Здавалка
Главная | Обратная связь

Семья и семейные отношения.

Особенности семьи и семейных отношений в Мозырско-Припятском Полесье: традиции и современность

 

Традиционные и современные семейные отношения в Мозырско-Припятском Полесье специально не исследовались, что обусловило выбор темы автором. К отдельным её аспектам обращались М. В. Довнар-Запольский, Ю. Крачковский, П. Г. Козловский, А. Н. Курилович, И. В. Чаквин и др.

Природа семейных отношений у каждого народа отличается. Присутствуют также региональные отличия в пределах страны, района, деревни и т. п. Под семьей в современной научной литературе понимается объединение людей, связанных между собой родством по крови или браку. По определению Э. Гидденса, семья – не просто группа индивидов, связанных узами кровного родства, браком или отношениями усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые члены семьи несут ответственность за воспитание детей. Они связаны также общим бытом и взаимной ответственностью. Что касается современной семьи, то следует отметить, что не редкость сегодня гражданские браки, неполные семьи, членам которых характерны: психологическая совместимость, взаимопомощь, ведение общего домашнего хозяйства.

Базовой формой семьи белорусов была патриархальная (традиционная) семья, просуществовавшая до начала XX в. и даже позднее. Для традиционной семьи характерна была устойчивость, стабильность, высокая статусная роль в жизни каждого человека, которая во многом обеспечивалась устойчивостью норм традиционного права и семейными традициями. На Полесье семейные традиции отличались наибольшим постоянством. Семья была главной экономической, социальной и религиозной ячейкой государства, включая в себя все стороны жизни: сельскохозяйственный труд, строительство домов, воспитание и социализацию детей в культуре этноса, уход за пожилыми и их опеку, организацию праздников, обрядов, проведение досуга и пр.

Традиционная семья опиралась на стабильные внешние структуры: церковь и государство. Стратегической линией традиционной семьи было сохранение образа жизни старшего поколения и социализация молодежи в рамках существующих норм и ценностей.

 

Семья и семейные отношения.

Наиболее ранние письменные сведения о полесской семье, ее структуре, семейных взаимоотношениях относятся к ХVI–ХVIII вв. В этот период семью чаще называли «домовство» или «дворохозяйство», где рядом с её членами, связанными кровным родством или браком, жили и неродные. Также семью именовали «хатняя група» и «хатняя супольнасць» – прежде всего экономическая ячейка. В семьях состоятельной шляхты долгие годы проживали гувернантки (боны), приживалы, прислуга и др. Члены семьи, согласно народной терминологии белорусов, назывались «радня». В крестьянской семье неродные были редким явлением, и интеграция их в «домохозяйство» происходила путем усыновления. В традиции белорусов-полешуков – опекунство или усыновление близкими родственниками сирот до достижения ими совершеннолетия («лет зупольных»), если родни не было – крестными, богатыми крестьянами или просто соседями. Опекунство устанавливалось по «прыгавору» сельского собрания («схода»), и согласно ему опекунам давалось во временное пользование имущество сирот до достижения ими совершеннолетия. Во многих семьях их воспитывали как родных и в дальнейшем обеспечивали частью своего хозяйства, что контролировалось теми же сельскими собраниями.

Важной традицией семейных взаимоотношений была патрилинейность как основа семейной структуры. В случае отсутствия в семье сыновей белорусы нередко брали чужих детей в семью «за сына». Обычно усыновление бедными семьями происходило в случае крайней необходимости, когда семья остро нуждалась в рабочих руках. Зажиточные крестьяне традиционно принимали в семью детей внаем как рабочих, прислугу и с другими целями на определенный срок, который нередко был довольно продолжительным (несколько лет). Между ними и членами домашнего сообщества чаще устанавливались отношения прислуги и господина. Традиция рано отдавать детей «в люди» (другую семью) для работы и обучения хорошо известна была со времен средневековья и существовала почти до середины XX в.

