библиографических изданий.

Особенности методической работы библиографического подразделения библиотек разных типов. Инструктивно-методические документы, отражающие библиографическую работу и основные ее направления. Формы и методы методической помощи в организации и управлении библиографической деятельностью.

Семинар.

Аудиторные практические занятия.

 

Тема 8. Методическое обеспечение краеведческой деятельностью

Сущность методического обеспечения краеведческой деятельности, основные цели, задачи, направления.

Система методического обеспечения краеведческой деятельности научно-методическими центрами библиотечных сетей своих ведомств: НББ, ОУНБ, ЦРГБ. Участие краеведческих подразделений в обеспечении методической работы библиотеки в области краеведения.

Подготовка и издание материалов по организации и управлению краеведческой деятельностью для библиотек различных ведомств и сетей, разработка инновационных проектов и программ в области краеведения. Методическое сопровождение организации и проведения творческих лабораторий, обучающих семинаров, практикумов, конференций по краеведческой тематике.

Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта краеведческой деятельности в работе библиотек: организация повышение квалификации и переподготовка кадров краеведческих подразделений библиотеки в рамках системы непрерывного образования библиотечных работников. Подготовки и выпуск краеведческих информационных изданий.

Особенности методической работы краеведческого подразделения библиотек разных типов. Инструктивно-методические документы, отражающие краеведческую деятельность. Формы и методы методической помощи в организации и управлении краеведческой деятельностью.

Семинар.

Практическое занятие.

Посещение отдела Белорусской и краеведческой литературы Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Тема 9. Виртуальные научно-методические службы библиотек

Виртуальные научно-методические службы библиотек: способы организации и функционирования. Цели, задачи, основные направления деятельности.

Правовые механизмы функционирования виртуальных методических служб и их нормативно-правовая документация: положение о функционировании ВНМС, технологические и должностные инструкции. Анализ деятельности виртуальных методических служб. Корпоративное взаимодействие с методическими службами других библиотек.

Семинар.

Практическое занятие.

Аудиторные практические занятия.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.