Здавалка
Главная | Обратная связь

Дифференциальный диагноз гиперактивности и дефицита внимания у детей



· Индивидуальные особенности темперамента: характеристики поведения и когнитивных функций активных, подвижных детей не выходят за границы возрастной нормы.

· Тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.

· Астенический синдром при соматических заболеваниях.

· Церебрастенический синдром: резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации.

· Эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет).

· Сенсоневральная тугоухость.

· Эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии).

· Психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения.

· Наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита–Мажениса, Беквита–Видемана, фрагиальной Х-хромосомы и некоторые другие.

Необходимо тщательно разграничивать ГРДВ с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по своим внешним проявлениям, но существенно отличающихся от ГРДВ как по причинам возникновения, так и методам коррекции. Учитывать это тем более важно, что в последние годы обозначилась тенденция к необоснованно частой постановке диагноза ГРДВ и получило распространение заблуждение о том, что диагностика ГРДВ не представляет собой значительных трудностей.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей с ГРДВ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания продолжают в той или иной степени сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Часто наблюдаются безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ГРДВ. Высокой эффективностью в лечении ГРДВ обладают препараты ноотропного ряда. Курсы ноотропов целесообразно проводить несколько раз за год в периоды наиболее интенсивных учебных нагрузок.

НАРУШЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (возрастная градация)

1. Младенческие нарушения:

· отсутствие комплекса оживления,

· отсутствие эмоциональных реакций или задержка в их появлении,

· неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого,

· апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым.

2. Специфические нарушения раннего возраста:

· отсутствие эмоционального заражения,

· высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения,

· отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей,

· отсутствие положительной реакции на новые игрушки,

· боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность,

· эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете,

· депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия,

· амбивалентность поведения,

· равнодушие и апатия.

3. Специфические нарушения дошкольного возраста:

· отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность переживать),

· отсутствие синтонии (способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира),

· отсутствие "чувства вины" (феномен эмоциональной регуляции),

· множество негативных эмоций и фобий,

· выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

· особенности личной незрелости – склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения;

· инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

· импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, энурез, побеги как реакция активного протеста.

4. В младшем школьном возрасте:

· сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

· нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

· стремление к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

· акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

· наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффектных вспышек выраженными вегенетативно- сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями;

· отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

· реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;

· гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

· выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

· нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

· дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

5. В предпубертатном периоде:

· отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;

· невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

· раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

· сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;

· переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т.п.)

· неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста;

· неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.

Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:

· стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

· выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

· асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

· неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

· ранее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.

 

Приложение 1.

КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА"

1.Учреждение, где проводится обследование__________________________

2.Дата:___________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 0 (общие данные)

3.Пол: м/ж________ ФИО____________________________________________________________________

4.Возраст__________Дата рождения___________________________________________________________

5.Адрес______________________________________________________________________

6.1 группаздоровые дети, в услов. сем. депривации______________________________________________

7.2 группадети с орган.предиспозицией,в услов. семейн. депривации______________________________

8.3 группадети, находящиеся в условиях полноценной семьи________________

9.Комплексная психолого-медико-педагогическая комиссия______

(да/нет, учреждение, дата)___________________________________________

10.Девиантность поведения без правонарушений (да/нет, возраст проявлений__________________________________________________________

11.Нарушения привязанности раннего детского возраста_________________________

12.Эмоциональные р-ва из-за разлуки (до 7 лет)______________________________

13.Конформное, зависимое поведение; общение с детьми мл.возраста____________ ____

14.Трудности общения (тормозимый интроверт, аутист, реакции пассив.отказа, бедность эмоциональных контактов)______________________________________________

15.Оппозиционное поведение без агрессии (упрямство, реакции актив протеста)__

16.Вызывающее поведение (возбудимость, драчливость)______________________

17.Эгоцентрически-демонстративное поведение__ _____________________________

18."Бесцельно - праздное" поведение______________________________________

19.Соответствующее возрасту отсутствие психосексуальных интересов, секс.контактов_______________________________________________________

20.Задержанное (более, чем на 2 года к периоду 12 лет)формирование психосексуальных интересов__ __

21.Опережающее (более чем на 2 года от периода 12 лет) развитие психосексуальных интересов, девиаций___________________________________________________

22.Расстройство половой идентификации (неудовлетворенность полом, стремление к его изменению____

23.Стойкая делинквентность поведения (да/нет, возраст начальных проявлений)___

24.Стойкая аффективно-вербальная и физическая агрессивность в общении со сверстниками (озлобленность, грубость,чрезмерная драчливость, избиения)_____

25.Агрессивность с садист. проявлениями в поведении_______________________

26.Аутоагрессивные действия; суициды, связанные с межличностными отношениями

27.Влияние среды - негативное (соц. запущенность)________________________

28.Влияние среды - позитив., компенс.______________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.