В белорусском феодальном обществе основным институтом, в рамках которого происходил процесс социализации, была большая мультифокальная семья, состоящая из нескольких поколений, или малая нуклеарная семья – из одной брачной пары с детьми или без них. Для Мозырско-Припятского Полесья были характерны семейно-родовые общины, получившие название «двор», «дворышча», состоявшие из нескольких малых семей (чаще родственных), которые вели общее хозяйство, совместно обрабатывали землю, коллективно пользовались землей и хозяйством. Это были большие семейные коллективы, размещавшиеся в нескольких близлежащих домах. Их возникновение связано с необходимостью кооперации усилий по обработке земли, содержанию скота, оплате налогов и пр.

«Дворышчы» были широко известны и в Западном Полесье. В состав их входило от 2 до 10 и более «дымов» (семей). «Дым», по подсчетам белорусского историка П. Козловского, в мирное время состоял из 7 человек, а в военное – из пяти. Членами семьи могли быть зятья, шурины, племянники или племянницы, примаки, пасынки и др. Позднее дворища утратили свой чисто семейный характер и принимали в члены общины не родственников («cяброў»), которые становились совладельцами имущества и земли, имели право выделиться, продать свою часть земли и купить ее в новом месте.

Следует отметить, что наиболее желательной формой крестьянской семьи была сложная. Она лучше была обеспечена рабочей силой, в отличие от простой нуклеарной семьи, где труд каждого члена был существенным вкладом в общее благосостояние.

Особенность семейного хозяйства общинного типа – оно являлось основным центром производства товаров и услуг. Семья выступала качестве интегрированной производственной ячейки, где все ее члены трудились вместе. Существовало строгое разделение труда на мужские и женские работы. Женщины, на которых лежала ответственность за воспитание детей, играли важную роль в экономике домашнего хозяйства, носившего характер экономического партнерства.

Господствующим типом взаимоотношений в традиционной семье, просуществовавшей до 1920-х гг., был авторитарный. Отношения строились на основе иерархии и подчинения главе семьи. Функции главы исполнял хозяин (у русских «большак»). Он заботился о сохранении единства семьи, что было очень важным с точки зрения эффективности ведения домашнего хозяйства, распоряжался имуществом и семейной кассой, руководил хозяйственными работами членов семьи, в том числе и детей. Глава семьи определял и меру ответственности для членов, которые нарушали установленный порядок, являясь высшей дисциплинарной инстанцией. Кроме того, он должен был быть примером трудолюбия и морального поведения для остальных членов семьи. Ему принадлежало почетное место в отправлении важнейшего обряда – культа предков.

Принцип старшинства, который обеспечивался стойкой этнической традицией, господствовал как в иерархии власти в семье, так и в авторитете главы семейства. Он предусматривал почти пожизненный статус главы семьи. Как отмечали опрошенные нами жители региона, при выборе жениха и в других важнейших событиях личной жизни отцу и матери принадлежало решающее слово еще в 1940–50-х гг. Информатор из д. Юровичи говорила, что выходила замуж в 1930 г. за вдовца из-за того, что не посмела ослушаться отца.

Очень живучей была традиция отцовской авторитарности и подчинения («што тата скажа, то і рабілі») его воле со стороны взрослых детей, которые имели уже свои семьи. Тем не менее власть отца не была деспотичной. Его могли сместить с этого важного поста в случае пьянства, старости, болезни, по другим причинам. Отец оставался главой семьи примерно до 60–65 лет. В редких случаях он мог передать власть старшему сыну значительно раньше (например, в связи с болезнью).

