Дифференциальный диагноз гиперактивности и дефицита внимания у детей
· Индивидуальные особенности темперамента: характеристики поведения и когнитивных функций активных, подвижных детей не выходят за границы возрастной нормы. · Тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов. · Астенический синдром при соматических заболеваниях. · Церебрастенический синдром: резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации. · Эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет). · Сенсоневральная тугоухость. · Эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии). · Психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения. · Наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита–Мажениса, Беквита–Видемана, фрагиальной Х-хромосомы и некоторые другие. Необходимо тщательно разграничивать ГРДВ с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по своим внешним проявлениям, но существенно отличающихся от ГРДВ как по причинам возникновения, так и методам коррекции. Учитывать это тем более важно, что в последние годы обозначилась тенденция к необоснованно частой постановке диагноза ГРДВ и получило распространение заблуждение о том, что диагностика ГРДВ не представляет собой значительных трудностей. К подростковому возрасту гиперактивность у детей с ГРДВ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания продолжают в той или иной степени сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Часто наблюдаются безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ГРДВ. Высокой эффективностью в лечении ГРДВ обладают препараты ноотропного ряда. Курсы ноотропов целесообразно проводить несколько раз за год в периоды наиболее интенсивных учебных нагрузок. НАРУШЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (возрастная градация) 1. Младенческие нарушения: · отсутствие комплекса оживления, · отсутствие эмоциональных реакций или задержка в их появлении, · неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого, · апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым. 2. Специфические нарушения раннего возраста: · отсутствие эмоционального заражения, · высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, · отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей, · отсутствие положительной реакции на новые игрушки, · боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность, · эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете, · депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия, · амбивалентность поведения, · равнодушие и апатия. 3. Специфические нарушения дошкольного возраста: · отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность переживать), · отсутствие синтонии (способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира), · отсутствие "чувства вины" (феномен эмоциональной регуляции), · множество негативных эмоций и фобий, · выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; · особенности личной незрелости – склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения; · инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; · импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу; · реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, энурез, побеги как реакция активного протеста. 4. В младшем школьном возрасте: · сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; · нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения; · стремление к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; · акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; · наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффектных вспышек выраженными вегенетативно- сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями; · отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; · реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям; · гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями; · выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду; · нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей; · дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи. 5. В предпубертатном периоде: · отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; · невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки; · раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; · сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность; · переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.) · неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста; · неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы. Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие: · стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; · выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений; · асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации; · неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения; · ранее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА" 1.Учреждение, где проводится обследование__________________________ 2.Дата:___________________________________________________________________ РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3.Пол: м/ж________ ФИО____________________________________________________________________ 4.Возраст__________Дата рождения___________________________________________________________ 5.Адрес______________________________________________________________________ 6.1 группаздоровые дети, в услов. сем. депривации______________________________________________ 7.2 группадети с орган.предиспозицией,в услов. семейн. депривации______________________________ 8.3 группадети, находящиеся в условиях полноценной семьи________________ 9.Комплексная психолого-медико-педагогическая комиссия______ (да/нет, учреждение, дата)___________________________________________ 10.Девиантность поведения без правонарушений (да/нет, возраст проявлений__________________________________________________________ 11.Нарушения привязанности раннего детского возраста_________________________ 12.Эмоциональные р-ва из-за разлуки (до 7 лет)______________________________ 13.Конформное, зависимое поведение; общение с детьми мл.возраста____________ ____ 14.Трудности общения (тормозимый интроверт, аутист, реакции пассив.отказа, бедность эмоциональных контактов)______________________________________________ 15.Оппозиционное поведение без агрессии (упрямство, реакции актив протеста)__ 16.Вызывающее поведение (возбудимость, драчливость)______________________ 17.Эгоцентрически-демонстративное поведение__ _____________________________ 18."Бесцельно - праздное" поведение______________________________________ 19.Соответствующее возрасту отсутствие психосексуальных интересов, секс.контактов_______________________________________________________ 20.Задержанное (более, чем на 2 года к периоду 12 лет)формирование психосексуальных интересов__ __ 21.Опережающее (более чем на 2 года от периода 12 лет) развитие психосексуальных интересов, девиаций___________________________________________________ 22.Расстройство половой идентификации (неудовлетворенность полом, стремление к его изменению____ 23.Стойкая делинквентность поведения (да/нет, возраст начальных проявлений)___ 24.Стойкая аффективно-вербальная и физическая агрессивность в общении со сверстниками (озлобленность, грубость,чрезмерная драчливость, избиения)_____ 25.Агрессивность с садист. проявлениями в поведении_______________________ 26.Аутоагрессивные действия; суициды, связанные с межличностными отношениями 27.Влияние среды - негативное (соц. запущенность)________________________ 28.Влияние среды - позитив., компенс.______________________________ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|