В семьях белорусов во всех регионах, в том числе и на Полесье, в Х1Х в. встречалось совместное проживание родителей с женатыми сыновьями или семей женатых братьев после смерти отца. Большие (неразделенные) «домохозяйства» были сложной формой и включали родственников двух-трех поколений: родителей, детей, внуков. В середине ХІХ в., по подсчетам А. Н. Курилович, их было более половины (51,3%) от всех семей, причем большинство – отцовского типа. Это были большие семейные коллективы, число членов которых, по нашим данным, даже в конце Х1Х в. могло достигать 35 человек. Такой тип семьи носил название отцовской неразделенной семьи, где вместе с родителями жили женатые сыновья со своими детьми. Имущество считалось общим, и семья совместно вела хозяйство под началом отца. Неразделенная семья в свою очередь имела два подтипа: однолинейный и многолинейный. Однолинейные включали несколько поколений, состоящих в прямом родстве, а в каждом поколении было не более одной брачной пары. Многолинейные сосотояли из нескольких поколений, связанных не только прямым, но и «боковым» родством. В одном поколении было не менее двух брачных пар одного поколения. Мультифокальная структура семьи (из нескольких простых семей) встречалась преимущественно у крестьян.

В братских семьях (из нескольких женатых братьев с детьми или без них) главой выступал чаще старший брат к середине х1х в. братские семьи, в которых общее хозяйство было у двух (редко трех и более) братьев, составляли третью часть. При этом следует заметить, что большие неразделенные семьи не оставались таковыми очень долго. Это был определенный этап в жизни сложной семьи. В конце Х1Х в. начался процесс активного отделения женатых сыновей от родителей, семьи делились на малые нуклеарные. В полесской семье традиционно жил с престарелыми родителями или одним из них младший сын. Он получал их долю собственности и обязан был досмотреть их. Сегодня эта традиция, как правило, не существует и престарелых родителей досматривает тот, кто живёт ближе или имеет возможность это делать. Чаще опеку над престарелыми родителями берут дочери.

Сложные по структуре мультифокальные семьи были устроены строго патрилинейно. Главным фактором, связанным с патрилинейностью, была специфика обычаев наследования. Дом и земля оставались в нераздельном владении мужчин, бывших в родстве с умершим. Передача наследства осуществлялась исключительно по мужской линии. Это положение регулировалось семейным («звычаёвым») правом. Согласно обычного права, наследная земля отца – «бацькаўшчына», деда – «дедизна», «дедина», «дядовцизна». дядьки – «дядьковщина» передавалась по мужской линии (сыновьям, внукам).

Примерно также происходила передача наследства в дворянской семье. Как свидетельствуют актовые документы, все недвижимое имущество и земля делились между сыновьями («спадкамі», «дзедзічамі») поровну. Однако оно могло быть уменьшено за плохие поступки. Дочки получали, как правило, часть движимого имущества (одежда, украшения, предметы домашнего обихода и пр.) и определенную сумму денет в качестве приданого вена ). которое получали, выходя замуж, от отца, а в случае его смерти от братьев или опекунов.

Патрилинейный характер семьи отражался и на структуре родства, выступающего в качестве решающего критерия принадлежности к семье. Об этом также может свидетельствовать тот факт, что в посемейных списках, переписных листах соблюдалась строгая последовательность записей в соответствии с критериями родства. Сначала в списке шел самый старший мужчина в семье (отец), затем его братья или сестры, жена, сыновья (женатые записывались вместе с женой и детьми), дочери и последними – другие родственники.

В семьях на Полесье (преимущественно в сельских) еще во второй половине х1х в. часто встречалось совместное проживание родителей с женатыми сыновьями или женатых братьев со своими семьями. Сохранность неразделенных семей белорусский этнограф А. Н. Курилович связывает с «отходничеством» в районах его наибольшего распространения, к которому относился и Мозырский уезд. Исследователь В. Носевич справедливо отмечает такую важную мотивацию сохранности больших семей у белорусов, как желание и потребность иметь самодостаточное и эффективное хозяйство. Неразделенная семья, по данным А. Н. Курилович, была многодетной (в среднем по 8–10 детей), где каждая брачная пара имела по 3–4 (редко по 5–6 детей). Однако смертность в этот период была очень высокой. В среднем оставалось в живых 3–5 детей. В городе этот показатель был еще ниже. Рождаемость существенно отличалась в различных слоях общества. Ниже рождаемость была у привилегированного сословия и выше – у крестьян, рабочих, ремесленников.

Семейное обычное право определяло семейные взаимоотношения. оно регламентировало семейно-брачные отношения, опеку над малолетними детьми и старыми людьми, усыновление и принятие в семью чужаков, наследные права и порядок раздела имущества, воспитание детей и пр. Оно также определяло моральные установки и правила поведения людей в обществе, отношение к труду, собственности и др.

В советской научной литературе традиционно бездоказательно отмечалось приниженное положение женщины в белорусской семье. Однако изучение многочисленных источников, опрос респондентов не подтверждают этого. Хозяйка, мать семейства имела не только многочисленные обязанности, но и пользовалась своими правами почти наравне с мужчиной. А в отдельных случаях ее роль в семье была более значимой, чем мужа. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в семьях шляхты, где еще в начале нового времени исследователи отмечали высокий статус и положение женщины не только в семье, но и в обществе. Об этом статусе свидетельствует и существование у белорусов двух линий родства – отцовской линии («по мячу») и материнской («по кудели»), игравших важную роль в процессах интеграции и консолидации семей. Структура семьи существенно меняется в конце Х1Х в. вследствие активизации капиталистических отношений, которые вызвали расслоение крестьянства, потребность в индивидуальной собственности и желание молодых жить отдельно от родителей, что спровоцировало распад большой семьи (особенно среди бедных семей). Так, поданным Русского географического общества, в полесском регионе богатые семьи включали в среднем 10,6 человека, средние – 7 и бедные – 52 человека. Господствующим типом становится малая нуклеарная семья, составившая две трети от общего количества. Все уже становится родственный состав семьи, уменьшается среднее количество её членов и число детей в семье. Хотя в крестьянской семье и вначале XX в. была заметна ориентация на многодетную семью. Несмотря на эти тенденции, большая неразделенная семья как архетип дошла до ХХ в. и встречалась еще в 1930-е гг., о чем свидетельствуют материалы наших исследований среди сельского населения Мозырского Полесья.

Мозырский уезд – самый большой в Минской губернии – занимал в ней лишь пятое место по рождаемости и, следовательно, имел самые низкие показатели естественного прироста населения. в первой половине XX в. рождаемость в регионе продолжает снижаться, во второй половине происходит смена типа воспроизводства населения с дальнейшим снижением рождаемости. Правда, после Второй мировой войны был всплеск рождаемости, но ужев50-е гг. она стабилизировалась на более низком уровне, чем до войны. Начиная с 1960-х гг. рождаемость постоянно уменьшалась. На этот процесс оказали влияние занятость женщины в общественном производстве, повышение ее общеобразовательного и культурного уровня, более позднее вступление в брак, развитие системы здравоохранения и другие факторы.

Мозырщина относилась к региону, где были распространены ранние браки. Это способствовало тому, что за длительный репродуктивный период женщина успевала рождать 5–7 детей. К 1991 г. только каждая десятая-одиннадцатая женщина родила 3 и более детей. Это означает, что расширенное воспроизводство населения обеспечивалось только на 10 25. вначале ХХ1 в. эта тенденция сохранялась, достигнув критической точки. Во многом этому способствует и трансляция средствами массовой информации идеала бездетной и малодетной семьи, который воспринимается молодежью как безальтернативный. Биологически минимальной структурой семьи все чаще становится матрифокальная семья (мать+ребенок), в которой отсутствует мужчина. Известно, что дети нуждаются в обоих родителях, которые в процессе семейных взаимоотношений взаимодополняют друг друга и знакомят детей с различными сторонами социального опыта (мужского и женского).

 

«Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем»

А.Гурко (ред.) – 2010 г.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.